Группа «телеэкран» выросла из «электроребят» — проекта Егора Попса, за 10 лет закрепившего за собой статус одного из самых плодовитых музыкантов Петербурга. Вместе с Леней Шелухиным и Андреем Зыряновым он делает нойз-поп о космосе, технологиях и киберпанке, а в свободное от записи время курирует независимый лейбл Raw Pop Syndicate. 20 марта «телеэкран» презентовали свой мини-альбом «Реактор». «Собака.ru» поговорила с музыкантами незадолго до выхода релиза — о сплоченности петербургского андеграунда, том, как к 30 годам перестать быть заложником образа, и выяснила, что слушать, если «ты не прешься по "Гражданской обороне"».
2010 год. Сидя на парах в университете, Егор Попс придумывает логотип своей будущей группы «электроребята». Он считает название прикольным, в середину гармонично вписывается слово «pop» — тогда Егору нравится нойз-поп и все сопутствующие ему музыкальные жанры.
В декабре 2012 года «ребята» дают первое живое выступление в клубе «Доска» — Егор, барабанщик Леня Шелухин и бас-гитарист Боря Кудряшов. Как вспоминает Попс, состав сложился ироничный — все трое родом из закрытых ядерных городов. Дебют на сцене фронтмену новоиспеченного коллектива не нравится. Егор признается, «как-то странно нас приняли, атмосфера недружелюбная», и вспоминает, что именно тогда зарекся больше не играть в помещении на Казанской, 7. В 2015 году на этом месте участник группы «Психея» Андрей Зырянов с сотоварищами откроют клуб «Лес Villa» — теперь уже своего рода альма-матер для музыканта.
«электроребята» перестанут существовать спустя два года. Как рассказывает Леня Шелухин, «какие-то безумные люди до сих пор пишут: "А точно ли вообще невозможно сделать концерт?"». Ответ всегда один и тот же — точно.
Как «электроребята» повзрослели и переросли в «телеэкран»
«электроребята» начались в 2010 году и закончились концертом в клубе «Лес» в 2017-ом. Мы стали заложниками концепта. Хотелось играть музыку без привязки к образу, разную. «электроребята» как бы повзрослели — песни нового мини-альбома в каком-то смысле продолжают идею «Астрополитена» «электроребят».
Космическая тематика вообще пронизывают всю нашу лирическую вселенную, неразделимый смысловой фон которой — космос, технологии и киберпанк. Лене больше нравится концептуализировать и рационализировать темы, четко их разделять, Егор — скорее хаотическая система.
Нам под 30 лет, а мы все в «ребят» играем — как школьники, которые взяли скейт-доску и пошли кататься. Честно, и так уже немного задержались в развитии. А в 40 лет станем «электромужиками»? Да, очень смешно. Закрыв проект, Егор хотел продолжить писать один — с музыкантами играть только лайвы. Зачем ребят напрягать, если можно просто звать их на репетиции и выступления.
Дебют «телеэкрана» состоялся в августе 2017 года на фестивале «Пост-Фест», на следующий же день сыграли на точке Raw Pop Syndicate. Антон Гвоздь с бас-синтезатором вскоре уехал в Москву, Леха продолжил творческие изыскания в своей группе Lepra. К сентябрю начали репетировать с Андреем Зыряновым — тогда Егор снова взялся за гитару, а Леня вернулся за установку.
О Raw Pop Syndicate и сплоченности петербургской музыкальной сцены
Raw Pop Syndicate — это лэйбл, такой междусобойчик, большая саундсистема. Мы выпускаем то, что нам нравится, и организуем тем самым веселый кружок по интересам. Да, наш лейбл — это домашнее музицирование. У нас аудитория не очень большая. Даже на фестивали, которые мы проводим, приходят одни и те же люди — знакомые, друзья, все друг друга знают, друг с другом болтают.
Нас устраивает — мы никогда не хотели вывести комьюнити на глобальный уровень. Главное устроить локальный праздник для себя, знаешь, барабаны вынести из кладовки, звук хороший сделать. А что еще надо? Вы придете на вечеринку с друзьями повидаться, а мы на ней еще и сыграем. Смотрите, как прикольно получается — камерное что-то, домашнее.
Если большие, попсовые издания начнут нас поддерживать — это нормальная тема, почему бы не донести это и до широкой аудитории. Многие в андеграунде говорят, что от СМИ надо держаться подальше. С другой стороны, если ты в них засветишься — у тебя появится возможность порадовать и зарядить еще какое-то количество человек, которые самостоятельно не откопали бы эту музыку.
Все релизы можно найти на iTunes и «Яндекс.Музыке», а то, что изначально было на Bandcamp, постепенно подгружается. Это очень важно — чтобы продукт был на разных площадках, стал доступен для всех там, где им удобнее его послушать. На Raw Pop Syndicate очень много артистов, работающих в разных жанрах — от хип-хопа до хардкор-панка.
О мини-альбоме «Реактор», вдохновении и записи
Мы записали новый материал в «Лесу» на сцене Villa, пришли с этим на студию «Добролет» и пропустили через улучшайзеры, которые каждый инструмент превратили в жирный и приятный по звучанию. Дальше уже Андрей сам что-то крутил-вертел — он вообще очень много электроники для релиза сделал.
Егору как правило нравится только первый тейк — все, что перезаписывается после, грозит надолго заморочить твою голову. Для Андрея важны нюансы — если уж и был записан какой-то момент, значит он необходим, его хотелось бы подчеркнуть.
Нужно было все устроить так, чтобы альбом прослушивался от начала до конца и обратно, как будто переворачивался. Так появились четыре песни. Егор все жалеет, что больше хороших композиций не написал. Хотя «Реактор» достаточно неплох и в таком объеме.
Можно вдохновляться чей-то музыкой и сочинять под этим воздействием свою. Так была написана пеня «Стетоскоп» с дебютного релиза «телеэкрана» «Комната смерти» — вдохновленная Take up thy stethoscope and walk группы Pink Floyd. Можно использовать подстрочники, цитировать других. Но если кто-то копирует с помощью переводчика — это неспортивно.
Нам нравится та ниша, которую мы занимаем с нашей музыкой. Амбиции были, они у всех есть, но раньше больше хотелось какую-то глупость — чтобы хороший журнал о нас написал, посмотрите, вот наш клип. Егор все время переслушивает свои записи, по тысяче раз, пока не надоест — у него их много. Ему нравится эта музыка, он ее в каком-то смысле для себя делает. Но если она затронет кого-то еще, он будет рад поделиться этим теплом, энергией. «Кайфаните и вы со мной, приходите ко мне на кухню, чаю с вами попьем, с баранками», — как говорится.
О ностальгии и том, почему Москва больше для писателей, чем музыкантов
Москва не музыкальная история — писательская, измышленческая. Музыка в столице больше от мозга и меньше эмоционально. Хотя групп хороших там много. Например «Автоспорт» отличные, группа «Иван Сураев» будет близка петербуржцам. «Сердцедер», Mad Pilot, «Сакура», «Кровосток». У Земфиры отличный альбом «Виндетта» 2005 года — его продюсировал человек со вкусом.
Молодых потому и не признают, что в России вообще ностальгировать любят. Музыкант что-то делает от души, отдает на растерзание слушателю и получает ответное: «Нет, мне не нравится, раньше лучше было». Сколько не объясняй, его не волнует — просто сделай так, как раньше.
О том, что слушать, если «ты не прешься по "Гражданской обороне"»
Хип-хоп обязательно слушать. И желательно весь каталог Raw Pop Syndicate (смеются).
Комментарии (0)