18+
  • Развлечения
  • Балет
Балет

Поделиться:

Как экс-этуаль Мариинки Дарья Павленко (в 40 лет!) стала резидентом культового Танцтеатра Пины Бауш — он впервые приезжает на гастроли из Вупперталя в Петербург

Экс-этуаль Мариинского Дарья Павленко сенсационно стала приглашенным резидентом легендарного Танцтеатра великой Пины Бауш: это первая классическая прима в истории культовой компании. 16, 17 и 18 сентябре Театр впервые приезжает из Вупперталя в Петербург: на «затопленной» сцене Александринского покажут один шедевр Бауш «Полнолуние» — элегию воды. Дарья знакомит нас с миром Пины и своими новыми проектами: Пети, Богомолов, Жорж Санд.

Дарья Павленко. Брюки Atelier Biser
Дарья Павленко, Брюки Atelier Biser

Пина и «Полнолуние»

Наследница немецкого экспрессионизма, американского модернизма и свободного танца Пина Бауш просыпается знаменитой в 35 лет — в 1975 году в индустриальном Вуппертале выходит ее спектакль на музыку Игоря Стравинского «Весна священная». Молодая хореограф пересобирает сенсацию «Русских сезонов» Дягилева и создает свою собственную: артисты в ритуальных плясках демонстрируют сексизм и феминизм, отношения мужчины и женщины, трагедию жертвы и одиночества, беспомощность перед толпой и инстинктами — в театре, на сцене которого пот смешивался с торфом на полу, зрители столкнулись со своими страхами. Приняла ли Пину после такой шоковой терапии консервативная публика Вупперталя — родины Энгельса? Нет. Ей поступали угрозы, ее запугивали, из зала демонстративно выбегали. Но железная женщина танца решает закрепить успех и выпускает спустя год работу «Семь смертных грехов», где к хореографии она присоединяет пение и слово, танцовщиков одевает в классические брючные костюмы, женщин просит выходить на сцену на каблуках, а сценографа — сделать для спектакля копию мостовой вуппертальской улицы вместо пола. Раз и навсегда Пина Бауш рушит стену между реальностью и театром, раздвигая границы танца, соединяя его с драмой и словом. С этого момента великая немка становится для аудитории тем же, кем Марина Абрамович для мира искусства: проводником, медиатором и гуру коллективной практики со зрителем.

Икона стиля Пина Бауш, всегда одетая в черное, оверсайз и грубые мужские ботинки, вывела термин «танцтеатр» за пределы андеграунда: спектакли держат статус «маст-си» не один десяток лет и собирают аншлаги по всему миру, а ее имя знакомо даже тем, кто ничего не знает о современном танце. Герои фильма Педро Альмодовара «Поговори с ней» плачут на культовом спектакле Пины «Кафе Мюллер»; Хельмут Ньютон делает свой знаменитый кадр «Крокодил ест балерину» по мотивам ее спектакля Keushleitslegende, а Федерико Феллини приглашает Бауш сняться в своей притче «И корабль плывет» — в роли слепой графини. Друг и соратник Пины, режиссер Вим Вендерс после ее гибели в 2009 году от рака легких выпускает фильм в 3D «Пина. Танец страсти», и главный спектакль для него — «Полнолуние». Эту постановку и ривозит в Петербург ее труппа.

«Полнолуние»

«Полнолуние»

Почему Вим Вендерс выбрал для своего фильма спектакль «Полнолуние» как олицетворение Пины Бауш?

Там много страсти — той, с которой всю жизнь работала в своем театре Пина. Несмотря на свою немногословность и спокойную аристократичность, она все наполняла экспрессией «через край», и в «Полнолунии» очень ярко это показывают. Кроме этого, она всегда делала саму сцену одним из выразительных средств, и очень тонко работая с ней, давала постановкам дополнительную краску. Если в спектакле «Синяя борода» лейтмотивом становились сухие листья, в «Гвоздиках» — цветы, в «Кафе Мюллер» — стулья, то в «Полнолунии» это вода: она олицетворяет жизнь, любовь и чувственность. В одной сцене артисты обливают друг друга из ведер, в другой льют воду из бутылок в переполненные бокалы, в третьей просто идет дождь, в четвертой воды столько, будто перед нами берег океана. Взаимодействие человека с водой радикально меняет пластику тела. На сцене появляется большая импульсивность, ведь даже чтобы выплеснуть воду из стакана, надо приложить усилие. Получается, из-за этого приема степень накала эмоций растет — всё как под увеличительным стеклом.

Ты в нем принимаешь участие?

Сейчас я занята в двух спектаклях — это «Семь смертных грехов» и «Синяя борода». Первый — по либретто Бертольда Брехта, второй — по мотивам оперы венгерского композитора-новатора и фольклориста Белы Бартока. Оба были поставлены в 1970-е годы, когда в работах Пины появилась одна из ее главных тем — жестокое и кровожадное противостояние мужчины и женщины.

Как спектакли, которым почти по пятьдесят лет, принимает публика?

Бомбически! Я даже не ожидала! Когда мы отыграли первый спектакль, зрители буквально ликовали. На поклонах я даже спросила своего коллегу: «А у вас всегда так?» Он ответил, что да. (Улыбается.) В своих работах Пина всегда говорит о вечном, а само строение спектаклей и ее язык, замешанный на танце, слове и пантомиме, позволяет зрителю стать соучастником действия. На ее спектаклях у человека в зале всегда возникает свой собственный ассоциативный ряд, который он примеряет на себя. Она затрагивает такие человеческие струны, которые есть у каждого, и мы верим в то, что происходит на сцене.

Пина для тебя великая женщина?

Безусловно! Во-первых, Пина вывела немецкий экспрессионизм на мировую арену. Да, она была последователем основоположника понятия «танцтеатр» и своего учителя Курта Йосса, но именно благодаря ей это направление по-настоящему обрело форму. Во-вторых, женщина-хореограф — это просто великое дело: до сих пор их можно пересчитать по пальцам, а тем более тех, которые создают что-то уникальное и ни на что не похожее. К слову, Пина прошла путь от полного неприятия ее творчества и издевательств до всеобщего восторга и почитания, что говорит о сумасшедшем стержне, который был запрятан в этой маленькой скромной и деликатной женщине. В-третьих, она очень самобытна и до конца своих дней сохранила желание разглядеть жизнь, чтобы визуализировать ее на сцене.

Дарья Павленко. Комбидресс Givenchy (ДЛТ)
Дарья Павленко, Комбидресс Givenchy (ДЛТ)
Дарья Павленко. Брюки Atelier Biser
Дарья Павленко, Брюки Atelier Biser

Дарья и Вупперталь

В 2018 году прима-балерина Мариинского театра, выпускница Академии Вагановой, лауреат премии «Душа танца» и заслуженная артистка России Дарья Павленко пишет заявление об уходе — в канун своего сорокалетия, когда по всем традициям карьера балерины идет к закату. Почему звезда труппы покидает Театральную площадь? Просто хотелось выйти за границы возможного. В результате Дарья сначала едет в Вупперталь: нужно было научиться смешивать язык тела с навыками кричать и говорить на сцене. Потом ее приглашают исполнить партию Жорж Санд в балете Le Pari в Астраханском театре, а не так давно наследники Ролана Пети дарят ей права на миниатюру «Гибель розы», в которой танцевала Майя Плисецкая. Этой осенью у Павленко начинаются репетиции в спектакле «Ромео и Джульетта» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко: режиссером станет Константин Богомолов, партнером — Лоран Илер, суперзвезда французского балета и ученик Рудольфа Нуреева. В феврале 2022-го запланировано возвращение в Вупперталь.

Как так получилось, что до тебя в компании Пины никогда не было балерин со статусом примы за плечами?

В театре Пины ты должен быть частью целого, где все равны. В труппе классического балета есть строгая вертикальная иерархия — здесь ее не существует. С одной стороны, у них нет солистов, а с другой — все главные. Важно понимать и принимать эти правила игры уже на старте, имея установку внутри, что ты такой же, как все остальные. Попадая туда, ты становишься учеником. Когда я только начинала репетировать, у меня было ощущение, что я как будто заново рожденная. И что самое смешное — они на меня тоже смотрели как на ребенка и удивлялись, почему я все быстро впитываю. (Смеется.)

Если до тебя не было прецедента, то как ты решилась написать им письмо?

Мне посоветовала это сделать Ана Лагуна — спутница и муза великого шведского хореографа Матса Эка. Мы с ней познакомились на фестивале «Дягилев P. S.» благодаря Наталье Ивановне Метелице. Я рассказала Ане, что ушла из Мариинского театра, а она, увидев какое-то сходство с Пиной, внутреннее и внешнее, спросила, не хочу ли я поехать в Вупперталь и поработать с компанией Танцтеатра. Так и родилась эта идея. Я написала письмо с просьбой пройти просмотр, отправив запись с моим исполнением Избранницы в «Весне священной» немецкого балетмейстера Саши Вальц, которая идет в Мариинском. И всё — они меня приглашают встретиться.

Как проходил просмотр?

Я приехала в Вупперталь на два дня. Мы учили фрагменты из трех спектаклей: «Синяя борода», «Весна священная» и Kontakthof. Они смотрели, как я могу расти, насколько быстро меняться, мои возможности коммуникации и способности впитывать новые формы. Например, работая с последним — наименее танцевальным — спектаклем, я должна была пройтись на каблуках и в обычном платье, проговорив элементарный текст о себе на русском, английском и немецком: «Меня зовут Даша, я из России, я замужем, у меня двое детей». Несколько месяцев была тишина, а потом мне написали и предложили контракт сразу на два спектакля — как приглашенной танцовщице.

Из-за пандемии твое сотрудничество с театром приостановилось. Ты продолжишь с ними работать?

Не так давно Танцтеатр пригласил меня принять участие в восстановлении спектакля «Орфей и Эвридика»: мы начинаем репетиции в феврале. Эту работу принято называть танцоперой: она сочетает в себе балет, оперу и драму. Спектакль считается одним из ранних шедевров Пины, наряду с культовой «Весной священной», которую я когда-то смотрела на кассетах в Академии Вагановой. Честно говоря, если бы мне кто-то сказал, что я буду танцевать в этом театре, я бы ни за что не поверила!

Дарья Павленко. Платье Bottega Veneta (ДЛТ)
Дарья Павленко, Платье Bottega Veneta (ДЛТ)

Восторг и свобода

Пина Бауш — великий визионер: она сделала коммуникацию и вербатим основой своего театра задолго до того, как это стало модным. С одной стороны, Пина общается со зрителем, с другой — с артистами. Работа над спектаклем всегда начиналась с бесед: Пина задавала вопросы — танцовщики отвечали, предлагала задания, например, просила написать телом свое имя — они импровизировали. Из лучших вариаций составлялись спектакли. Большая часть сочинений Пины — это коллажи из отдельных картин, номеров или фокусов, а артисты театра — это ее соавторы и такие же визионеры, как и она.

Когда ты приехала в Вупперталь, что для тебя, классической балерины, было самое сложное?

Расслабиться. (Смеется.) Но растворяться в команде было нетрудно: я делала это с удовольствием, хотя это нужно было делать, не теряя свою индивидуальность. Такое сочетание очень приветствуют в труппе. Надо сказать, что мне помог мой кордебалетный опыт, ведь слово «прима», которое тоже тебя держит в напряжении, я должна была оставить за бортом.

Как тебя встретила труппа?

Сначала смотрели как на инопланетянку. Особенно когда на утреннем классе я надела пуанты. (Смеется.) У них совсем это не принято: они занимаются или в носках, или босиком. Но для меня это было необходимостью: после Вупперталя я должна была участвовать в классическом гала. А потом началась работа над спектаклями, и артисты уже приняли меня на все сто.

Спектакли Пины Бауш отличаются экспрессией, которая может передаваться через плавную пластику под граммофонные мелодии, а может — через утрированные жесты или скособоченную походку. Как твое тело воспринимало такой язык?

Тяжело. Хотя это совпадает с моим внутренним пониманием того, что я должна делать на сцене. По большому счету свои партии в Мариинском театре я тоже пыталась насытить жизненными соками, даже если это был бессюжетный балет. Именно в этом я видела свою задачу, иначе я не верила бы в то, что я делаю. Для меня спектакль — это своего рода выход в астрал. Помню, как я танцевала в «Весне священной» Нижинского. В нем у тебя ощущение, что ты соль земли: стоишь в центре мироздания и аккумулируешь в себе всю энергетику Вселенной. Каждый раз перед финальной «пляской», на которой Избранница умирает и отдает всё, меня буквально била нервная дрожь от нетерпения. Делая последний круг, я уже кричала, потому что даже дышать не могла.

То есть в Вуппертале пластической ломки не было?

Была! Весь процесс был на самом деле мучителен! Нужно было узнавать свое тело. Где-то я должна была научиться кричать с разными интонациями, где-то — бегать по скользким листьям, которые радикально меняют твою пластику, где-то — висеть на стене, держась за маленькие гвозди. Было сложно, но когда текст Пины уже был внутри, наступило освобождение и счастье. Помню, как в спектакле «Синяя борода» я должна была поймать ощущение мантры в сцене с многократными повторами. И когда ты выходишь на одну волну с командой, наступает невероятное, почти первобытное ощущение единого целого.

Ты попала в Театр Пины Бауш в 40 лет. Он поменял тебя?

Он научил отпускать себя, кайфовать и не врать самой себе. Артисты Пины очень честны на сцене и в жизни. Такое отношение делает театр настоящим: его можно потрогать буквально физически — ощутить кожей. Для меня этот опыт — настоящий дар, который я даже не знаю, чем заслужила.

«Танцтеатр Вупперталь Пина Бауш» покажет спектакль «Полнолуние» в Александринском театре 16, 17 и 18 сентября.

Гастроли «Танцтеатра Вупперталь Пина Бауш» проходят в рамках Года Германии в России и при поддержке Гёте-Института.

Текст: Ольга Угарова

Фото: Ксения Ващенко

Стиль: Александра Сухоненкова

Визаж: Оля Змеюка

Свет: Иван Волков, Skypoint

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Дарья Павленко

Комментарии (0)