18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Александр Дулерайн: «У нас точно нет проблем с тем, чтобы снять сериал по оригинальной идее»

Александр Дулерайн учился в Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. В начале двухтысячных он пришел на ТНТ маркетинг-директором канала, а вскоре стал генеральным продюсером. При нем телеканал ТНТ обрел свое лицо, стал домом лучших российских сериалов и начал говорить зрителям с экрана: «Почувствуй нашу любовь!» В интервью журналу «Собака.ru» Александр Дулерайн рассказывает, что объединяет телевидение и математику, как ТНТ стал донором интернета, стоит ли брать кредит ради того, чтобы снять сериал.

Вы работаете на ТНТ уже почти 20 лет. Несмотря на то что канал появился в 1997 году, по-настоящему жить он начал в 2002 году, помните ли вы ТНТ того образца? Какой была тогда аудитория телеканала?

Помню, но смутно — потому что, когда мы пришли на ТНТ, ядра аудитории как такового не было. История, с которой телеканал когда-то стартовал, связанная с производством российских сериалов, к этому моменту закончилась. У канала доля была около 2 %. И было понимание, что для наращивания доли нужно производить сериалы, но чтобы производить сериалы, нужны деньги, но чтобы заработать денег, нужно поднять долю. Получался замкнутый круг. Роман Петренко этот круг разорвал — он впервые применил на телевидении целый ряд вполне себе контринтуитивных маркетинговых принципов и ходов. За следующие семь лет доля ТНТ стала больше 10, ТНТ стал главным развлекательным каналом страны, на пике ТНТ абсолютно доминировал среди молодежи. По сути, мы конкурировали сами с собой в комедии, стабильно достигая доли выше 20 %.

Насколько сильно аудитория ТНТ изменилась с того времени?

Мы собрали у экранов всю молодежь. Можно сказать, что тогда у нас собралась наиболее продвинутая аудитория, которая сейчас также составляет ядро активных пользователей онлайн. ТНТ в итоге оказался главным донором интернета. Мы делаем лучший в России, как нам кажется, контент, просто смотрят его теперь не только по телевизору.

Мы делаем, как нам кажется, лучший в России контент.

Вы были одним из идеологов известной рекламной кампании «Почувствуй нашу любовь». Был ли тот слоган провокационным?

Конечно, был провокационным. Это же абсолютный сарказм, родившийся из перефразирования слогана Feel Our Love, на канале, по-моему, Comedy Central. Они придумали серию очень смешных и в хорошем смысле чудовищных в своей беспредельности роликов. В одном из них нам показывали очередь у банкомата, впереди которой возится старичок, задерживая всю очередь. Тут подлетает анимированный персонаж — логотип этого канала в костюме супергероя — и из огнемета выжигает старичка, очередь ему аплодирует. И — слоган Feel Our Love. В другом ролике ехал грузовичок с логотипом Comedy Central за рулем и давил логотипы каналов-конкурентов. У нас настолько жесткого посыла не было. Но в основе все равно был стеб и ирония.

Работает ли этот слоган до сих пор?

Да, до сих пор он в эфире — хотя сейчас маркетинг ТНТ готовит новую историю. А по поводу работает или нет — знаете, была такая программа знаменитая «В мире животных», и у них была узнаваемая заставка с журавлями. Потом они поменяли заставку, и доля упала. В любом случае «Почувствуй нашу любовь» не канет в лету — в наши постмодернистские времена ничто не умирает… А если умирает, то потом выходит из могилы и продолжает работать.

В середине нулевых у ТНТ появились лица, с которыми ассоциировался канал: Ксения Собчак, Ольга Бузова, Гарик Харламов, Павел Воля и так далее. Как выбирался и выбирается сейчас этот пул?

Никто никем не выбирался. Все, кого вы описываете, стали лицами канала, потому что так распорядилась их судьба. Оля Бузова была участницей «Дома-2». Харламов и Воля — были резидентами Comedy Club. Наверное, звездами стали те, кто и был звездами. Их выбрала жизнь и позвало время.

Наверное, никто не будет спорить с тем, что именно ТНТ переосмыслил юмор на российском ТВ, благодаря чему многие из нас узнали, что такое стендап. В контенте канала в принципе сделан большой акцент на комедии. Это до сих пор самый зрительский жанр?

По-моему, да. Даже с учетом прихода интернета и платформ комедия все равно — самый популярный, самый повторяемый, самый любимый зрителями жанр. Это подтверждает статистика стримингов как в России, так и за рубежом. Предоставьте гигантской аудитории все, что есть, и она выберет комедию. Возьмите хоть PREMIER, хоть Netflix.

Комедия — самый популярный, самый повторяемый, самый любимый зрителями жанр.

Какие комедийные сериалы ТНТ — завершившиеся или все еще выходящие — самые успешные?

Слушайте, у нас очень высокий процент успеха. Практически все наши сериальные премьеры — тьфу-тьфу — успешные. А критерий успеха любого сериала в телеэфире только один — рейтинг. Возьмите рейтинг, возьмите топ-3 позиции по сериалам и получите самые успешные. В отличие от мира искусства, здесь все гораздо проще. Другого критерия в коммерческом телевидении нет, это вопрос математики. При желании можно придумать коэффициент такой же, как существует в кинопрокате, когда делают поправку на инфляцию и сравнивают прокатные сборы в разные исторические периоды.

Но есть нюансы — рейтинг можно считать по разным аудиториям — что телеканалы и делают. И рейтинг одного и того же сериала по разным аудиториям может отличаться в разы.

Можем ли мы наконец сказать, что в России появилась сериальная индустрия?

Да сложно сказать. Это вопрос определения самого понятия «сериальная индустрия». Хороших сериалов точно стало больше. Хороших сценариев стало больше, производится больше. Наверное, можно сказать, что появляется индустрия.

Способны ли сегодня российские сериалы прайм-тайма конкурировать в телеэфире, например, с голливудскими фильмами?

Более того, только сериалы и способны. Разумеется, это зависит от сериала и от фильма. Когда у нас не так давно шел «Иванько», в некоторые дни его доля достигала 19,2 %, и сериал стал абсолютный лидер в слоте, хотя против него на других каналах стояли голливудские фильмы. Та же «Ольга» всех уничтожала просто.

В 2017-м году в интервью журналу «Сеанс» вы говорили, что российский зритель не готов к системе подписок и платить за просмотр кино. Через год, в 2018-м, запустилась платформа PREMIER. Что изменилось, и какого мнения вы сейчас — люди готовы платить за контент?

Похоже, что да — медленно, но верно зритель стал готов платить за контент. Но как говорят хирурги, это процесс. Он идет в целом по стране: не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Суть в том, что это просто-напросто удобно. За не самые большие деньги ты решаешь кучу бытовых проблем и экономишь время. Сегодня все сложнее получить доступ к пиратскому контенту, и однажды, тратя в очередной раз 15–20 минут на поиск сериала с сомнительным качеством картинки и звука, зритель понимает, что проще заплатить и смотреть что угодно. Удобство побеждает. По сути, человек платит даже не за контент, а за сервис.

Медленно, но верно зритель стал готов платить за контент.

Вы начинали свою карьеру как режиссер независимого кино, затем сняли фильм «Москва 2017» и недавно после длинной паузы снова вернулись к роли постановщика, сняв пилотный эпизод сериала «Вне себя». Расскажите о нем.

Мне очень понравился сценарий. Это история про относительность реальности, такая сюрреалистическая «майндфак»-комедия. А при этом — сюжет очень человеческий, про жадность, про исправление. И когда Евгений Никишов и Валерий Федорович предложили мне снять пилот, я с радостью согласился. «Вне себя» — это, кстати, еще, может быть, не окончательное название.

Какие сериалы нам ждать в эфире в 2021 году, помимо «Вне себя»?

Будут продолжения наших рейтинговых комедий: «Полярный», «Патриот», «ЖУКИ», «Год культуры», «Ольга», «Реальные пацаны», «Физрук». Вернется со вторым сезоном «Мир! Дружба! Жвачка!», будет сериал «Универ. Старики» про героев, которые с годами очень сильно изменились. Вместе с ними запустим новые комедии — «Яжотец» с Гошей Куценко, «Исправление и наказание» про надзирательницу, которая верит в добро. Ещё «Вика-ураган», «1703» и «18+» в совместном производстве с PREMIER. Осенью планируется выход драмы «Контакт» — это контент, который мы относим в разряд киносериалов, драма отцов и детей в эпоху социальных сетей, в которой Павел Майков играет отца-одиночку.

Получается, что в 2021 году вернется много хитов. В Голливуде в течение последнего десятилетия также часто выходят перезапуски и ремейки легендарных фильмов и сериалов. Чем обусловлен этот тренд? Это запрос аудитории, коммерческая выгода или конечность новых идей?

В российских реалиях на съемки оригинального сценария проще решиться, чем в условиях голливудской индустрии. Все ремейки и перезапуски — это способ страховки и уменьшения коммерческих рисков. На оригинальной истории всегда рисков больше, но у нас точно нет проблем с тем, чтобы снять сериал по оригинальной идее.

 

Фото: Георгий Кардава

Комментарии (0)