Впервые о «Киберславе» заговорили в 2018 году, когда Стас Дмитриев выложил концепт-трейлер в сеть. Тогда проект о приключениях богатыря-полукровки сразу стал одним из самых обсуждаемых, получив сотни положительных отзывов пользователей Рунета. Премьера первого эпизода анимационного сериала «Киберслав» состоится 22 декабря на фестивале «Хомякон», а позже все эпизоды можно будет посмотреть на «Кинопоиске» по подписке «Яндекс Плюс». Мы спросили у режиссера проекта Стаса Дмитриева, как он придумал эту вселенную, чем создание анимации отличается от кино и что он думает об идее называть детей Киберславами.
Расскажите, как вы начали заниматься анимацией, с чего все началось.
К анимации изначально я не имел отношения и учился на дизайнера. Но дизайн был графический, поэтому образование я получил, по сути, художественное. Я рано начал работать, сначала по профессии — дизайнером, а потом стал делать более художественные вещи: иллюстрации, комиксы. И вот однажды я оказался на студии «Мельница» (российская анимационная студия, расположенная в Петербурге, среди ее проектов — франшиза «Три богатыря». — Прим. ред.). Там искали аниматоров, но, пообщавшись со мной, решили, что я могу быть художником-постановщиком. Это было в далеком 2011 году. Я и раньше интересовался анимацией и чувствовал, что мне тесно в рамках статичной картинки, но на «Мельнице» все это раскрутилось. Там же я познакомился с Димой Яковенко, с которым мы теперь делаем «Киберслава».
Дальше я ушел на вольные хлеба, занимался разными проектами, начал изучать анимацию самостоятельно, потихоньку развивал в себе скиллы — и однажды начался «Киберслав».
В одном из интервью вы говорили, что «Киберслав» был вдохновлен вашими интересами. Расскажите, чем вы увлекаетесь и как пришла идея мультсериала.
Идея «Киберслава» не пришла мне в голову мгновенно, она постепенно там кристаллизовалась. Это не продюсерский проект. Изначально он вообще был проектом для души, к которому изредка возвращаешься. Я даже не могу сказать, как появилась концепция смешать древнеславянскую культуру и технологии. Но есть одно предположение. В японском аниме постоянно муссируются стереотипы о древней Японии и мелькают то в современном прочтении, то в футуристическом, то в исконном виде. Мне было интересно — почему у нас такого нет?
Концепция «Киберслава» начала формироваться примерно в 2016–2017 годах. Тогда уже было достаточно произведений про богатырей — исторических и фольклорных. Эту тему развивали, но, как мне казалось, примерно под одним углом. А посмотреть на это по-другому было очень интересно.
Я рос на советских мультиках и фильмах. А в них показаны и фольклор, и историчность. Поэтому я с этим как будто родился и жил. Потом пришли западные мультики, начался бесконечный поп-культурный праздник. Но предыдущий багаж никуда не делся, и в какой-то момент захотелось все это смиксовать.
А какой советский мультфильм поражал в детстве больше всего?
До сих пор мой любимый мультик — советский «Жил-был пес». Он не относится к фольклору. Это просто очень хороший мультфильм.
Расскажите про образы в «Киберславе». Как они создавались? В первом трейлере на ютьюбе зрителей поразила, например, бомба-киберматрешка, люди там интересовались, почему при использовании из нее не появляются матрешки поменьше.
Стоит разделять трейлер, который вышел в 2018 году, и сам сериал. Это все-таки, по сути, разные произведения. Трейлер делался именно как презентация той идеи, которая у нас есть. На то время даже сценария законченного не было, я накидывал идеи, а уже после выхода трейлера мы с Димой Яковенко написали сценарий.
Образы прошли некую эволюцию. Даже главный герой сейчас выглядит немного по-другому: он явно сбросил несколько килограммов и точно помолодел. Его спутники возникли по наитию. Очень хотелось сделать монаха с крестом, который можно перезарядить, как дробовик. Я очень радовался, что возникла такая идея и можно так ее интерпретировать. И конечно, в этой компании не хватало девушки.
По сути, ничего исторического мы в «Киберславе» не используем. Это такая сборная солянка из наших же стереотипов о том, что было в древности. Матрешек же, например, в древней Руси не было. Они только в XIX веке появились. В мультсериале — альтернативная вселенная, которая не имеет никакого отношения к реальности. Но невозможно сделать классный визуальный образ без того, чтобы не зашить туда все эти штуки, которые столько лет находятся рядом с нами и которые мы воспринимаем как нечто, что было с нами всегда. Поэтому бомба-матрешка — штука, возникшая из стереотипа. А на маленькие части она не делится, потому что это долго и сложно рисовать. Кстати, в сериале матрешка появляется уже в виде не бомбы, а кое-чего другого, но не буду спойлерить.
А что думаете про комментарий под трейлером на ютьюбе, что героиням-девушкам не хватает одежды с учетом того, что действие разворачивается зимой?
Это же экшен для взрослых. Если мы уберем оттуда элементы, которые тянут на рейтинг 18+, будет совсем другое кино.
Еще в комментариях зрители отмечают то, как надолго затянулся процесс создания сериала. Не могли бы вы рассказать, как был выстроен процесс работы?
Во-первых, я бы хотел подчеркнуть, что работа над сериалом не началась в 2018 году, когда мы выложили трейлер. Тогда был я, какой-то чувак, который сделал видео для ютьюба, и сценарист Дима. Единственное, что у нас тогда было, — поддержка зрителей и цифры просмотров. Поиск партнера, с которым мы смогли договориться о том, чтобы делать мультфильм, занял более двух лет.
В 2020 году мы нашли партнера — «Плюс Студию», продюсерский центр «Яндекса». К плотной работе над сериалом приступили только в середине 2021 года. Так что сложно назвать наш проект «долгостроем». Тем не менее это всегда долгий ручной процесс. Быстро все делают только японцы, но я так и не разобрался почему. Pixar в среднем создает один свой фильм 5 лет. Игровое кино создается быстрее, потому что весь экшен можно отснять, а в анимации его нужно рисовать.
У нас 25 кадров в секунду — и каждый второй отрисован. Получается, 12,5 кадра на секунду создаются вручную. В первом сезоне у нас 180 минут. Можно посчитать, какое это сумасшедшее количество кадров. Анимация, естественно, используется не везде, но ведь есть сцены, где не один персонаж, а несколько, каждый из которых двигается. Поэтому художники сидят и передвигают пальчики, зрачочки, ножки, ручки персонажей вручную. А еще их надо раскрасить, наложить тени, нарисовать красивые фоны. Чем сложнее и детальнее сцена, тем сложнее анимация. Это огромная работа.
Кроме того, в 2D-анимации есть проблема с нехваткой специалистов. Их очень мало. Если в 90-е – начале 2000-х были люди из «Союзмультфильма», то сейчас почти никого не осталось. Большие проекты ушли в 3D, как и по всему миру. Для того чтобы сделать полнометражный анимационный фильм, мы ориентировались на гайдлайны кино, так как производственный процесс у нас очень сложный и не совсем сериальный — нужно больше ста аниматоров. У нас такого количества специалистов никогда не было.
Как вы в итоге справились с нехваткой аниматоров?
Сначала пробовали обычные подходы — искали на форумах и сайтах, где тусуются аниматоры. Но так как эта сфера в России очень компактная, эти ресурсы быстро исчерпались. Нам пришлось действовать по-партизански — через знакомых, соцсети. Плюс — сейчас в России есть школы анимации, из них далеко не всегда выходят специалисты того уровня, который нам нужен, их приходится доучивать, но небольшой поток есть. Собирали с мира по нитке.
Сейчас «Киберслав» уже полностью готов к премьере?
У нас не совсем классический релиз. Мы выпускаем первую серию, остальные — в производстве. Поэтому выходить они будут не все разом, а в свободном графике.
Есть ли у вас ощущение, что «Киберслав» выходит, когда в мире наблюдается интерес к славянской культуре?
Возможно, я что-то пропустил. Но не чувствую такого, особенно в тех реалиях, в которых мы сейчас живем. Из того, что я знаю, — «Анора», которую все бесконечно пересказывают, и то, что Канье надевает одежду с кириллическими принтами (речь идет о вещах бренда Гоши Рубчинского. — Прим. ред.). В России этот тренд, конечно, сохраняется. Интерес к внутреннему и отстройка от внешнего проявляются в культуре.
Как вам, кстати, идея из комментариев назвать сына Киберславом?
Прекрасная идея! Но советую зрителям все же дождаться, пока мы расскажем в сериале о том, какой смысл несет имя главного героя. Ничего такого, но лучше быть в курсе (смеется).
А вы вообще много анимации смотрите? Что запомнилось из последнего просмотренного?
С производством сериала времени не хватает ни на что. Прихожу домой, провожу время с детьми — и все. Какие-то сериалы иногда включаю, но они идут фоном, и я вообще не помню, что там происходило.
Из того, что поразило в последние годы, — конечно, «Аркейн» (мультсериал в жанре приключенческого фэнтези по вселенной игры League of Legends, вышедший на Netflix в 2021 году. — Прим. ред.). Столько денег сразу с экрана летит и столько времени и человеко-часов, что сидишь и думаешь: это ужас и класс одновременно. С технологической точки зрения меня удивил «Клаус», мне очень понравилось, как можно сделать 2D-мультик, похожий на 3D. И еще последние анимированные «Человеки-пауки» очень классные и стильные.
Есть ли у вас планы после «Киберслава»?
Очень много планов. Как минимум сделать полный метр. Изначально эта история придумывалась именно в таком формате. И сериал, который мы делаем с «Плюс Студией» сейчас, — приквел к полному метру. История длиннее, чем этот сезон. Поэтому в планах — полнометражный мультфильм, в котором мы раскроем больше деталей об этом мире и о его персонажах.
18+
Редактор: Светлана Некрасова
Фото и ретушь: Жанна Галай
Продюсер: Ирена Азаркевич
Стилист: Ника Владимирова
Визажист: Елена Маханова
Технический директор: Александр Огурцов
Комментарии (0)