18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
  • News
Кино и сериалы

Поделиться:

Как снимают фильм «Матильда» Алексея Учителя

Мы проникли на съемки самого секретного фильма Алексея Учителя о Матильде Кшесинской, вокруг которого нарастает царское хитросплетение интриг и узнали, почему даже актеры подписали договор о неразглашении хода съемочного процесса.

Водитель, который довозит нас к самому месту съемок от станции метро Пионерская, показывает на одного из молодых людей, стоящих у входа в импровизированный павильон: «Это, кстати, сын Алексея Ефимовича». Илья Учитель не впервые работает у отца в качестве режиссера-стажера.

Все время, пока мы едем по направлению к Северному заводу, в одном из заброшенных цехов которого почти в натуральную величину выстроен Успенский собор Кремля для съемок нового фильма Алексея Учителя о балерине Матильде Кшесинской, в голове крутится мысль: «А что, на Ленфильме уже снимать не модно?» (к слову, Алексей Ефимович потом будет говорить, что настоящий собор ему уступали на три дня, но он выбрал завод, потому что здесь можно делать все, что душе угодно). Но едва мы просачиваемся за толстенные заводские двери и оказываемся под крышей примерно 5-этажного дома, если бы он вдруг оказался опустошенным ото всех внутренних перегородок, — все вопросы отпадают. Внутри цеха выстроены декорации для съемок, вход в которые обозначен табличкой с просьбой закрывать за собой двери для сохранения тепла. Делаем, что просят… и превращаемся в путешественников во времени — перед глазами иконы и фрески XII-XVII веков, украшающие колонны и стены знаменитого собора. То есть, конечно, если приблизиться к поверхностям вплотную, можно рассмотреть пиксели на принтах, но зачем же лишать себя волшебства?

Ощущение аутентичности еще нарушает рабочий площадки, который яростно чистит красную дорожку строительным пылесосом. Дело нелегкое — по ней уже топчутся около двух десятков журналистов, но это еще полбеды. Скоро кровавую ковровую ленту обступят порядка трех сотен человек массовки, хотя и заботливо обутые в лазурные бахилы, — уже вторую неделю здесь снимают сцену коронации Николая II.

— Ну вот, а на нас ноль внимания, солдатики никому не интересны,  — молодой человек в голубом камзоле явно с чужого плеча с огорчением смотрит в сторону фотокамер. Обрадованный повороту моей головы, начинает рассказывать о том, что в этом углу площадки вообще нет профессиональных актеров — только дублеры. Вот он, например, имел честь самого царя на съемках подменить, так бывает, когда нужно снять просто проход героя без крупных и средних планов. В качестве доказательства солдатик достает смартфон и показывает соответствующие фото.

Команда художника-постановщика Веры Зелинской, работавшей на доброй половине фильмов Алексея Учителя, скрупулёзно воссоздала внутреннее убранство главного храма допетровской Руси. Именно на ступенях Успенского собора Николай Александрович примет корону Российской империи из рук митрополита Палладия, а затем упадет в обморок, который впоследствии его современники сочтут дурным предзнаменование трагического конца государя. Как можно предположить, этот эпизод — скорее завершающий в истории романа цесаревича и знаменитой балерины, прославившейся своими любовными связями с высокими особами не меньше, чем выдающимися балетными достижениями. После помолвки Николая с Алисой Гессенской, будущей императрицей Александрой Федоровной, романтические отношения с Матильдой канут в лету. Правда, режиссер в некоторых интервью намекает, что вынужденный разрыв  последнего императора с Матильдой – это еще не конец истории, действительный конец – гибель Николая, расстрел царской семьи..

Очень приятно, царь

Из слов режиссера на коротком брифинге с журналистами под сводами собора-новодела вообще можно сделать вывод, что именно Николай II и есть самый главный герой фильма «Матильда». Режиссер возбужденно рассказывает, что Россия в период правления своего последнего царя была одной из самых успешных стран на планете. А каков масштаб личности! Но увлечение танцовщицей могло повернуть ход истории, и судьба страны стала бы совсем иной. Не говоря уже о судьбе героя.

Перебрав десятки кандидатов, исполнителем роли Николая режиссер в конечном итоге выбрал немецкого актера Ларса Айдингера, более известного своими театральными работами в берлинском театре Shaubuhne, и только последние пару лет активно снимающегося в кино. В этом году фильм с его участием «Зильс-Мария» французского режиссера Оливье Кассаяса попал в основную программу Канн.

На форуме поклонников Данилы Козловского, пробовавшегося на главную роль одним из первых и даже представленного в этом качестве экспертам Фонда кино, можно обнаружить немало разочарованных комментариев: «Как российского императора может играть немец?!». (К слову, Козловский в картине остался, последовательно сменив амплуа с венценосного любовника Кшесинской на ее мужа, а затем и вовсе на пламенного поклонника балерины офицера Воронцова.)

Почти двухметровый Айдингер, разумеется, при фирменных николаевских усах, на съемочной площадке появляется по-королевски. Он почти плывет над багровым бархатом ступенек, ведущих к алтарю. Сопровождает его восхитительная Луиза Вольфрам, актриса того же Shaubuhne, играющая супругу государя Александру Федоровну (в картине задействован и руководитель берлинского театра — легендарный Томас Остермайер, которому Алексей Учитель предложил роль выдуманного героя — доктора Фишеля). На вопрос журналистов о том, слышал ли Ларс о существовании такого исторического персонажа как Матильда Кшесинская, тот говорит, что это для него было сюрпризом. На западе о подобном факте личной жизни последнего русского царя не знают.

Придворная интрига

Дожидаясь начала репетиции, одна из фрейлин императрицы листает электронную книгу. Дочитывает «В списках не значился» Бориса Васильева. «До этого вот “Горе от ума” перечитывала», — сообщает юная актриса с прелестной улыбкой.

Подготовка к сцене действительно — дело небыстрое, чтобы как-то убить время, митрополиты завязывают разговор с журналистами, кавалергарды, выстроенные вдоль красной дорожки, покачивают в руках тяжелые шлемы. Сотрудники студии «Рок» рассказывают, что на youtube выложено видео, где гвардейцы вместе с представителями духовенства делают утреннюю зарядку под руководством волонтеров из буфета для массовки. На момент публикации материала видео найти не удалось — может, это просто утка, в конце концов, актерам ведь запрещено выкладывать в соцсети даже самые невинные фото со съемок.

По мере того, как свои места занимают актеры массовых сцен, перед объективами постепенно предстают почти все исполнители ключевых ролей. Казалось бы, затмить явление Айдингера сложно, но только если вы не Ингеборга Дапкунайте. Дважды в своей карьере сыгравшая супругу Николая II(последний раз недавно — в сериале «Григорий Р.»), она, по словам Алексея Учителя, вдруг легко согласилась на роль матери императора. К своему трону она направляется воздушной походкой, хотя затем не преминет кокетливо упомянуть в разговоре с представителями прессы, что ее пышный наряд получился совсем нелегким, одна корона весит полтора килограмма. 

Не удается увидеть только исполнительницу главной роли — хотя тут вроде бы нет ничего неожиданного, по понятным причинам, Ксешинскую не допустили на коронацию, не нашлось ей места и в коронационном балете по случаю торжества.  

Известно, что исполнительница роли Матильды еще на площадке не появлялась, к тому же ее имя держится в тайне. Со всеми сотрудниками студии и съемочной группы заключены договоры о неразглашении. Как уверяет режиссер, так записано в ее контракте — до конца съемок имя актрисы, которая сыграет Матильду, не может быть предано огласке, «это связано с ее биографией».

— Внимание, сразу после падения строго по команде начинайте движение! — мегафон разносит по цеху строгий голос повелителя массовки. Костюмеры поправляют последние кружева на своих подопечных (костюмы — это еще одна гордость картины, их отшивают в строгом соответствии с нормами эпохи), режиссер лично правит чью-то бороду, выбивающуюся из ряда. Оператор Юрий Клименко придерживает свою шерстяную кепку, не отрывая глаз от камеры. Начали!

Корона Российской империи летит на пол старого оборонного завода.

Текст: Анна Грязева

Фото: Андрей Миллер

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)