18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Интервью с Мартой Отте

С 29 апреля по 1 мая в «Эрарте» показывали короткометражную программу Международного фестиваля кино в Тромсё под названием «Films from the North». На открытие программы приехала Марта Отте, директор самого крупного фестиваля Норвегии Tromsø International Film Festival. Сайт «Собака.ru» поговорил с Отте о господдержке, Пьере Ришаре и о том, сколько стоит организовать лучший в стране кинофестиваль.

Вы стали директором фестиваля в 2004 году. Как изменился фестиваль под вашим руководством?

Идея фестиваля осталась неизменной: мы выбираем фильмы высокого качества, «зрительские фильмы». Я начала делать ретроспективы. Конечно, очень важно показывать новые фильмы, но для меня очень важно показывать кино и с ретроспективной точки зрения, его историю. В этом году мы делали ретроспективу «красных вестернов». Куратором этой программы выступил Сергей Лаврентьев. Я начала делать программу немого кино с живой музыкой. С моим приходом мы начали больше работать с российским кино, в том числе и на государственном уровне, сейчас мы работаем с Министерством культуры. Так что ответ на вопрос: фестиваль изменился и остался прежним одновременно.

В России очень любят поговорить про деньги. На сайте написано, что фестиваль приносит 25 миллионов норвежских крон (4.5 миллиона долларов) в самые разные отрасли. Какой бюджет самого фестиваля?

Около 16 миллионов крон. Это бюджет, который мы тратим в течение всего года: не только на фестиваль, который проходит в январе, но и на фестиваль немого кино, который мы делаем в сентябре, и еще разные проекты, например программу «Film from the North», с которой мы приехали в Петербург.

В Норвегии существует система господдержки кинематографа. Такая схема существует далеко не везде, но в России есть похожая система. Как государство поддерживает фестивали и производство кино?

У нас есть две разные программы: для производства кино и для «культуры» кино. В фонд деньги поступают с продажи DVD и билетов в кинотеатры. Но здесь есть существенная проблема: DVD сейчас особо никто не покупает, так что и денег в фонд поступает меньше. И это именно тот фонд, из которого мы получаем деньги на фестиваль. Так что это политический вопрос: где нам брать деньги на фестиваль? Мы хотим быть уверены и знать, сколько денег мы получим — не зависеть от того, сколько человек сходили в кино в течение года. Мы хотим просто знать это заранее. Мы хотим, чтобы поддержка фестиваля была заложена в государственном бюджете, а не в фонде.

«Государство пытается придумать новые инициативы поддержки производителей. Были фильмы и независимые от поддержки государства. Такому независимому кино всего года 3 в Норвегии. Люди продают дома, вкладывают свои деньги в кино. Некоторые не хотят брать деньги у государства»


Сколько полнометражных фильмов в год выходит в Норвегии?

В прошлом году вышло где-то 22-24. Это был большой скачок по отношению к предыдущим годам. Естественно, это связано с цифровыми технологиями. Государство пытается придумать новые инициативы поддержки производителей. Были фильмы и независимые от поддержки государства. Такому независимому кино всего года 3 в Норвегии. Люди продают дома, вкладывают свои деньги в кино. Некоторые не хотят брать деньги у государства.

Фильм Андрея Звягинцева «Елена» получил в этом году два главных приза фестиваля.
Фильм Андрея Звягинцева «Елена» получил в этом году два главных приза фестиваля.

Какие жанры популярны в Норвегии? У каких жанровых фильмов больше шансов в прокате?

Думаю, у триллеров и комедий. Как правило, это очень плохие фильмы, но это популярно у подростков. Неплохо прошел фильм «Убить Бульё» — пародия на «Убить Билла» Тарантино. Сам Тарантино, кстати, думает, что этот фильм клевый. «Охотник на троллей» был в прокате во многих странах и вызвал большой интерес на фестивалях. Потому что тролли — это очень норвежская тема.

«Я была в Сочи на фестивале, там был Жан-Клод Ван Дамм. Потом они пригласили этого шведского парня, Дольфа Лундгрена. Заплатили ему около 3000 долларов. И он приехал на один вечер на фестиваль. Он не представлял никакого фильма на фестивале. Ну а в прошлом году на кинофестивале в Мурманске. Какие гости там были? Пьер Ришар»


Возвращаясь к теме фестивалей, в России процент господдержки в кино очень большой, и у нас есть очень амбициозный городской проект — фестиваль Кинофорум. Поскольку это городской фестиваль, то формально отвечать за него в этом году будет новый председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев. Какие вы могли бы дать ему советы, как директор самого крупного фестиваля в Норвегии и одного из крупнейших в Европе?

Многие города хотят устраивать собственные кинофестивали, потому что это привлекает туристов — но это неправильная причина для проведения фестиваля. Я слышала про ваш Кинофорум, который был в прошлом июле. Было потрачено много денег, приехало много гостей, для которых забронировали лучшие гостиницы. Было ощущение, что главное — это красная дорожка и звезды. Но ведь самое главное в кинофестивале — это публика. Мой совет — начинайте с малого и развивайтесь. Начните с привлечения к работе людей, занятых в киноиндустрии.
Недавно Международный фестиваль в Осло пригласил Бена Кингсли для представления фильма «Хранитель времени». Бен Кингсли сказал: о’кей, я приеду. Мне нужен билет первого класса. Они согласились. За два дня до фестиваля он сказал, что должен приехать с двумя ассистентами. Они тоже полетят первым классом. Потом они пригласили Джорджа Клуни и он попросил 100 000 крон. Это понятно, они люди занятые и зарабатывают деньги. В общем, такое случается на фестивалях. Мы хотим открывать новые имена, новых интересных режиссеров. Джордж Клуни — классный, но нам он не нужен.

Для проведения кинофестиваля нужен огромный бюджет. И, конечно, не стоит этот бюджет тратить на неправильные вещи. Я знаю, что в России и в некоторых других местах есть традиция платить гостям за приезд. Я была в Сочи на фестивале, там был Жан-Клод Ван Дамм. Потом они пригласили этого шведского парня, Дольфа Лундгрена. Заплатили ему около 3000 долларов. И он приехал на один вечер на фестиваль. Он не представлял никакого фильма на фестивале. Ну а в прошлом году на кинофестивале в Мурманске. Какие гости там были? Пьер Ришар.

Он у нас популярен.

У нас тоже, лет 20-30 назад был популярен.

У нас в прошлом году Настасья Кински была. Никакого фильма не представляла.

Да, и они платят им деньги. И пресса приходит. Правда в том, что если пресса теряет интерес к фестивалю, у публики интерес тоже может пропасть. У нас успешный фестиваль в Тромсё. Для меня просто решить, что делать и что нет. Думаю, сейчас сложнее начинать кинофестивали. Все думают, что начинать надо с огромных дорогих фестивалей. Но наличие большого количества денег не сделает фестиваль успешным. Ковровые дорожки — это не выход. Это просто неправильно потраченные деньги.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)