Проект станет частью направления musicAeterna Αθεατρον, посвященного исследованиям новых форм театра и сценического искусства. В этом формате объединяют академическую музыку, поэзию и драму в исполнении музыкантов, художников и других творческих креаторов.
Премьера «Посвящения Ивану Голлю» в постановке режиссера Елизаветы Мороз состоится 17, 18 и 19 ноября в новом пространстве Дома Радио на Невском, 62. Спектакль с сочинениями для голоса и рояля, задуманный как эксперимент в жанре поэтического театра, соберет на сцене артистов хора musicAeterna и пианистов Николая Мажару и Александру Листову, а также актрису драмтеатра и кино Лауру Пицхелаури. Это пятая часть цикла Посвящения — одного из ключевых форматов Дома Радио, благодаря которому были созданы постановки-оммажи Марине Цветаевой, Паулю Целану, Шарлю Бодлеру и Курту Вайлю.
В центре «Посвящения Ивану Голлю» — сочинения современных композиторов, основанные на текстах Голля на французском и немецком языках. Среди авторов — Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, Егор Ананко, Виктория Харкевич, Кирилл Архипов, Александр Белоусов, Вангелино Курентзис и Теодор Курентзис. В своих работах композиторы постарались соединить музыкальные и драматические элементы для выражения авангардной поэзии Голля. В рамках премьерных показов постановки Дом Радио совместно с издательством DA при поддержке фонда Alma Mater выпускает иллюстрированный художником Кириллом Гатавана сборник-билингву (на немецком и французском и переводами на русский, сделанными Ипполитом Харламовым и Екатериной Черезовой) с 24 стихотворениями поэта.
Режиссер, куратор направления musicAeterna Αθεατρον:
Прижизненно известный, после смерти будто бы стал забыт. Поэтому очень многое, что мы знаем о его творческом пути, мы знаем через его вдову Клэр Голль, которая выпустила большую книгу воспоминаний с очень говорящем названием «Никому не прощу». Много информации о Голле я получила из этой книги. Но тут важно отметить, что в постановке мы отказываемся от биографичности. Творческий путь Голля связан с дадаизмом, экспрессионизмом, сюрреализмом, что, как и в случае с языками, снова делает его почти неуловимым автором. Поэтому основной темой спектакля я выбрала дуальность — ощущение, которое считывается в стихотворении «Жан-гермафродит», где поэт экранизирует в сознании читателя соединенность неодинакового в одном. Это состояние красной нитью проходит через его собственные творчество и биографию. Эта двойственность также проявляется в очень эротичном и чувственном цикле «Малайские песни», где он пишет от женского лица, транслируя тот язык, который он бы хотел слышать от своей музы. Отчасти ее образ выступает лирическим героем нашего спектакля — это некая сущность, обыденный объект, который в сознании поэта обретает ценность возвышенного художественного объекта, красота которого пугает его самого.
Иван Голль, настоящее имя которого Исаак Ланг, был франко-немецким поэтом, драматургом и писателем, известным своим вкладом в экспрессионизм и сюрреализм. Родился в 1891 году в Лотарингии, Франция, однако большую часть жизни провел в других странах Европы и США. В годы Первой мировой войны поэт уехал в Швейцарию, где познакомился с деятелями искусства, поддерживавшими пацифизм, включая Ромена Роллана и Тристана Тцара. Голль писал на французском и немецком языках и активно переводил работы других поэтов.
18+
Комментарии (0)