Диджитал-художник Максим Жестков, чьи медиакартины «светились» в Кремниевой долине и на Таймс-сквер, а портфолио изобилует коллаборациями с Google, Samsung и Adidas, создал вместе с компанией «Газпром нефть» арт-проект «Трансформация». В работе, которая представляет из себя симуляцию из миллиарда «умных» частиц, реагирующих на виртуальные потоки ветра и изменение света, участвовали 17 инженеров и художников из России, Великобритании, Германии и Финляндии. Результат покажут в рамках Петербургского международного экономического форума, а премьера намечена на 6 июня.
Как пишутся картины на компьютере?
Когда создана условная виртуальная горка песка, то выставляется абстрактная камера, которая будет ее снимать. На компьютере прописываем параметры этой камеры, алгоритмами ставим свет – практически то же самое, что в реальном мире делает оператор на съемках. Только в главной роли у нас не суперактёры, а горсть цифрового песка или поток частиц. Дальше накладываем текстуры, потому что без них, как без света – мы не сможем видеть предметы. Задаем параметры объекта: отражает ли он свет, ведет ли себя его поверхность, как глянец или она будет матовой. И вот здесь начинается волшебство. Компьютер начинает каждый кадр просчитывать с помощью математических формул, каждая точка отсчитана алгоритмом.
Когда диджитал покажут в Лувре?
Сейчас цифровой арт в тинейджерском возрасте. Всемирно признанных произведений еще нет. Этот «мрамор» только появился и впереди сотни лет на скульптуру. Цифра пришла в креативные пространства. У меня были выставки в Сан-Франциско, в Нью-Йорке на Тайм-сквер, в европейских современных галереях, даже в Австралии. Но в целом глобальный мир искусства не такой поворотливый, чтобы так быстро отреагировать. Нужно много лет, чтобы принять какие-то новые вещи. Поэтому в ближайшие годы Лувр вряд ли будет размещать картины, который созданы компьютерными методами. Вот когда какой-нибудь талантливый цифровой художник умрет, пройдут года, его осмыслят, тогда, наверное, мы, наконец, увидим первые медиа-работы в большом музее. Может быть первопроходцем будет наш Эрмитаж.
Почему в цифровых картинах так много кривых линий?
Изогнутые сложные формы пришли еще от Леонардо да Винчи. Он был помешан на идее завихрений и поведения потоков. Именно поэтому он так любил свои кудрявые волосы, потому что видел в них, как работает природа. Она не использует прямые линии, природа - это волны и языки огня. То есть 500 лет назад человек с помощью карандаша рисовал то, что сейчас делают на дорогих компьютерах.
Зачем художнику математика?
Мы пытаемся декодировать язык природы и понять, как она работает через алгоритмы, через виртуальные симуляции. К примеру, для проекта на ПМЭФ я работал с математической лентой Мёбиуса. Моя новая цифровая картина с ее помощью шагнула сквозь пространство и время, превратившись в бесконечный фильм из метаморфоз. Кстати, по ощущениям зрителя, у изображения будет около полуметра в глубину. Это создается с помощью оптической иллюзии, когда кажется, что объекты удаляются или подлетают к нам. Сейчас нельзя делать кино или создавать арт-объектах без зацепки на реальность. Все объекты внутри виртуального аквариума понимают физику. Там действуют четкие законы и драматургия. Столкновения элементов приводят к смене траекторий, к ускорениям или их замедлению. Хаос скрывает в себе четко организованную структуру, оставляя при этом место для проявления случайности. Есть программный код, определяющий правила, а дальше у частиц свобода. Это, кстати, меняет само положение зрителя. Он больше не смотрит на конечный продукт, он наблюдает за процессом трансформации. Картина постоянно обновляется и кажется, что пишет себя сама.
Почему для выставки выбрали экономический форум?
Настоящее искусство ценно, потому что меняет мир вокруг, в том числе, задавая тренды промышленному дизайну. А это мода, это машины, архитектура. Но эксперименты всегда считались уделом маленьких компаний. Крупные бренды и корпорации обычно всегда консервативны, а сейчас в обществе есть запрос бороться с этим стереотипом. Не ожидал, что огромная «Газпром нефть» инициирует такой дерзкий и громкий арт-проект. Все сочетания цветов и объектов в проекте «Трансформация» подобраны на подобии разноцветных геологических моделей, которые создаются с помощью нейросетей для поиска нефти. Масштаб того, что получилось в этой синергии, показывает новый визуальный ландшафт, дает образ до этого безликим технологиям. Такого еще никто не делал.
![](https://www.sobaka.ru/uploads/amd.jpeg)
Александр Дыбаль
член правления «Газпром нефти»
Искусственный интеллект многие до сих пор представляют по фильмам, где он был визуализирован с помощью компьютерной графики. Но это было значительное упрощение сложнейшего процесса. Сейчас цифровые инструменты позволяют без имитаций отразить явление с учетом всех реальных свойств. И нам удалось показать не просто технологии, а оригинальный взгляд на цифровую жизнь. Сложные системы, которые помогают добывать нефть в 21 веке, впервые преобразились в произведение современного искусства. Мы сделали такую коллаборацию с Максимом, которая отражает нашу эмоцию, касающуюся процесса трансформации. Нам хотелось показать по-настоящему авангардные технологии: манифест того, что мы подразумеваем под трансформацией. Движение, прогресс, улучшение, энергия – все это там есть, и это отражает наше внутреннее состояние: того, что мы хотим добиться, как ощущаем себя в современном мире. Мы предложили великолепной команде Максима Жесткова через новый визуальный язык переосмыслить тему трансформации. И результат превзошел наши самые смелые ожидания
Комментарии (0)