18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Игорь Бутман: «Мы музыканты, и мы выбрали эту очень непростую профессию, чтобы нести радость людям»

В этом году всех любителей джаза ждет настоящий праздник — большой концертный тур Московского джазового оркестра под управлением народного артиста России Игоря Бутмана, посвященный 25-летию (!) коллектива. В тур войдут 25 городов, в каждом из которых ожидается много сюрпризов. Мы попросили маэстро раскрыть несколько секретов юбилейной программы, поговорили с ним о том, как за 100 лет изменилось отношение к джазу в России и какой плейлист Игорь Михайлович вместе с оркестром подобрал для ювелирных центров дома MIUZ Diamonds, который стал эксклюзивным партнером тура.

Пресс-служба Miuz Diamonds

В этом году Московский джазовый оркестр празднует 25-летний юбилей. Какое самое яркое и важное событие произошло с коллективом за четверть века?

Интересных эпизодов у нас было много: за 25 лет мы объездили почти весь мир, выступали на самых престижных концертных площадках, делили сцену с мировыми звездами, среди них — Ди Ди Бриджуотер, Патти Остин, Курт Эллинг, Рэнди Брекер, Джо Ловано, Билли Кобэм, Билл Эванс и другие великие музыканты. У нас было много программ, которыми мы гордимся, одна из них — «Карнавал джаза», ее мы сделали с Ларисой Долиной. Запомнился наш недавний выезд с оркестром «Новая Россия» Юрия Башмета на Великую Китайскую стену, выступления на фестивалях в Европе и Канаде, на Международном дне джаза в Санкт-Петербурге.

И, конечно, юбилейный тур, который мы сейчас проводим в партнерстве с ювелирным домом MIUZ Diamonds, тоже запомнится нам навсегда и, надеюсь, останется в сердцах наших слушателей.

Совсем недавно мы записывали интервью для нашего юбилейного подкаста, который скоро выйдет во «ВКонтакте», с солистом Московского джазового оркестра Эдуардом Зизаком. Мы с ним единственные, кто работает в оркестре со дня основания, и мне тоже было интересно спросить, какое у него самое яркое впечатление за годы работы в оркестре.

Расскажите какое.

Мы вместе вспомнили одну из первых наших поездок в США и выступление в Линкольн-центре вместе с джазовым оркестром Уинтона Марсалиса. И это был, конечно, для нас очень яркий момент, когда американский и русский оркестры играли друг напротив друга на одной сцене. Мы вместе импровизировали, вместе поражали зрителей мастерством. 

В связи с этим я вспомнил свой юбилейный концерт в Кремлевском дворце, когда в 2021 году мы повторили то, что было в 2003 году в Линкольн-центре, только теперь в Россию приехал Уинтон Марсалис и его оркестр. Так что и российские зрители стали свидетелями этого поистине уникального концерта.

«Наша основная задача, чтобы после нашего концерта люди выходили вдохновленными, а главное — счастливыми»

За все время существования у вашего оркестра выработалась своя система ценностей. Как бы вы охарактеризовали свою главную миссию?

Мы музыканты, и мы выбрали эту очень непростую профессию, чтобы нести радость людям. Это наша главная миссия. Наша основная задача, чтобы после каждого концерта люди выходили вдохновленными, а главное — счастливыми. Мы дарим публике заряд энергии и любви и хотим, чтобы эти эмоции сохранялись в их сердцах как можно дольше.

Что будет представлять собой юбилейная программа? 

Мы подготовили большой тур по 25 городам России и 25 концертов в них в честь нашего юбилея. Также мы выпустим новый альбом, в который войдут треки, записанные в течение 25 лет, но еще не изданные. Альбом будет посвящен музыке великих русских композиторов: Александра Бородина и Модеста Мусоргского. Еще у нас прошли три очень разных по концепции гала-концерта в московском Театре Эстрады с очень разными солистами (от Валерия Сюткина до оперной дивы Хиблы Герзмавы).

В салонах нашего ювелирного партнера, бренда MIUZ Diamonds, с которым нас объединяет любовь к прекрасному и верность традициям, прозвучат композиции в исполнении джазового оркестра под моим руководством. Вместе с командой нам предстояло выбрать лучшие композиции, после прослушивания которых люди не только влюбятся в джаз, но и получат новый эмоциональный опыт и удовольствие в процессе выбора ювелирных украшений. Этот плейлист должен порадовать наших слушателей, которые ценят ювелирное искусство так же высоко, как и музыку. 

«В Петербурге мы представим программу с Ларисой Долиной, Билли Новиком и Варварой Убель 5 октября в БКЗ "Октябрьский"»

По какому принципу города включались в юбилейный тур?

Мы руководствовались несколькими критериями. В первую очередь нам надо было выбрать города, где были свободные даты в лучших концертных залах. Наш оркестр любят и везде ждут, но, конечно, хочется представить его на первоклассных площадках. Была проделана большая работа, чтобы подобрать лучший маршрут.

Есть города, где мы бываем чаще, поскольку делаем там фестивали, например, в Челябинске или Красноярске. В замечательном городе Новокузнецке есть джаз-клуб «Геликон» и работает филиал нашей «Академии джаза». Еще один родной для нас город — Владивосток. Первый раз я там выступал в 1985 году, очень волнующим опытом будет вновь поехать на край нашей необъятной родины. Также мы любим выступать в Твери. Там великолепные зрители: публика слушает внимательно и с огромным энтузиазмом тебя поддерживает. Именно поэтому наш тур стартовал в Твери.

Конечно, мы приедем на мою родину — в Санкт-Петербург. Здесь я впервые услышал и начал играть джаз. Это по-настоящему джазовый город. В Петербурге есть Филармония джазовой музыки Давида Голощекина, недавно открылся мой джаз-клуб. Здесь мы представим программу с Ларисой Долиной, Билли Новиком и Варварой Убель 5 октября в БКЗ «Октябрьский».

В общем, приедем во все города, где мы были и где получили удовольствие.

В ваш оркестр иногда приходят новые музыканты, в том числе и из вашей академии. Как вы находите новые таланты?

Найти новые таланты среди выпускников «Академии джаза» несложно. В прошлом году на отчетном концерте я увидел молодого саксофониста, играющего на баритон-саксофоне. Это был студент четвертого, выпускного курса Константин Бойцов, который играет на всех разновидностях саксофонов, кларнетов и флейт. Я был под большим впечатлением от его игры, энтузиазма и знаний. Наш баритон-саксофонист, который уже много лет работал в оркестре, собирался строить сольную карьеру, поэтому на его место я позвал Константина. 

Очень многих музыкантов я увидел на международном конкурсе «Мир джаза», который проходит в Ростове-на-Дону, и пригласил в свой оркестр: Евгения Побожего, Олега Аккуратова, Ивана Акатова, до сих пор работают у нас победители этого конкурса Антон Чекуров, Илья Морозов, Даниил Никитин. Вот так и подбираем артистов в наш коллектив. Иногда участники оркестра рассказывают мне о талантливых музыкантах, я обращаю на них внимание и беру на заметку.

А насколько быстро люди разных поколений находят общий язык?

У нас любовь к общей музыке, одни и те же кумиры, поэтому находят очень быстро. Просто кто-то этих кумиров открыл для себя еще 20 лет назад, а кто-то только вчера. Но мы всегда найдем о чем поговорить. Молодежь делится своими знаниями о том, что происходит в мире джаза прямо сейчас, в том числе и со мной, и с «ветеранами» оркестра (смеется).

Залог успеха — обмен опытом и правильная атмосфера в коллективе. Главное, что у всех есть возможность себя проявить, каждому предоставляется возможность сыграть соло, поэтому нет зависти, что кому-то досталось больше аплодисментов.

Но если человек не уживается в коллективе, приходится с ним вежливо расставаться, чтобы музыканты в первую очередь думали о музыке, публике и об образе, который они создают, когда играют, а не о том, кто хороший или плохой.

Пресс-служба Miuz Diamonds

Два года назад вы приняли участие в создании документального фильма «Джаз 100», посвященного столетней истории джазовой музыки в России. Расскажите, как, по вашему мнению, за это время изменилось отношение к джазу в нашей стране.

Не только отношение к джазу, но и вообще все изменилось в нашей стране. В Советском Союзе было противоречивое отношение к джазу. Даже две самые популярные газеты, «Известия» и «Правда», дискутировали о том, хорошо слушать джаз или плохо. В этот спор даже вмешался сам Сталин и написал, чтобы газеты занимались серьезными делами, а не выясняли отношения по поводу джазовой музыки.

Была эпоха разгибания саксофонов, была борьба с западным влиянием, борьба со стилягами. Все это, так или иначе, к сожалению, касалось джаза. Хочу еще раз подчеркнуть, что джаз — это не проявление западного искусства или воплощение чего-то вульгарного, это великое искусство, которое построено на импровизации. Оно создано не одним человеком и не одной нацией или страной, так же, как и любая другая музыка, как опера, балет или академическая музыка, вклад в которую внесли все страны мира.

При этом до сих пор жив стереотип о том, что джаз — это западное искусство. Мы с этим боремся и доказываем, что российский джаз — это такое же высокое искусство, как русская опера, балет и классическая музыка. Сегодня в нашей стране есть огромное количество выдающихся музыкантов, композиторов, аранжировщиков и импровизаторов, которые играют на самом высоком уровне.

Но конечно, со временем отношение к джазу стало лучше. Во многом благодаря огромному количеству джазовых фестивалей, которые сейчас проводятся почти в каждом регионе нашей страны. Работает 80 колледжей и вузов, в которых преподают джазовое исполнительство. На телевидении все чаще и чаще появляются джазовые музыканты.

В джазовых фестивалях принимают участие популярные артисты — Полина Гагарина, Дмитрий Маликов, Леонид Агутин, L’One, Мот, а также блестящие актеры — Алексей Гуськов, Виктор Добронравов, Игорь Скляр, Константин Хабенский. Так что для джаза сейчас очень хорошее время, как и для культуры в целом. Поддержка президентских фондов, спонсоров, конечно, дает возможности проявить талант, показать себя. 

«Надо обязательно коммуницировать с иностранными партнерами и друзьями, делиться радостью новых открытий, преодолевать преграды и налаживать культурный обмен»

Как началась дружба Московского джазового оркестра с брендом MIUZ Diamonds и как вы относитесь к таким кроссовер-проектам совершенно, на первый взгляд, из разных сфер жизни?

Все сферы жизни связаны. Мы всегда говорим, что музыкант — это жемчужина, бриллиант, подчеркивая его значение. Когда музыкант выдал хорошую импровизацию, мы говорим о том, как он ювелирно обыграл гармонию. Ювелирные украшение радуют глаз, а джазовая музыка — душу.

Не могу не отметить, что в последнее время джаз вызывает огромный интерес у светской публики. К нам на концерты приходят люди, которые ценят эстетику во всем. Поэтому часто можно увидеть людей в украшениях от нашего партнера, которые отличаются потрясающим дизайном.

Вы сами носите украшения?

Из украшений у меня есть обручальное кольцо, часы, а теперь еще и брошь от MIUZ Diamonds — я недавно надевал ее для фотосессии.

Вы всегда были сторонником музыкального обмена и даже получили несколько престижных наград за вклад в развитие международных культурных связей. Насколько сейчас важен такой обмен и насколько он возможен?

Все связи, которые были раньше, — это большая работа. Сейчас при давлении противоречивой информации, которая звучит из разных источников, очень сложно сохранять международные связи. Теперь это еще бо́льшая работа, чем раньше. Но она продолжается в том же ключе. Надо заинтересовать коллег и объяснить им, что без контактов, общения и обмена мнениями со своими партнерами и друзьями очень сложно развиваться. Надо обязательно коммуницировать, делиться радостью новых открытий, преодолевать преграды и налаживать культурный обмен.

Пресс-служба Miuz Diamonds

У вас есть свой джаз-клуб в Петербурге и в Москве. В Петербурге вы родились и учились, в Москве живете большую часть жизни. Вы скорее себя относите к московской или в петербургской джазовой тусовке?

Сейчас я москвич и отношу себя к московским музыкантам, потому что я здесь живу большую часть времени. А Петербург — это мой родной и любимый город. Это город великолепных джазовых традиций и великолепных музыкантов. Я очень рад, что могу сказать, что я и петербуржец, и москвич.

Что для вас идеальный джем-сейшен?

Идеальный джем-сейшен — это когда на барабанах Тони Уильямс, на контрабасе Эдди Гомес, на рояле Херби Хэнкок, на трубе Клиффорд Браун, Майлз Дэвис или Фредди Хаббард. А на саксофоне — я (смеется). 

На самом деле, для меня все джем-сейшены идеальны. Иногда они прекрасны в своей странности. В свое время Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи придумали сложные гармонические цепочки, чтобы плохие музыканты, которые пытались их сыграть, не могли их исполнить, — тогда джем-сейшен становился идеальным. Но вообще, хороший джем-сейшен — это когда все музыканты знают стили и владеют мастерством и, главное, не очень долго играют свои соло (смеется).

Вы были знакомы и играли с представителями советского андеграунда и с зарубежными звездами. Еще в репертуаре вашего оркестра есть аранжировки классической музыки. Какое направление вам ближе и почему?

Я не могу сказать, что мне ближе. Любая хорошая, творчески наполненная музыка мне интересна. Тема, на которую ты импровизируешь, может быть разная: разные гармонические сетки, разные ритмы.

Мы все полюбили джаз за возможность сочинить на данную тему свою мелодию в реальном времени. И это, конечно, главное. Если это звучит профессионально и здорово, то жанр не имеет значения.

А стили мне близки самые разные. Мне нравятся очень многие музыканты с 20-х годов прошлого века и до сегодняшних дней.

Какие у вас планы?

Будем стараться продолжать следить за тем, что происходит в мире музыки, и не отставать от наших коллег, чтобы еще через 25 лет мы смогли сделать такой же тур, но уже по 50 городам мира. Чтобы к нам приходила молодежь, новые композиторы, аранжировщики, солисты. И чтобы мы и наши многочисленные зрители как можно чаще бывали счастливы от совместных встреч.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)