18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Как ученые и медиа-художники создали первый российский art&science музей в Колтушах

Биологи и медиахудожники объединились в проекте «Новая антропология», чтобы рассказать о научных открытиях на языке science art. Постоянная экспозиция откроется в лаборатории — объекте ЮНЕСКО, где когда-то работал академик Иван Петрович Павлов. «Собака.ru» рассказывает, зачем Институту физиологии имени Павлова современное искусство и что покажут зрителям в конце сентября.

Наукоград и science art

В 1930-е годы физиолог и нобелевский лауреат Иван Павлов создал в поселке Колтуши под Ленинградом научный городок будущего: здание лаборатории экспериментальной генетики высшей нервной деятельности в духе Баухауза, антропоидник с обезьянами и образцовое жилье для ученых в парке у пруда. С тех пор облик загородного комплекса Института физиологии им. Павлова почти не изменился. Научные открытия современности совершают в интерьерах, которые украсят издание о советском модернизме — даже фотолабораторию сохранили в первозданном виде. 27 сентября в Колтушах появится первая в России art & science экспозиция «Новая антропология», где ученые объясняют суть сложных концепций на языке медиаискусства. Руководит проектом Ирина Актуганова — искусствовед и куратор, которая в 1990-е создавала на Пушкинской, 10, клуб «ГЭЗ-21», где играли нойз вперемежку с академической музыкой, — он работает до сих пор. Там же она придумала Техно-арт-центр и Кибер-фемин-клуб, а теперь работает с музеями. «В 2009 году мы с куратором Дмитрием Булатовым сделали первую выставку art & science в России на московском „Винзаводе“, рассказывает Ирина Актуганова, — привезли мировых классиков. Затем появилась большая экспозиция „Россия делает сама“ Политехнического музея на ВДНХ, мы организовали множество фестивалей науки. Я познакомилась с заведующей лабораторией генетики института и все это время думала, как можно с институтом посотрудничать. 


«Я не знаю, чтобы где-то в мире существовал музей с такими работами»

Когда сменилось руководство и пришла новый директор Людмила Павловна, все начали говорить, что она хочет развивать комплекс в Колтушах — ведь это объект культурного наследия ЮНЕСКО, а значит, вокруг него можно сделать научно-просветительский центр. Мы написали заявку на президентский грант — проект сотрудничества ученых и художников. Но ведь получившиеся работы нужно где-то выставлять. Тут выяснилось, что первый этаж здания, где находится музей Павлова, собираются освобождать от лабораторий и есть идея отдать его под экспозицию. Все сложилось: мы получили грант и решили делать art & science экспозицию, музей науки. Для этого отобрали российских медиахудожников, которые разработали арт-проект на базе лабораторных исследований ученых института в коллаборации с ними. Я не знаю, чтобы где-то в мире существовал музей с такими работами».

Директор института Людмила Павловна в лаборатории кортиковисцеральной физиологии

Директор института Людмила Павловна в лаборатории кортиковисцеральной физиологии

Зачем физиологам нужны современные художники и при чем тут Сальвадор Дали?

«Art & science привлекает меня, как привлекает все новое: я занимаюсь наукой, а она по сути своей нацелена на получение новых знаний», — объясняет директор института Людмила Павловна Филаретова, доктор биологических наук, которую запросто можно принять за преподавательницу балетного училища. Людмила Павловна сокрушается, что ее не предупредили о съемке и она не подготовила подходящие к костюму туфли — кажется, что в эстетике член-корреспондент РАН разбирается не хуже, чем в физиологии человека. «Для нас art & science — это популяризация науки, выражение наших научных результатов через новые средства, — говорит она. — Институту есть что популяризировать. О последнем громком открытии даже рассказывала на Первом канале в своей программе Елена Малышева: профессор Юрий Герасименко вместе с коллегами из Лос-Анджелеса помог встать на ноги парализованному человеку, который пять лет не мог ходить».

Памятник Ивану Петровичу Павлову в холле перед актовым залом в Колтушах — гипсовая копия монумента на Тифлисской улице в Петербурге. Его скульптор

Памятник Ивану Петровичу Павлову в холле перед актовым залом в Колтушах — гипсовая копия монумента на Тифлисской улице в Петербурге. Его скульптор Анатолий Дема — автор памятника Собчаку в Тбилиси.

«Все заинтересованы в прогрессе медицины, но не все понимают значение физиологии в этом процессе, — объясняет Людмила Павловна. — Я называю наш город — „Петербург физиологический“: тут расположено несколько физиологических институтов, соответствующая кафедра есть во всех наших медицинских университетах. При этом Петербург — самый красивый город на земле, богатый искусством: Мариинский театр, Александринский театр, Филармония. Во мне давно живет глобальная идея единства науки и искусства, поэтому я восприняла проект позитивно. Соединение произошло в конкретно-словесной форме: art и science».


Я называю наш город — „Петербург физиологический“: тут расположено несколько физиологических институтов, соответствующая кафедра есть во всех наших медицинских университетах. 

Еще одна цель коллаборации физиологии и искусства — новое осмысление научных данных, на которое надеется Людмила Павловна: «Я занимаюсь проблемой стресса, а основателем концепции о стрессе был канадский ученый Ганс Селье, он дружил с Сальвадором Дали, вдохновлялся его сюрреалистическими полотнами в своей научной работе. Для исследователей нормально интересоваться странными и новыми течениями в искусстве, поэтому я согласилась на art & science эксперимент». Неожиданно директор признается: «Мои любимые произведения — все-таки русская живопись XIX века, пейзажи. Последняя выставка, которая меня сильно впечатлила, — это Куинджи в Третьяковской галерее».

Молодые сотрудники института Анна Левина, Александр Журавлев, Юрий Пунин, Татьяна Зачепило, Александр Беляков и Ксения Баранова — консультанты «Новой

Молодые сотрудники института Анна Левина, Александр Журавлев, Юрий Пунин, Татьяна Зачепило, Александр Беляков и Ксения Баранова — консультанты «Новой антропологии»

«Когда-то мы баловались — давали обезьянам рисовать. На этом примере интересно посмотреть эволюцию, зарождение искусства. Возможно, сотрудничество с медиахудожниками натолкнет на какие-то новые идеи в науке, ведь они грамотные люди, которые знают, что такое нейронные сети, разбираются в программировании», — рассказывает кандидат биологических наук Алексей Хараузов, руководитель группы физиологии сенсорных систем приматов, он работает над проектом «Киберобезьяна» вместе с петербургским художником Юрием Дидевичем.

Те самые миски, из которых кормили «собак Павлова» во время экспериментов

Те самые миски, из которых кормили «собак Павлова» во время экспериментов

Новая музеология

Музей И. П. Павлова на втором этаже бывшей лаборатории существует с 1949 года: пара жилых комнат, кабинет, веранда, а также звуконепроницаемая камера, где с собаками проводили эксперименты по изучению условных рефлексов. Среди экспонатов — велосипед, на котором летом катался физиолог. Кстати, именно в Колтушах Михаил Нестеров написал знаменитый портрет Павлова: ученый сидит за столом с вытянутыми руками, сжатыми в кулаки, а на заднем плане — биологическая станция. Картина попала в собрание Третьяковской галереи, а стены музея украшают пейзажи из павловской личной коллекции. «Сейчас появились посетители, которые говорят: мы не хотим стандартную экскурсию, просто пройдитесь с нами, расскажите неформально — так информация лучше укладывается в голове. Самая „движуха“ начинается, когда я завожу людей в звуконепроницаемую камеру — там можно почувствовать, что же ощущала та самая „собака Павлова“, — рассказывает директор музея Лариса Андреева, которая родилась и выросла в Колтушах. — По первому образованию я биолог, потом уже окончила курсы экскурсоводов, стала историком, поэтому я понимаю, о чем говорю, с точки зрения биологии. Сотрудники института, про которых я рассказываю, для меня не абстрактные личности из книги: многих я знаю с детства».

Портрет И. П. Павлова. Михаил Нестеров. 1935 год

Портрет И. П. Павлова. Михаил Нестеров. 1935 год

«Новая антропология» займет первый этаж здания: ученые только-только выехали из лабораторий, где сохранились модернистские раковины 1930-х годов, с которыми работал еще Павлов, — мечта объединения краеведов «Гэнгъ». На полу — метлахская плитка, которую сейчас расчищают от более поздних наслоений. Экспозиция структурирована на семь условных лабораторий: стресса, коммуникации, поведения, этики (последняя посвящена экспериментам с животными). Научный контекст создают пояснительные тексты, которые просто и внятно объясняют суть исследований ученых института.

Студия, где кинофотогруппа института снимала и монтировала документальные фильмы, в будущем станет музейной экспозицией.

Студия, где кинофотогруппа института снимала и монтировала документальные фильмы, в будущем станет музейной экспозицией.

«Есть сотрудники, которые говорят: „Ой, фигня! Что они могут — это же художники! Они вообще ни в чем не разбираются! Они нарисуют там какую-то абстракцию!“ Ученые увлечены своим делом, у них нет времени ходить по музеям современного искусства. Есть люди, которые считают, что мемориальный музей — это когда справа тапочки великого человека, слева — книжка, а еще — кресло. Если музей истории физиологии — то должна стоять установка, текст к ней и фотографии. Но если научные факты рассказывать сухим языком, то обычному человеку будет неинтересно. Современные художники помогают нам найти нужный образ, — Лариса улыбается и добавляет: — Я общаюсь с художниками и знаю, что они адекватные люди».

Что такое art&science?

Art & science — это область современного искусства, связанная с научными исследованиями и новейшими технологиями. Когда-то такими технологиями были уголь, краски, фотография, видео- и компьютерная графика. Сейчас художники обращаются к проблематике и инструментам биомедицины, робототехники и информационных технологий, вторгаются в разные области научного знания. При этом art & science может выходить за пределы возможностей науки, видеть и создавать альтернативные версии реальности. Пример — совместный проект австралийской группы художников SymbioticA и американских нейробиологов. «Полуживая» робосистема, объединяющая несколько тысяч нейронов эмбриона крысы и механическую руку-манипулятор, которая рисует спонтанные произведения по мотивам живописных оригиналов. При этом задача проекта сформулирована так: «Мы пытаемся создать сущность, которая будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство».

«Кибернетическая обезьяна»

Художник Юрий Дидевич и сотрудники группы физиологии сенсорных систем приматов
Пока макака-резус по имени Юпитер обучалась рисованию и решала головоломки на планшете, ученые фиксировали сигналы ее мозга, а на основании результатов обучили нейронную сеть — так появилась виртуальная обезьяна. На экспозиции посетители будут общаться с «искусственным» Юпитером.

«Ткань жизни»

Художники Владлена Громова, Артем Парамонов и Александр Журавлев, сотрудник лаборатории нейрогенетики
Сравнение генов человека, кодируемых Х-хромосомой, с участками Х-хромосомы плодовой мушки дрозофилы визуализировали с помощью вязальной машины. В реальном времени без участия человека создается ткань, в которой переплетаются орнаменты локусов ДНК человека и мухи.

«Ожидание»

Художник Людмила Белова
Работа посвящена этической теме, которая возникает всякий раз, когда заходит речь о Павлове: а как же собаки? Людмила Белова уже имеет опыт работы с «трудным наследием»: в 2017 году она получила премию имени Курехина за выставку «Тихие голоса» о блокаде. Она записала много часов видеоинтервью со старейшими работниками института, которым еще приходилось работать с собаками. Эти интервью и собственную художественную рефлексию Людмила представит в комнате, которая при Павлове называлась «Ожидалка для собак».


Экспозиция «Новая антропология»
Свободное посещение с 28 сентрября 
Записаться на экскурсию и посмотреть программу мероприятий можно на сайте
Колтуши, ул. Быкова, 50

текст: Александра Генералова
фото: Александр Огурцов, Виктор Юльев архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Ирина Актуганова

Комментарии (0)