18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Фотофестиваль «Присутствие»: хорошее фото на документы, красивое старение и принт-скрин как пейзаж

«Севкабель Порт» на неделю превращается в площадку для фестиваля современной фотографии «Presence/Присутствие». «Собака.ru» выбрала 5 лучших событий: выставка с сериями о китайских туристах и покупке телевизоров в СССР, студия хороших фото на документы и встреча с художником, который превращает принт-скрины из Grand Theft Auto в пейзажную фотографию.

Наталья Резник

Наталья Резник

Валя Ли

Валя Ли


Что такое фестиваль «Presence/Присутствие» и зачем на него идти?

В 2019 году мы привыкли к тому, что современное искусство может принимать любые формы: от тотальной инсталляции до 3-D видео, которое нужно смотреть в очках виртуальной реальности. Конечно, не нужно доказывать, как в начале 20 века, что фотография — искусство, но для массового зрителя она существует в собственном «загончике». Если фотовыставка — то распечатанные на бумаге изображения, сделанные на камеру, желательно, чтобы были похожи на Картье-Брессона, Марио Тестино или лучшие фоторепортажи World press photo. Сегодня с фотоискусством все сложнее: фотографией может быть смоделированный в Cinema 4D натюрморт, фильм, книга и даже принт-скрин из компьютерной игры. Институт ФотоДепартамент проводит фестиваль Presence/Присутствие, чтобы показать и рассказать о том, во что трансформируется фотография в мире цифровых коммуникаций. В этом году фестиваль переместится в «Севкабель Порт»: выставка «Коллективность. Ось мира» займет 1500 квадратных метров бывшего Кабельного цеха, с лекциями выступят фотографы и исследователи из Франции, Швейцарии и России, а бонусом — спектакли и перформансы.

Моника Дубинкайте. Code Map

Моника Дубинкайте. Code Map

Анастасия Беспалова, Анна Прилуцкая, Андрей Рылов. The Sunset Machine

Анастасия Беспалова, Анна Прилуцкая, Андрей Рылов. The Sunset Machine

Выставка «Коллективность. Ось мира»

Куратор Юрий Гудков отобрал 43 из 170 фотопроектов, присланных на конкурс. Среди участников — Яна Романова, сотрудничающая с изданиями Der Spiegel и Geo France, художница Софа Скидан и Александр Веревкин, автор фотокниги о поколении Z в современной России. Коллективность в названии выставки — это форма вопроса о том, чем окружено наше существование и как мы участвуем в том, как существуют другие. 


25 октября–4 ноября
Кабельный цех
Севкабель порт

Валя Ли
Большой маленький брат

«Дагэ» по-китайски означает большой (старший) брат. Это имя в 50-х 20 века Китай употреблял по отношению к СССР. В сознании старшего поколения жителей Китая до сих пор сохранилась мысль о русском товарище, главном помощнике в построении коммунистического мира. Сегодня основная часть энергетического сырья России поставляется в Китай. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году экономика Китая станет лидирующей в мире. В цивилизационном масштабе происходит переориентация на Восток. «Младший брат» уже стал «Старшим». Количество китайских туристов в России растет каждый год — турпоток из Китая в 2018 году составил 1,3 миллионов человек. Но не смотря на массовость китайских групп, туристический бизнес с Китаем не приносит в бюджет России значительного дохода. 

Сама тема взаимодействия России и Китая меня интересует давно, но как именно и что конкретно я хочу выразить стало оформлять где-то полгода назад. В проекте часть работ — это репортажные снимки, сделанные в Санкт-Петербурге и Москве в разных туристических местах, либо на фестивалях.  Другая часть  — это предметная фотография на которой я соединяю элементы китайской и русской культуры, её я снимала дома в самодельной студии.

Наталья Резник
Проект «Старый мир»

«Я пытаюсь представить как наше общество будет выглядеть через 30-40 лет. По оценкам демографов, количество пожилых людей на планете к 2050 году составит более 2 млрд человек. Наверное, скоро мы столкнемся с совершенно другим составом общества (по крайней мере, в Европе и Азии). Вероятно, в будущем нас будут окружать пожилые официантки и стюардессы, с рекламных плакатов на нас будут смотреть не юные супермодели, а пожилые красивые женщины (кстати, рекламная индустрия уже почувствовала этот тренд и в рекламе появляется все больше пожилых лиц). Кино переполнено героями за 60, причем они исполняют не второстепенные характерные роли, а становятся героями-любовниками, протагонистами. Можно сказать, в культуре и искусстве старость начинает переживать новый Ренессанс - это является отражением социального тренда. В моей серии портретов, на которой я работаю в Западной Европе уже в течение двух лет, пожилые женщины сняты на фоне городского пейзажа — пейзаж в качестве фона для портрета был популярен в живописи Ренессанса». 

Анна Пилипюк, Владимир Шипотильников
Мой первый телик

«Любительская фотография, существующая обособленно от устоявшихся профессиональных направлений, попадает в регистр неважного в силу ее массовости и обычности. Но как раз в типичности и подобии изображенного лучше всего ухватывается практика производства изображений как такая. Склонность к одному и тому же, к повторению шаблонов и паттернов не сводится к наличию цифрового поля, в котором люди размещают свои фотографии и просматривают чужие. Негласная общность формы, подобие без внешней связи — черта, присущая современникам как товарищам-по-времени. Ретро-документация единой формы, удерживающей вместе разделённое, закладывает горизонт возможности новой коллективности, положительное содержание которой ещё предстоит определить».

Лекции и перформансы: выбор редакции

Пятница, 25 октрября

19.00–21:30 Выездная студия хороших фотографий на документы

Устали от плохих фото на документы за бешеные деньги? В поп-ап студии Филиппа Белобородова вам сделают фото, которое не стыдно будет разместить не только в паспорте, но и в тиндере, при этом совершенно бесплатно. Организаторы утверждают, что если вы приведете друга, то вам подарят вторую распечатку драгоценного фото.

20:00–20:30 Перформанс «Частные истории» Сергея Уханова и Лены Лончаковой

Писатель Сергей Уханов и документальный фотограф Лена Лончакова участвовали в экспериментальном проекте Веры Мартынов TO STAGE PER FORMA на Второй сцене БДТ этой весной. Перформанс «Частные истории» — продолжение этой работы. Его покажут в видео-формате и параллельно в исполнении 12 перформеров, таким образом зритель станет соучастником действия и трансформирует его. Частные случаи — бытовые или интимные, озвученные перформерами в публичном пространстве, становятся опытом коллективного пере- и проживания. Типичность озвученных ситуаций призвана вызвать «трепетную радость узнавания» и чувство эмпатии. Однако отстраненность и некоторая механистичность перформеров позволяет заподозрить, что это не их личные истории, но те, что разлиты в воздухе.

Суббота, 26 октября

18:00–19:30 Лекция фотографа Тибо Брюне

Работая в традиции пейзажной фотографии, Тибо Брюне никогда не пользовался настоящей камерой — вместо этого он запечатлевает виртуальную реальность. Все началось с пейзажей в Grand Theft Auto и портретов солдат в Call Of Duty, а его последний проект Territoires Circonscrits фиксирует реальные объекты окружающей среды с помощью сканера Leica Geosystems, подобно 3D-моделям. Художник расскажет о своем подходе и о том, как это помогает критически оценить наши отношения с виртуальностью.

20:00 Медиаспектакль Inner Immigration (Внутренняя эмиграция)

Медиа-художник Денис Протопопов размышляет о том, что кажущийся абсолютно личным и интимным опыт перестает быть таковым в мире, где граница между реальным и виртуальным отсутствует. Протоколы передачи данных, интерфейсы и устройства незаметно меняют жизнь людей, а киборги сейчас не существа из плоти и машины, они опосредованны через отношения с цифровыми объектами. Протопопов использует гипертекстовое произведение, многоканальное видео и дополненную реальность, чтобы рассказать о повседневном опыте в постцифровом обществе. 

Воскресенье, 27 октября

12:00–13:00 Лекция Николаса Полли

Николас Полли – швейцарский фотограф и графический дизайнер, преподаватель одного из лучших художественных ВУЗов Швейцарии ECAL и со-основатель журнала о фотографии YET Magazine. В своем выступлении Николас Полли наметит контакты между графическим дизайном и фотографией, прорисовывая их через примеры из своей практики. Кроме того он затронет тему работы с несколькими авторами над их книжными проектами, и как совместная работа привела к более сильному видению результата.

16:30–17:30 Лекция Александра Буренкова «Не только соцсети. Новые формы коллективности в современных художественных практиках: от перформансов в Telegram и игр живого действия до создания коммун»

Не пугайтесь длинного название лекции исследователя и куратора Александра Буренкова, речь пойдет о том, как опыт компьютерных и видеоигр  меняет практику современных художников. Логика игровой механики становится руководством к действию, в соответствии с которым проектируются современные города, разрабатываются новые изобретения и переопределяется социальное взаимодействие между людьми.

Пятница, 1 ноября

20:30 Спектакль по мотивам фотопроекта «Не только любовь»
Спектакль Максима Фомина на основе фотопроекта Ольги Бушковой «Как я пыталась уговорить своего мужа завести детей» и текста, в который вошли дневниковые записи и расшифровки диалогов молодой пары из Ростова, эмигрировавшей в Швейцарию. ««Я всегда мечтала быть матерью. Мой муж всегда приводил рациональные аргументы против. Ключевой его аргумент: женщина рискует превратиться в домохозяйку, если родит, до того, как состоится профессионально. В конце концов, мы заключили соглашение: если я докажу ему, что я — фотограф, он согласится завести детей. На мастер-классе Алекса Майоли я начала делать проект о том, что мечтаю стать матерью. Этот проект сейчас закончен и оформлен, как фото-книга "Как я пыталась убедить моего мужа завести детей"».


Фестиваль современной фотографии «Присутствие/Presence»
25 октября–4 ноября
Севкабель порт
Подробности и билеты тут

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)