18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

В Голливуде завершилась забастовка актеров, которая впервые с 1960-х совпала с протестом сценаристов! Что о ней надо знать?

Главная тема 2023 года в мире кино — одновременная забастовка голливудских актеров и сценаристов. Такого не случалось с 1960 года, когда профсоюз актеров возглавлял будущий президент США Рональд Рейган. Сколько сериалов и фильмов могут не выйти в срок? Чего хотели бастующие? Как долго может продолжаться стачка? И при чем тут активное развитие искусственного интеллекта? Рассказываем в материале «Собака.ru».

Tattoboo / Shutterstock

2 мая 2023 года американская Гильдия сценаристов (WGA) объявила о начале забастовки — первой с 2008 года. Это стало серьезным вызовом для Голливуда, да и вообще для всей американской индустрии. WGA представляет более 11 тысяч сценаристов, которые работают не только над фильмами и сериалами, но и над телевизионными шоу.

Причем если многие киностудии еще могли продолжать работу над съемками по уже готовым сценариям, то ежедневные и еженедельные передачи начали отменяться. Так, сразу после объявления забастовки в эфир не вышла передача легендарного американского комика Джимми Фэллона на канале NBC (ее заменили повтором).

Забастовка сопровождается не только переносами съемок и отменами телепередач, но и уличными акциями у офисов крупнейших кинокомпаний. Одна из них закончилась открытым конфликтом, когда продюсер сериала Black Mafia Family Ян Вульф разогнал свою машину и едва не въехал в участников пикета, затормозив в последний момент.

И без того напряженная ситуация стала еще серьезнее в середине июля, когда к забастовке сценаристов присоединились актеры, чего не случалось с 1960 года (тогда профсоюз актеров возглавлял будущий президент США Рональд Рейган)! «Нет, мы больше не будем терпеть», — так прокомментировала решение начать стачку глава Гильдии актеров Америки (Screen Actors Guild and American Federation of Television and Radio Artists, или сокращенно SAG-AFTRA) Фрэн Дрешер.

Ringo Chiu / Shutterstock

Почему началась забастовка?

Базовые условия работы актеров, сценаристов, режиссеров и других специалистов в Голливуде прописываются в специальных коллективных договорах. Эти соглашения профсоюзы заключают с Альянсом продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (сокращенно AMPTP). Последняя организация представляет интересы таких гигантов, как Netflix, Disney, Amazon, NBCUniversal.

В соглашениях могут оговариваться минимальная оплата за съемочный день, базовый процент отчислений от фильма его создателям и другие подобные вопросы. Время от времени срок действия этих документов истекает, и начинаются переговоры по их продлению. Когда этот процесс заходит в тупик, начинаются забастовки. Самая памятная из них — 2007–2008 года, когда стачка сценаристов серьезно нарушила график выхода фильмов и сериалов.

Уникальность сегодняшней ситуации в том, что AMPTP не смогла договориться одновременно с актерской и сценаристской гильдиями. Более того, Голливуд мог столкнуться с тройной стачкой, напоминает в беседе с «Собака.ru» Марк Губаренко, директор по закупкам, кинопрокатной компании Про:взгляд. «Между [объявлением забастовки сценаристами и актерами] было окончание договора у гильдии режиссеров, но они быстро согласились и подписали новый договор со студиями», — отметил он, добавив, что из-за этого гильдия сценаристов стала считать режиссеров «немного предателями».

Чем недовольны актеры и сценаристы?

«Актеры и сценаристы выступают против эксплуатации труда со стороны крупных медиакомпаний, — объясняет в беседе с «Собака.ru» Василиса Шпоть, pr-директор компании A-One. — На наш взгляд, все их требования заслуживают внимания».

Такая формулировка на первый взгляд может вызвать удивление, ведь для многих оказаться в Голливуде — это мечта. К тому же всем хорошо известны многомиллионные контракты суперзвезд вроде Тома Круза или Брэда Питта. Однако большинство работников кино похвастаться богатством не могут. И ситуация становится хуже, настаивают члены профсоюзов.

Так, кинокритик журнала Vox Алиса Уилкинсон (которая тоже является членом WGA) в своем тексте объясняет парадокс современного мира кино. Netflix, Amazon, Hulu создают все больше контента, а, следовательно, и рабочих мест для сценаристов, актеров и режиссеров. Однако контракты с ними составлены так, что работники получают много меньше, чем их коллеги, работающие для классического телевидения, которое все больше уходит в прошлое. В итоге доходы американских сценаристов за последние 10 лет в среднем не только не выросли, а снизились на 4% (а если учесть инфляцию, то на 23%).


Алиса Уилкинсон

Кинокритик журнала Vox:

Если вы пишете для ТВ, и шоу пользуется огромным успехом, то вы [как сценарист] получаете дополнительную оплату, отчасти потому, что ваша передача привлекает больше внимания к рекламе или подписке на кабельное телевидение. Но если вы пишете, скажем, «Очень странные дела», которые стали огромным успехом для Netflix … вы вообще не участвуете в прибыли, даже если вы — главная причина успеха.

Судьба большинства актеров также незавидна. Так, в день начала забастовки SAG-AFTRA актриса Кимико Гленн, известная по роли второго плана «Оранжевый — хит сезона», рассказала о жизни артистов во время съемок в этом хите Netflix. Многие из них вынуждены были подрабатывать вне киноиндустрии, так как получали на руки меньше 2000 долларов в месяц, живя в Нью-Йорке, одном из самых дорогих городов мира. При этом, несмотря на успех шоу, сумма отчислений от Netflix, которые Гленн получила помимо гонораров за съемки, составила за все эти годы 27 долларов и 30 центов.

И это не исключение. Так, чтобы претендовать на страховку от SAG-AFTRA актеры должны зарабатывать своей игрой не менее 26 450 долларов в год. Утверждается, что от 75% до 90% членов гильдии не могут похвастаться такими заработками. Более того, в 2021 году легендарная Шэрон Стоун объявила о том, что на фоне пандемии не смогла достичь этого порога (ей не хватило 13$) и потеряла страховку.


Никита Куприянов

Старший креативный менеджер кинопрокатной компании «Вольга»:

В целом суть конфликта довольно простая, как и у любой забастовки, — члены профсоюзов недовольны условиями труда и тем, как на них отражаются изменения рынка. И сценаристы, и актёры зарабатывают проектной деятельностью. Сейчас практически ни у кого нет полноценной занятости и постоянного заработка. Большинство из них вынуждено существовать в условиях, когда ты не знаешь, когда тебе закажут (или у тебя купят) следующий сценарий или когда ты успешно пройдёшь кастинг в новый проект. Конкуренция колоссальная, а стоимость жизни в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке — высочайшая.

John Doukas / Shutterstock

При чем тут ИИ?

И без того тревожное положение актеров и сценаристов усугубляется опасениями, связанными с развитием искусственного интеллекта. Так, сценаристы опасаются, что нейросети все больше будут привлекаться к их работе, постепенно вытесняя людей с рынка труда.

Причем эксперты полагают, что это не пустые страхи. «Искусственный интеллект ставит под угрозу труд профессионалов, который, в частности, ценят зрители по всему миру, — полагает Василиса Шпоть из A-One. — Не хочется строить футуристические прогнозы, но уже сейчас мы видим, что искусственный интеллект становится более доступным среди широкой аудитории и более активно применяется в самых разных сферах. Соответственно, существует риск более широкого распространения влияния ИИ».

Аналогичный риск существует и для актеров. И речь здесь не только и не столько о распространении технологии дипфейков, которая уже давно позволяет «снимать» в фильмах давно умерших звезд. Вряд ли эта технология в ближайшее время вытеснит живых актеров с главных ролей. Главная угроза в другом.

«Обсуждается, что ИИ сможет сам генерировать массовку, — объясняет Марк Губаренко из кинопрокатной компании Про:взгляд. — В результате живым актерам можно будет заплатить за один день работы, а затем использовать в кадре их оцифрованные копии».

Что в итоге?

Обе стороны — студии и киноработники, — были настроены решительно. Так, 11 июля, за несколько дней до начала забастовки актеров, американское издание Deadline опубликовало статью о том, как боссы Голливуда рассчитывают добиться подписания контракта с Гильдией сценаристов уже этой осенью, когда у участников забастовки кончатся средства к существованию.

«Конечная цель — позволить текущему положению дел тянуться до тех пор, пока члены профсоюза не начнут терять свои квартиры и дома», — сказал источник издания. Эти слова вызвали негодование не только сценаристов, но и актеров. Так, звезда фильма «Хеллбой» Рон Перлман выложил видео, в котором назвал анонимного собеседника Deadline «ублюдком» и пригрозил, что тот сам может лишиться дома.

В итоге забастовка сценаристов завершилась 27 сентября, спустя 148 дней. В итоге киноработникам удалось добиться ограничения искусственного интеллекта. Также студии пошли навстречу в плане установления минимального количества персонала в комнатах телесценаристов на проектах, и в смысле бонусов за число просмотров на стримингах. 

Противостояние актеров и AMPTP продлилось на полтора месяца дольше — оно завершилось лишь 9 ноября. В итоге представители студий согласились на увеличение минимальных выплат артистам и на некие «невиданные положения» по защите артистов от угроз со стороны использования нейросетей.

John Doukas / Shutterstock

Как это отразится на прокате?

Забастовки актеров и сценаристов уже привели к серьезным проблемам в индустрии. Так, еще в мае стало известно, что шоураннеры сериала «Властелин колец: Кольца власти» не примут участия в завершении производства второго сезона.

Чуть позже создатели сериала «Очень странные дела» Мэтт и Росс Даффер объявили о том, что они приостановили работу над финальным сезоном шоу. Еще через несколько дней было объявлено о том, что на паузу поставлена работа над вторым сезоном сериала «Одни из нас».

«Жертвой» забастовки актеров стала также лондонская премьера фильма Кристофера Нолана «Оппенгеймер» — актеры Киллиан Мерфи, Мэтт Дэймон и Эмили Блант покинули просмотр раньше остальных, чтобы не общаться с прессой и зрителями и тем самым не участвовать в промоушене картины.

«Оценить в цифрах [потери от забастовки] невозможно, — объясняет Марк Губаренко , — основные проекты сдвинули на год. Тот же Disney поступил так со многими релизами. Одних "Мстителей" перенесли с 2025-го на 2026-й, а других — с 2026-го на 2027 год». В списки перенесенных картин попали также 3-й сезон сериала «Эйфория», «Блэйд», «Аватар-4» и «Аватар-5». 

Последствия забастовки почувствовали и российские кинопрокатчики, несмотря на то, что большие голливудские студии в массе своей отказались от проката своих фильмов в стране. «Например, осенью мы планировали выпустить полностью готовую на данный момент картину с двумя актрисами класса «А» в главных ролях, — рассказывает Никита Куприянов, старший креативный менеджер кинопрокатной компании «Вольга». — Но и нам и студии понятно, что без паблисити-поддержки со стороны звёзд успех релиза ставится под большой вопрос (даром, что актрисы являются еще и продюсерами этой картины)».

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)