Такого Малевича вы еще не видели! Русскому музею подарили полторы сотни малоизвестных рисунков великого супрематиста. С 15 ноября их можно увидеть на экспозиции в Михайловском замке.
Живописи короля авангарда Казимира Малевича в запасниках и основной коллекции Русского музея больше, чем где бы то ни было еще в мире. Масштабная ретроспектива художника в лондонской Тейт Модерн пару лет назад чуть ли не наполовину состояла из прилетевших из Петербурга картин. А вот графических работ — рисунков, эскизов, «почеркушек» — было всего 35. Ситуацию изменил дар Нины Николаевны Суетиной — по желанию архитектора, дочери и падчерицы любимых учеников Малевича, Николая Суетина и Анны Лепорской, в фондах Русского музея оказались 117 экспонатов (она завещала их Раисе Стримайтис, которая и передала их по ее воле в музей).
Прожив всю 80-летнюю жизнь в Ленинграде-Петербурге (ее не стало в 2016-м) и более 50 лет занимаясь градостроительством, Нина Николаевна в немногочисленных интервью говорила, что не считает свою карьеру состоявшейся. В СССР, где после смерти Казимира Малевича в 1935 году радикальный авангард окончательно попал в запретные списки, не могло случиться супрематистской архитектуры. Хотя следы ее обнаруживаются в других частях света и эпохах (например, в американских небоскребах или в некоторых футуристических строениях Захи Хадид), но только не на родине художника-революционера. Так, отец Суетиной не имел возможности творить как считал нужным: после войны он вынужден был устроиться на Ломоносовский фарфоровый завод и умер от инфаркта довольно рано — в год смерти Сталина. Художественная судьба второй матери Нины Николаевны, Анны Лепорской, сложилась несколько удачнее — хотя на большой персональной выставке в Союзе художников в 1979 году был представлен только ее изысканный белый фарфор. Акварели Лепорской, в том числе с обнаженными телами, пылились в архиве и расходились по частным коллекциям.
Худо-бедно вписавшаяся в советский порядок семья Суетиных — Лепорских десятилетиями хранила графику молодого Малевича (практически все рисунки относятся к 1900-м). Эта коллекция, конечно, оценивается в миллионы долларов. На зарубежных аукционах даже маленькие карандашные рисунки Малевича могут стоить около $50 000 каждый. Среди работ выделяются графические портреты: нарисован гуашью и тушью на цветной бумаге постимпрессионистский «Женский портрет», а также минималистичный, на одних карандашных линиях и контурах, анфас (предположительно) матери художника.
В отсутствие супрематических картин это действительно «неожиданный» Малевич. Но неожиданный только в свете его собственной эстетики и теории искусств. Автор «Черного квадрата» — антииконы, положившей конец фигуративной живописи, — помимо того что был новаторским художником, написал массу текстов, шокирующих своей непримиримостью и сегодня. Например, в эссе «О музее» 1919 года, протестуя из-за политики большевиков по сохранению музейных коллекций и защищая их разрушение, он писал: «Жизнь знает, что делает, и если она стремится разрушить, то не нужно мешать, так как в помехе мы преграждаем путь новому представлению в себе зарожденной жизни. <…> Сжегши мертвеца, получаем 1 грамм порошку, следовательно, на одной аптечной полке могут поместиться тысячи кладбищ». Сегодня это вполне может читаться как пророчество: репликации тысяч произведений искусства сжимаются до нескольких гигабайт на жестком диске компьютера, живут вечно в виртуальных галереях.
Однако и «аналоговые» музеи, которые отвергал впавший в революционный раж Малевич, никуда не делись и даже укрепили свой институциональный вес. Торжественная экспозиция едва законченных, небрежных, забытых, отброшенных для грандиозного будущего рисунков в одном из главных музеев страны — лучшее и ироничное доказательство.
Текст: Артем Лангенбург
Выставка «Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею» c 15 ноября по 14 января в Михайловском замке
Комментарии (0)