18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

20 главных музыкальных альбомов 2023 года

«Собака.ru» продолжает подводить субъективные итоги года. Мы уже рассказывали вам, какие книги и фильмы (как иностранные, так и российские!) попали в число наших фаворитов. Следом музыкальный обозреватель Даша Гладких выбрала 20 главных релизов уходящего 2023-го: новый Sampha и обратившиеся к панку Shortparis, полноформатные дебюты André 3000 и «Ищейки», отошедший от вокальных баллад Джеймс Блейк и нашедший свой голос Nocow, саундтрек к провалившемуся сериалу «Кумир» и многие другие. 

На русском языке

Обложка альбома

Shortparis — «Гроздья гнева»

Казалось, что главный музыкальный арт-проект страны законсервировался в своей высокопарности. А потом, неожиданно для всех, выпустил панк-альбом — к которому фронтмен Николай Комягин даже отрастил волосы. Это в меру жесткий, в меру жизненный, хотя и сохранивший привычный драматизм релиз, выстроенный на движении к протесту.

Заглавная композиция отсылает к одноименному роману лауреата Пулитцеровской премии Джона Стейнбека — истории о жизни центральных штатов США во времена Великой депрессии. Вокруг него излучают «красненькое» (да, это отсылка к словам Бориса Ельцина) песни с намеками на беды прежних режимов.

Обложка альбома

Nocow — «Odinocow»

Ветеран петербургской электроники продолжает свое путешествие по жанрам. Его «Ruins Tape» 2011 года получил мировое признание на волне популярности дабстепа, «Ledyanoy Album» 2017-го строился на эмбиентном техно и IDM 90-х. Новый «Odinocow» базируется на «вокально-тяжелом типе призрачного R&B».

Внутри — обилие автотюна, даунтемпо-аранжировки, тоскливые, искаженные машиной человеческие эмоции, намеки на транс, хаус и отполированную электронику с ломанными битами. Все это объединяет голос: «Odinocow», по сути, первый вокальный альбом Nocow. Не скрываем, мы этого и ждали, возводя в далеком 2017-м в ранг неофициального гимна Петербурга его трек-признание в любви к городу «Samaya Dolgaya Noch».

Обложка альбома

«Ищейка» — «Я опять не могу проснуться»

Петербуржцы «Ищейка» в течение пяти лет готовили дебютный альбом, выпустив за это время плеяду вполне успешных синглов. Долгожданный 13-трековый «Я опять не могу проснуться» вобрал в себя все фирменные составляющие: густой звук, каскад рифов и честные тексты о самых трогательных эпизодах из жизни. Альбом отправляет в захватывающее в своей искренности приключение, которое не только задает новую планку отечественной инди и шугейз-сцене, но и открывает новую главу для группы «Ищейка», в которой мы желаем музыкантам только побед.

Обложка альбома

«Обе две» — «Циники»

Спустя 20 лет Катя Павлова прощается с проектом «Обе две». И не только потому, что «Мальчики закончились». Хотя в процессе подготовки к презентациям пластинки ей действительно пришлось собрать новый состав — и целиком из девочек: Даши Дерюгиной из группы «Комсомольск» и Светы Никулиной (позже они тоже объединились и создали совместный проект «Несладко»).

Как и другие альбомы «Обе две», «Циники» — очень личная история, исследование себя и психотерапия, которая помогает справиться с переживанием происходящего. Роман о любви во время чумы. Песни облачены в миленькие шуточки, ставшие ДНК «Обе две», но такой Катя Павлова больше быть не хочет — и обещает перейти к чему-то новому.

Обложка альбома

«Штыкнож» — «Гекатомбиум»

Супергруппы — сверхспособность не только Тома Йорка! Два атланта, на которых стоит альтернативная музыка Петербурга, — Леха Никонов из группы «Последние танки в Париже» и лидер «Психеи» Дмитрий «Фео» Порубов — тоже объединились под названием «Штыкнож». Вместе они делают монструозный панк с претензией на культ.

Третий альбом проекта «Гекатомбиум» похож на Франкенштейна: он сшит из жанров, яростен и не вписывается ни в какие рамки. Здесь и гитара в стиле группы «Химера», и постпанковские мотивы, и уходящая в хип-хоп электроника. Это и не удивительно: в записи им помогали диаметрально противоположные друг другу Игорь Старшинов из «Плохо» и Мария Блинова из «Ритуальных услуг».

Обложка альбома

«Прыгай киска» — «Икона»

Петар Мартич делал нойз-поп вместе с группой «Пасош», бэдрум-баллады в рамках скрытого за масками проекта «Озера», фитовал со своим давним другом Романом Варниным из «Мальбэка», уходил в шансон вместе с Анной Зосимовой и писал искренний сольный рэп после обвинения в ментальном и физическом насилии. Что бы он ни делал, за музыкантом следует тень его главного детища, принесшего известность в совсем не узких кругах.

Спустя 9 лет после последнего альбома «Прыгай киски» Мартич выпустил новый, хотя реюнион больше похож на еще один этап. Хитовая и стильная «Икона» при участии Boulevard Depo, Lipelis и Feduk звучит начистовую и напрочь лишена экспромта, за который когда-то полюбили «Киску» — Петар писал треки на коленке в Garage Band за 15 минут. Но это не значит, что «"Прыгай киска" продалась» — просто Мартич повзрослел.

Обложка альбома

Дельфин — «Прощай оружие»

Главная тема первого за пять лет студийного альбома Дельфина — взаимоотношения двух любящих друг друга людей: «Они тихи и прекрасны, яростны и опасны, непредсказуемы. Они нуждаются друг в друге, но не нужны миру, в котором живут. Они очень хотят, чтобы их оставили в покое. Они смотрят вдаль и ждут то ли шторма, то ли полного штиля. Они готовы к тому и другому. Они вместе».

Потому что единственное, за что необходимо бороться, — это любовь. Размышления об этом облачены в смесь из синти-попа, постпанка, нойза, шугейза, гаражных гитар, дрим-попа и упакованы в отсылку к Эрнесту Хемингуэю (с разницей в одну запятую!) и снимок 1950-х годов авторства британского фотографа Грейса Робертсона.

Обложка альбома

Муся Тотибадзе — «Symphonic Deluxe»

Здесь нет новых треков, потому что в 2023 году Муся уже выпускала альбом «Давно не танцевала», а «остальные треки — вечные». Вечные — это «Правда о любви», «Останусь с тобой», «Кто остановит этот дождь», «Ромео» и еще пять важных для певицы песен, в том числе каверы на «Я останусь с тобой» Натальи Ветлицкой и «Не бросай» группы «Колибри». Их Тотибадзе перезаписала вместе с оркестрами из Петербурга, Москвы и Тбилиси. Приглашенные музыканты придумали аранжировки на флейте, барочной гитаре, лютне, фаготе, скрипках и контрабасе.

По признанию певицы, «Symphonic deluxe» помог ей справиться с тяжелым депрессивным эпизодом. Мы верим в силу музыки — и поэтому тоже прописываем альбом всем, кто теряет почву под ногами.

Обложка альбома

Cream Soda — «Internet Friends»

Дебют новой вокалистки Cream Soda Алисы Стяжковой и первый альбом после смерти Димы Новы — музыкант скончался в марте 2023-го, провалившись под лед на Волге — получился экспрессивным, искренним и пропитанным любовью к рейв-культуре. Внутри — нейробасс и трансовые рифы, русская тоска и автотюн, а также ироничные аудиокомментарии Рустама Рептилоида. Не клюква, в общем.

Cream Soda — это всегда про поиск и привлечение нового, нередко авангардного, резонирующего с ДНК группы, в которой были и есть хаус и электроника. Поэтому «Internet Friends» — альбом для «прогрессивных и смелых, для тех, кто выше стереотипов, и готов развиваться и наслаждаться новым, несмотря ни на что».

Обложка альбома

Скриптонит — «7» и Gruppa Skryptonite — «Потеплело»

В 2023 году Скриптонит выпустил сразу пять новых альбомов — большинство без предупреждения! И никакой «отложки» — вот на кого точно стоит равняться Канье Уэсту! Однако за чередой релизов (и скандалов — в декабре Адиль Желалов высказался против сайта Genius, который неправильно, по его мнению, расшифровал его тексты) не потерялся только первый: седьмой по счету в его дискографии и названный как раз «7».

Это качественный альтернативный хип-хоп без следов «попсы» (при участии музыканта 104, петербуржца ALBLAK 52 и резидента Batyr Lab Самрата Иржасова aka Samrattama), лирический герой которого зол, агрессивен, ни с кем не церемонится, но в глубине души — раним и тонок.

Если вам лень разбираться в перипетиях релизов, вынесем за скобки еще один — сайд-проекта Адиля Gruppa Skryptonite. Его альбом «Потеплело» выдержан в привычной латиноамериканской эстетике и точно поможет пережить длинные месяцы зимы — чтобы не доставать чернил и не плакать вплоть до февраля.

Иностранные

Обложка альбома

Sampha — «Lahai»

Вы слышали его на альбомах Канье Уэста и Дрейка, Кендрика Ламара и Фрэнка Оушена, Джесси Уэр и Бейонсе, но, скорее всего, о нем не знаете. Знакомьтесь, Sampha — британский музыкант и продюсер, «серый кардинал» хип-хопа и поп-музыки, чей дебютный альбом «Process» взял Mercury Prize — вторую по значимости после Brit Awards музыкальную премию Соединенного королевства.

Спустя 6 лет (все это время музыкант присутствовал где-то рядом, даря свой ангельский голос занимающим первые строчки чартов песням) Sampha вернулся с новым альбомом. «Lahai» плотный, но легкий, как перышко, исследующий жизнь и многочисленные «прыжки веры», необходимые для того, чтобы прожить ее по-настоящему. Под эту музыку плачут и смеются, проживают свои самые счастливые и темные дни, рефлексируют и находят силы идти вперед.

Обложка альбома

André 3000 — «New Blue Sun»

Участник хип-хоп-дуэта Outkast почти 20 лет вынашивал идею своего дебюта. За это время André 3000 создавал одежду, продюсировал мультсериал, сыграл несколько ролей в кино, появлялся на гостевых куплетах у Фрэнка Оушена и Бейонсе — и играл на флейте! Процесс этот сначала превратился в мем, а потом вылился в экспериментальный альбом «New Blue Sun». «Клянусь, я действительно хотел сделать "рэп"-альбом, но в этот раз меня буквально сдуло ветром», — говорит музыкант в открывающем пластинку треке. И, кажется, никто не против, что это в итоге его медитативные, хотя часто истерически озаглавленные, композиции существуют в традициях Элис Колтрейн и Юсефа Латифа. Поэтому они и занимают первые строчки личных итогов года мастодонтов индустрии вроде Джея Зи.

Обложка альбома

King Krule — «Space Heavy»

Британец Арчи Маршал — приверженец традиций, хотя и тонкий. Как и все другие альбомы King Krule, «Space Heavy» сохраняет шероховатость, но отходит от привычных паттернов вроде бормочущего вокала и атмосферы неустроенности. Став отцом на пороге своего 30-летия, музыкант, кажется, все больше соприкасается с тихими удовольствиями, которые делают наши кажущиеся страдания переносимыми: в его песнях находят отражение и долгая прогулка по прохладному пляжу, и полная луна, виднеющаяся из чистой постели. Его треки похожи на ду-воп, но не звучат так («Our Vacuum»), а разбитая сладость гитар восходит к инди-року 90-х и лаундж-джазу («That Is My Life, That Is Yours»). Новый подход, но все та же старая красота.

Обложка альбома

Blur — «The Ballad of Darren»

Первая пластинка британцев Blur после «The Magic Whip» 2015 года вышла на фоне их триумфа после концертов на стадионе «Уэмбли». Но чувства вокалиста Дэймона Албарна противоположны: он «официально грустный 55-летний человек — и это нормально».

На «The Ballad of Darren» музыкант задается экзистенциальными вопросами: «Где мы сейчас? Что осталось? Кем я стал?». Абларн играет душераздирающую роль исповедующегося, но эти тщательно отшлифованные песни вызывают нечто более реальное, чем страдание: притупление потерь, теплую ауру упадка в кризисе среднего возраста и угасающую с годами веру в то, что кризис — это начало чего-то нового.

Обложка альбома

Caroline Polachek — «Desire, I Want to Turn Into You»

Арт-поп-певица и экс-участница дуэта Chairlift Кэролайн Полачек записала большую часть «Desire, I Want to Turn Into You» в период пандемии, а закончила работу — во время тура с Дуа Липой в 2022 году. Альбом-посвящение «всепоглощающему чувству влюбленности» максималистский: в нем использовано все, что есть в ее калейдоскопическом арсенале. Обращаясь к поп-эстетике 90-х и начала 2000-х (в числе источников вдохновения — Massive Attack, The Beach Boys и Тимбалэнд!), упаковывая лирику в трип-хоп грувы, басовые рифы, легкие ударные и небесно-светлые синтезаторы, Полачек представляет драму о всепоглощающей природе желания, характере, движении и динамике, о катарсисе и жизненной силе.

Обложка альбома

Olivia Rodrigo — «GUTS»

После триумфального дебюта «SOUR» 2021 года, принесшего звезде канала Disney три статуэтки «Грэмми», Оливия Родриго буквально впала в ступор: «Я не могла сесть за фортепиано и не думать о том, что подумают другие люди о том, что я играю». Ее беспокойство можно понять: титул лучшей новой исполнительницы, в 18 лет записавшей главный альбом года, накладывает определенные обязательства.

Несмотря на все страхи, Оливии удалось избежать славы певицы одного хита. Ее второй альбом «GUTS» с эмо-аддитивным поп-панком и балладами bombast-free дебютировал с первой строчки Billboard 200, был провозглашен Rolling Stone «мгновенной классикой» и вновь получил номинацию на звание пластинки года.

Обложка альбома
Обложка альбома

«The Idol: Music From the HBO Original Series»

Кинопроект музыканта Эйбела Тесфайе (The Weeknd) и режиссер и продюсера Сэма Левинсона был заявкой на главный сериал года: шоу было одним из самых ожидаемых в 2023-м, его премьера прошла вне конкурса на Каннском кинофестивале (до «Кумира» такой возможности удостаивались только новый сезон «Твин Пикса» Дэвида Линча и «Вершина горы» Джейн Кэмпион), а зрители надеялись на еще более провокационное содержание, чем в «Эйфории». Но «Кумир» оказался скучным — и чуть ли не худшим сериалом года: «Такой же пестрый и прилизанный, как и индустрия, над которой он пытается иронизировать, "Кумир" возносит себя на пьедестал с безудержным стилем, но увядает под светом прожекторов».

Рассматривать сериал об абьюзивных отношениях, выкрученных до принижающего градус проблемы абсурда, можно и нужно с другой стороны — музыкальной. Шесть треков, написанных The Weeknd и спродюсированных Майком Дином (ему в сериале посвящен отдельный эпизод — советуем сыграть в игру «Сколько раз это время произнесут его имя», если все-таки решитесь на просмотр), представляют грамотный поп-R&B-продукт, который смотрелся бы лучше в качестве отдельного альбома. А Лили-Роуз Депп идет по стопам матери, актрисы и певицы Ванессы Паради, и еще раз доказывает, что взяла от своих родителей все самое лучшее. Впрочем, у ее папы, Джонни Деппа, тоже есть своя музыкальная группа. 

Обложка альбома

Travis Scott — «Utopia»

Перед выпуском своего четвертого студийного альбома Трэвис Скотт взял самую долгую для себя паузу — длиной в почти пять лет. На «Utopia» нашли отражение события фестиваля «Astroworld»: в треке «Sirens» Трэвис читает о том, что гибель 10 человек не отпускает его. Не обошло альбом и влияние Канье Уэста — от своего учителя (Трэвис, в частности, работал над его альбомом «Yeezus» 2013 года в качестве продюсера) рэпер взял ориентир на мультижанровость.

Бум-бэп-бомбаст «Hyaena», фанкоделический хруст «Modern Jam», прогги-грохот «Circus Maximus», строгость «I Know?» и «Lost Forever» соседствуют здесь с почти меланхоличной балладой «Til Further Notice» — и делает ее таковой участие уже завсегдатая рэп- и хип-хоп-альбомов Джеймса Блейка.

Обложка альбома

James Blake — «Playing Robots into Heaven»

Для Джеймса Блейка работа над шестым альбомом — как возвращение домой. В 2010 году он стал первопроходцем в постдабстепе — и пустился в исследования: минималистичный поп, трэповые биты, суровые баллады, редкая камерная музыка, эксперименты с цифровыми технологиями нашли отражение во всех его пластинках.

На «Playing Robots Into Heaven» Блейк вновь обращается к клубному звучанию. Крученые лупы и искаженные сэмплы переплетаются здесь с фирменными фортепианными аккордами, гипнотическими хуками и сильно обработанным вокалом. Повествование альбома похоже на рейв: эйфорические острые ощущения, взлеты, падения и возвращение к реальности. И если вам кажется, не слишком ли это легко, — то вы все правильно поняли.

Обложка альбома

Sufjan Stevens — «Javelin»

За два десятилетия автор-исполнитель и мультиинструменталист Суфьян Стивенс успел уйти в электронику («Enjoy Your Rabbit»), обратиться к лоу-фаю («Seven Swans»), записать оркестровый альбом («Illinois») и рождественский сборник с христианскими темами («Songs for Christmas»).

«Javelin» — одна из самых эмоционально трогательных и грандиозно звучащих его музыкальных работ, почти барочная ода любви и преданности. Люси Фицджеральд из The Skinny считает, что «никто не тоскует так, как Суфьян Стивенс». Позволим дополнить список: Bon Iver, Джеймс Винсент МакМороу, Angus & Julia Stone, Iron & Wine и Девендра Банхарт настоятельно рекомендуются к прослушиванию также. Чтобы если и тосковать, то по-серьезному. 

18+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)