«Весна — и снова хочется какой-то любви» — пелось в подходящем к сезону хите группы «Конец фильма». И действительно, пробуждаясь от зимней спячки, природа стремится к цветению, а природа человеческая тянется к прекрасному и к заветной вкладке с ромкомами, не досмотренными со Дня святого Валентина.
Впрочем, жителям мегаполиса давно известно: поиск любви в большом городе — это не всегда смешно и просто, поэтому закрываем внушительный и до слез знакомый список рекомендаций, находим среди премьер онлайн-кинотеатра Okko комедийную драму «Морозко», а мы сейчас поясним, в какую сказку вы попали (сразу отметим: не в ту, про которую вы подумали).
1. Знакомая вселенная (да что там — родная)
Итак.
Жила-была девочка Рита. Хороша собой, умна, успешна и, как это часто бывает, одинока. И было ей тридцать лет и три года, когда пришла пора суженого искать. Поняла Рита: это ее персональный квест, кармический урок и вообще то, что доктор прописал. Буквально. Вооружившись врачебным предписанием и сноровкой светского репортера, Рита отправляется навстречу своему будущему.
Последнюю пару десятилетий из всех историй об одиночестве в толпе и одиночестве в сети, о любви несчастной и счастливой мы, современные зрители, кажется, предпочитаем истории честные. Так однажды на смену гламурному и по-прежнему культовому «Сексу в большом городе» пришли намного более приближенные к реальности «Девочки» Лины Данэм, легализовав пристальный женский взгляд на неидеальную жизнь и право говорить о ней предельно открыто.
Сериал с первых кадров приветствует нас именно с этой интонацией — доверительной, насмешливой и правдивой. Главная героиня Рита (Аглая Тарасова) — неисключительная героиня в исключительных обстоятельствах. Да, работает на телевидении. Да, ведет рубрику о светской жизни. Казалось бы, почти Кэрри Брэдшоу, но не тут-то было. Вместо коллекции дизайнерских туфель — чучело любимого питомца, безвременно почившего хорька. Вместо трех соратниц и почти сестер — всего одна более или менее близкая подруга. А вместо многостраничного списка поклонников — многолетнее одиночество и мороз на сердце.
«Морозко» — режиссерский дебют сценариста Юлии Лысовой. Это очень личная история, в которой большинство героев списаны с реальных людей, вот почему эти персонажи — обычные люди — могут быть так близки зрителю.
Юлия Лысова,
сценарист и режиссер сериала
В сериале «Морозко» две линии. В линии настоящего я частично делюсь личным опытом, пережитым мною во взрослом возрасте. Линия прошлого построена на воспоминаниях из детства. Пять персонажей списаны с реальных людей — это мой отец, дед, мама, бабушка и я сама. Фотографии прототипов можно увидеть в заставке. Все остальные герои — вымышленные. Я выросла в полумаргинальной семье. Мой отец был «шукшинским чудиком», которого сгубил зеленый змий. Дед — лишним человеком в той среде, где он жил. Сам себя называл Дон Кихотом. Будучи обычным слесарем провинциального завода, он постоянно занимался самообразованием, вел переписку со многими выдающимися деятелями СССР, включая Аллу Пугачеву, — этот сюжет я взяла в сериал.
Разумеется, «Морозко» — это не мемуары в чистом виде и уж тем более не автобиография. Я использовала реальные истории из жизни и поверх этого много чего напридумывала. В автофикшене автор волен врать на уровне сюжета, главное — оставаться честным в своих эмоциях.
2. Многослойный автофикшен
Эту историю можно было рассказать по-разному: весело, грустно, саркастично, трагично, фантастично. Начало с ироничным перевертышем завязки ситкома «Как я встретил вашу маму» обещает обаятельную череду эпизодов-свиданий – и тут же обманывает. Нет, нас ожидает более сложный микс, и драмеди — наиболее подходящее название для него, но не исчерпывающее.
Юлии Лысовой одной определенной краски было недостаточно: чтобы воплотить в 8 сериях сценарий, ей понадобился весь диапазон жанров — от комедии до хоррора.
Юлия Лысова,
cценарист и режиссер сериала
Сериал «Морозко» — действительно мультижанровая история. Первая серия — это очень понятное зрительское драмеди, во второй появляются мистика и комедийные ужасы, третья — это ромком (хотя и нетипичный), четвертая пронизана наивным вайбом советских лирических комедий, пятая серия — это полный сюр, шестая — детектив, седьмая — почти древнегреческая трагедия, а в восьмой вас ждут полукриминальные приключения.
Я как представитель направления арт-мейнстрим забочусь не только о своем авторском высказывании, но и о зрительском интересе. Благодаря смешению жанров зрителю будет как минимум не скучно. Но, разумеется, под прикрытием фокусов и аттракционов я надеюсь донести до публики важные смыслы.
3. Постмодернизм и экстрасенсы
«Морозко» — не ромком и не Роу-ремейк. Из любимой с детства киносказки не заимствуются ни сюжет, ни имена персонажей, ни манера съемки. Однако связь с «тезкой» ощущается на ассоциативном уровне и подкрепляется визуальными пасхалками: старичок-боровичок притворился неподвижным садовым гномом, а текст сказки звучит по радио в одной из ключевых сцен. Да и знаменитый вопрос «Тепло ли тебе, девица?» проходит сквозной темой через все эпизоды.
Юлия Лысова,
сценарист и режиссер сериала
Помните, как Морозко спрашивает Настеньку: «Тепло ли тебе, девица?» А она, замерзая от лютого холода, отвечает: «Тепло». Если рассматривать старую добрую сказку с точки зрения психологии, то психика Настеньки использует защитный механизм — отрицание. Главная героиня сериала «Морозко» по имени Рита тоже привыкла игнорировать свои чувства. Пережив травмирующие события в детстве, она решила заморозить свои эмоции. Отсюда и название «Морозко».
Но отсылки на этом не заканчиваются (на самом деле только начинаются) и не классикой единой обходятся. Чего стоит динамичная заставка, лихо соединившая в себе ностальгический надрыв в духе опенинга «Наследников» и завораживающий VHS-нойз словно из открывающих титров мистических «Шершней». К слову, там можно увидеть настоящие семейные снимки из архива режиссера.
В полотно сериала (кстати, достаточно плотное — 8 эпизодов по 20–30 минут) очень ловко вплетены приметы времени. Привет из прошлого века передают и криповатая резиновая кукла-Куклачев, и никнейм одного из персонажей — Полуночный Ковбой, и созвучность в именах доктора Кунина и героини сериала 90-х «Доктор Куин, женщина-врач». Есть и древние фрагменты в этой мозаике (фанаты Умберто Эко оценят): в оформлении пространства клиники репродукции были использованы иллюстрации к алхимическому трактату Donum Dei XV–XVII веков.
А один образ забавно связывает прошлое с настоящим. В обеих временных линиях сериала герои сталкиваются с агентами сверхъестественного — либо намеренно, либо нечаянно. Происходит это соответственно эпохе: в 90-х балом правят знахарки и гипнотизеры, в наше время — экстрасенсы (обходится без битвы!)
Юлия Лысова,
сценарист и режиссер сериала
Сюжеты с гипнотизером и знахаркой взяты из жизни. Отец в реальности обращался к гипнотизеру, чтобы закодироваться от алкоголизма, а потом сам увлекся гипнозом и тренировал свои навыки на домашних.
По бабкам-знахаркам мы с мамой тоже ходили, это распространенная тема в глубинке, откуда я родом. Бумажку с заговором от пьянства, который произносится в сериале, я нашла у мамы в кошельке.
А вот экстрасенс по прозвищу Полуночный Ковбой — это плод моей фантазии. Я не знаю, откуда взялся этот персонаж, он нарисовался сам собой откуда-то из ноосферы.
4. Химия и физика
Давайте сразу договоримся: каждый должен увидеть сцену, где фантастически серьезный Андрей Федорцов в парике, напоминающем прическу Аллы Борисовны, играет на аккордеоне романс (в мелодии которого упорно мерещится влияние группы The Tiger Lillies!).
Пожалуй, в проекте, основанном на персональном опыте автора, кастинг-директору вдвойне трудно. Не только каждый актер должен попасть в личный, очень тонкий нерв, но и всему составу нужно стать единым целым.
Увлекательную игру в сопоставления нам предлагают уже на моменте заставки: фото прототипа и образ персонажа — найди десять отличий. Конечно, найти можно, но не хочется.
А вот что сразу бросается в глаза — чувство родства между персонажами (кровного или ментального — не важно). Тем забавнее знать, что, например, для Аглаи Тарасовой (Рита) и Никиты Ефремова (Тарас) «Морозко» — первая совместная работа. Трудно было бы догадаться: через экран передается чувство комфорта и расслабленности, которые, вероятно, определяли атмосферу на съемочной площадке.
Кстати, мы, пожалуй, давно не видели таких Аглаю Тарасову и Никиту Ефремова: их герои здесь не так сильно перегружены дополнительными атрибутами или обстоятельствами. Это простые люди — живые, теплые, смешные, уютные и понятные. В одной из сцен Тарас объясняет Рите человеческое взаимодействие через физические закономерности, и в данном случае Аглая и Никита, уравновесив друг друга, получили идеальный баланс.
Никита Ефремов,
исполнитель роли Тараса
«Морозко» — это не только прекрасный сериал, но и интересное психологическое исследование. Сценарий написан очень изящно. Я давно так не смеялся и почти сразу сказал, что готов сниматься в сериале. Юлия Лысова — талантливый сценарист и начинающий режиссер, у которого большое будущее. Она очень открытый человек с добрым сердцем.
На фоне этой легкости драмеди очень неожиданно оборачивается тонким трагифарсом благодаря изумительно точной работе Андрея Федорцова со сложным и мощным образом дедушки главной героини — Вениамина Михайловича. И не забываем про аккордеон.
А как обрамляют главную линию (спойлер — весьма эффектно) короткие сцены с гротескными, на грани камео, выходами Гоши Куценко и Геннадия Масленникова!
5. Терапевтический эффект
Во вселенной Гарри Поттера было заклинание, помогающее победить страх через смех. «Морозко» оказывает то же действие — во многом благодаря ободряющему дисклеймеру «Основано на личной истории», но не только поэтому.
Легкость, непринужденность и мягкая ирония, с которыми подается история не только о достаточно болезненном прошлом и настоящем, но еще и о невнятном будущем (предсказать которое не под силу ни деревенской колдунье, ни современному городскому эзотерику), оказывают целительный эффект.
Юлия Лысова,
сценарист и режиссер сериала
Сериалов на тему деторождения и материнства предостаточно. Мы живем в «детоцентричном» обществе, где ребенок для очень многих — это единственный смысл жизни, главная ставка, почти норматив ГТО, не выполнив который ты приравниваешься чуть ли ни к человеку с инвалидностью.
Табуирована скорее тема бесплодия. Бездетные люди, в особенности женщины, сталкиваются с прессингом со всех сторон. Я прекрасно понимаю, что чувствуют эти женщины, — сама через это проходила, имею моральное право писать и снимать об этом. Я хотела поддержать тех, кто столкнулся с этой проблемой, и сделать это через комедийную призму, чтобы у зрителей не создавалось ощущения безнадеги и обреченности.
Вслед за Ритой мы признаем роль детских травм и воспоминаний в том, что происходит с нами повзрослевшими. Но благодаря ракурсу, выбранному авторами, мы, пожалуй, можем признать это с улыбкой. Вот что бывает, когда удается органично вшить в сценарий идею про повторение сценариев.
И еще как тут не вспомнить одну старинную сказку, в которой если что-то и могло растопить ледяное проклятие, то только любовь.
Смотрите комедийный сериал «Морозко» с 6 марта в онлайн-кинотеатре Okko.
18+
Реклама. OOO «Окко».
Комментарии (0)