Выпускница московской школы №57 Екатерина Мочалова увлеклась творчеством писателя весной 2022 года — когда прочитала «Преступление и наказание». «Мне понравился его реализм, раскрытие тем и огромное количество подтекста. Особенно мне понравились его шифровки улиц: так я узнала про адрес дома Раскольникова, Сони Мармеладовой…» — говорит она. Рассказываем о том, как девушке удалось найти дом семьи Мармеладовых. И нет, это не дом №73 по набережной канала Грибоедова!
В преддверии весенних каникул 2022 года Екатерина Мочалова предложила маме отправиться в Петербург, чтобы пройти по следам героев «Преступления и наказания» — именно с этого романа началось ее увлечение творчеством писателя Федора Достоевского. Условием поездки стала ее программа: девушка должна была самостоятельно составить план на три дня. «И я составила. В процессе я изучала книги достоеведов, интернет-ресурсы — читала про адреса. И меня удивило то, что я не нашла адрес дома семьи Мармеладовых (это важные герои в этой книге, о судьбе которых Достоевский даже думал написать отдельное произведение — «Пьяненькие»)», — говорит Мочалова.
Тогда школьница углубилась в исследование, обратилась к разным авторам, которые писали о топонимике и топографии «Преступления и наказания», о местах, указанных в романе — однако даже в этих источниках, по ее словам, «не было никакого упоминания о доме семьи Мармеладовых». «Я перечитала несколько раз все эпизоды, в которых упоминался этот дом, и предположила, на какой улице он мог бы располагаться. Поэтому, когда мы с мамой приехали в Санкт-Петербург, я привела ее на эту улицу и указала примерный адрес, сказав, что здесь должен находиться дом семьи Мармеладовых», — отмечает девушка.
О доме семьи Мармеладовых:
Меня особенно интересовало то, что Достоевский сам жил в этом районе, когда писал «Преступление и наказание». Получается, адреса его героев были неслучайны: скорее всего, Федор Михайлович действительно задумал какой-то определенный дом. Тогда я уже стала «рыть» архивы и просматривать записи 19 века о расположении домов, об архитектуре, изучать биографию Достоевского, сравнивать текст романа и карты 19 века. Исходя из этого я смогла предположить, в каком доме проживала семья Мармеладовых.
Также я обращалась к исследованию Бориса Николаевича Тихомирова — его книга называется «Лазарь! гряди вон». Эта книга является по сути комментариями к «Преступлению и наказанию», и там тоже есть несколько предположений об адресе Мармеладова, однако в своем исследовании я опровергаю эту точку зрения: на мой взгляд, дом Мармеладовых находится дальше, ближе к другой улице (в соответствии с текстом романа у Бориса Николаевича Тихомирова получается слишком большая погрешность, на мой взгляд). И именно в этом доме Достоевский сам жил до написания романа. Жил он там недолгое время вместе с братом, к которому приезжала жена, позже ставшая прототипом домовладелицы семьи Мармеладовых.
Я подробно изучала историю домов, которые находятся на Большой Подьяческой улице, просматривала и сравнивала старые фотографии. Выяснилось, что в Петербурге дома очень быстро уходят под землю из-за того, что город построен на болотах… И я стала подсчитывать, на сколько долей этажа дом уходит под землю за 156 лет — время, прошедшее с момента написания романа. Получается — на целый этаж. Значит, те дома, которые сейчас стоят на Большой Подьяческой улице и имеют 3 или 4 этажа, в момент написания романа имели 4 или 5 этажей соответственно. А Достоевский уточнял в тексте, что в доме Мармеладова было 4 этажа. Поэтому меня интересовали те дома, которые сейчас имеют 3 этажа, и те, которые не подходили под этот параметр, я даже не рассматривала.
Именно поэтому я и решила, что это может стать подтверждением моей теории. Так, я считаю, что семья Мармеладовых проживала в доме номер 7 на Большой Подьяческой улице в Санкт-Петербурге.
По возвращении в Москву девушка рассказала о своей находке классному руководителю, которая, в свою очередь, предложила продолжить исследование — так родилась статья «Петербург Достоевского глазами современной школьницы», которая позже вышла в научном журнале института мировой литературы «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал». В своем исследовании девушка опиралась на «Указатель жилищ и зданий в Санкт-Петербурге на 1823 год» и «Руководство к отыскиванию жилищ по Санкт-Петербургу, 1824 год» Самуила Аллера, путеводители по Петербургу, датируемые серединой XIX века, книгу исследователя Достоевского Сергея Белова «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Комментарий» и другие работы.
Комментарии (0)