18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Малевич, который вас удивит: 18 рисунков с выставки в Русском музее

Такого Малевича вы еще не видели! Русскому музею подарили полторы сотни малоизвестных рисунков великого супрематиста. С 15 ноября их можно увидеть на экспозиции в Михайловском замке. 

Женский портрет (погрудный). Середина — вторая половина 1900-х

Женский портрет (погрудный). Середина — вторая половина 1900-х

Портрет мальчика. 1907.

Портрет мальчика. 1907. 

Портрет матери. Около 1907.

Портрет матери. Около 1907. 

Стоящая девочка. 1907.

Стоящая девочка. 1907. 

Супрематизм. 3 i. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «i».

Супрематизм. 3 i. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «i».

Живописи короля авангарда Казимира Малевича в запасниках и основной коллекции Русского музея больше, чем где бы то ни было еще в мире. Масштабная ретроспектива художника в лондонской Тейт Модерн пару лет назад чуть ли не наполовину состояла из прилетевших из Петербурга картин. А вот графических работ — рисунков, эскизов, «почеркушек» — было всего 35. Ситуацию изменил дар Нины Николаевны Суетиной — по желанию архитектора, дочери и падчерицы любимых учеников Малевича, Николая Суетина и Анны Лепорской, в фондах Русского музея оказались 117 экспонатов (она завещала их Раисе Стримайтис, которая и передала их по ее воле в музей).

Женский портрет в шляпе с пером. Конец 1900-х

Женский портрет в шляпе с пером. Конец 1900-х

Гладильщица. Конец 1920-х – начало 1930-х.

Гладильщица. Конец 1920-х – начало 1930-х.

Два женских портрета. Конец 1920-х – начало 1930-х.

Два женских портрета. Конец 1920-х – начало 1930-х.

Портрет Ивана Клюна. Конец 1920-х.

Портрет Ивана Клюна. Конец 1920-х. 

Прожив всю 80-летнюю жизнь в Ленинграде-Петербурге (ее не стало в 2016-м) и более 50 лет занимаясь градостроительством, Нина Николаевна в немногочисленных интервью говорила, что не считает свою карьеру состоявшейся. В СССР, где после смерти Казимира Малевича в 1935 году радикальный авангард окончательно попал в запретные списки, не могло случиться супрематистской архитектуры. Хотя следы ее обнаруживаются в других частях света и эпохах (например, в американских небоскребах или в некоторых футуристических строениях Захи Хадид), но только не на родине художника-революционера. Так, отец Суетиной не имел возможности творить как считал нужным: после войны он вынужден был устроиться на Ломоносовский фарфоровый завод и умер от инфаркта довольно рано — в год смерти Сталина. Художественная судьба второй матери Нины Николаевны, Анны Лепорской, сложилась несколько удачнее — хотя на большой персональной выставке в Союзе художников в 1979 году был представлен только ее изысканный белый фарфор. Акварели Лепорской, в том числе с обнаженными телами, пылились в архиве и расходились по частным коллекциям.


Эта коллекция, конечно, оценивается в миллионы долларов

Худо-бедно вписавшаяся в советский порядок семья Суетиных — Лепорских десятилетиями хранила графику молодого Малевича (практически все рисунки относятся к 1900-м). Эта коллекция, конечно, оценивается в миллионы долларов. На зарубежных аукционах даже маленькие карандашные рисунки Малевича могут стоить около $50 000 каждый. Среди работ выделяются графические портреты: нарисован гуашью и тушью на цветной бумаге постимпрессионистский «Женский портрет», а также минималистичный, на одних карандашных линиях и контурах, анфас (предположительно) матери художника.

Каземир Малевич

Каземир Малевич

Супрематизм. 11 k. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «k».

Супрематизм. 11 k. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «k». 

Супрематизм. 13 i. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «i»

Супрематизм. 13 i. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «i»

Супрематизм. 7 f. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «f».

Супрематизм. 7 f. 1915–1916. Из серии супрематических композиций «f».

Супрематизм. 7 l. Между 1917 и 1919. Из серии супрематических композиций «l».

Супрематизм. 7 l. Между 1917 и 1919. Из серии супрематических композиций «l». 

В отсутствие супрематических картин это действительно «неожиданный» Малевич. Но неожиданный только в свете его собственной эстетики и теории искусств. Автор «Черного квадрата» — антииконы, положившей конец фигуративной живописи, — помимо того что был новаторским художником, написал массу текстов, шокирующих своей непримиримостью и сегодня. Например, в эссе «О музее» 1919 года, протестуя из-за политики большевиков по сохранению музейных коллекций и защищая их разрушение, он писал: «Жизнь знает, что делает, и если она стремится разрушить, то не нужно мешать, так как в помехе мы преграждаем путь новому представлению в себе зарожденной жизни. <…> Сжегши мертвеца, получаем 1 грамм порошку, следовательно, на одной аптечной полке могут поместиться тысячи кладбищ». Сегодня это вполне может читаться как пророчество: репликации тысяч произведений искусства сжимаются до нескольких гигабайт на жестком диске компьютера, живут вечно в виртуальных галереях.

Женский портрет (Портрет матери?). 1900-е.

Женский портрет (Портрет матери?). 1900-е.

Супрематизм. 13 k. 1915. Из серии супрематических композиций «k».

Супрематизм. 13 k. 1915. Из серии супрематических композиций «k».

Супрематизм. 17 t. 1915. Из серии супрематических композиций «t».

Супрематизм. 17 t. 1915. Из серии супрематических композиций «t».

Эскиз росписи зрительного зала Красного театра в здании Государственного Народного дома. 1931-1932.

Эскиз росписи зрительного зала Красного театра в здании Государственного Народного дома. 1931-1932. 

Эскиз росписи купола Государственного Народного дома. 1931-1932.

Эскиз росписи купола Государственного Народного дома. 1931-1932. 

Однако и «аналоговые» музеи, которые отвергал впавший в революционный раж Малевич, никуда не делись и даже укрепили свой институциональный вес. Торжественная экспозиция едва законченных, небрежных, забытых, отброшенных для грандиозного будущего рисунков в одном из главных музеев страны — лучшее и ироничное доказательство.

Текст: Артем Лангенбург

Выставка «Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею» c 15 ноября по 14 января в Михайловском замке

 

Следите за нашими новостями в Telegram
Дата события:
15 ноября 2018 года - 14 января 2019 года
Места:
Михайловский замок

Комментарии (0)