18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

В Эрмитаже покажут Рембрандта, Вермеера и Фабрициуса из частной коллекции миллиардеров Нью-Йорка

В Эрмитаже с 5 сентября по 13 января Рембрандт, Вермеер и Фабрициус из удивительной Лейденской коллекции Капланов. История этих миллиардеров из Нью-Йорка — это вам не «Щегол» Донны Тартт, а американская мечта. «Собака.ru» рассказывает о самом большом частном собрании голландцев «золотого» XVII века и ее главных шедеврах. 

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Минерва». 1635 год

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Минерва». 1635 год

Ян Вермеер Делфтский "Девушка за вёрджинелом", около 1670–1672

Ян Вермеер Делфтский "Девушка за вёрджинелом", около 1670–1672

Франс ван Мирис Старший "Дама с попугаем", 1663 г.

Франс ван Мирис Старший "Дама с попугаем", 1663 г.

Сенсация — Вермеер у частников!

Дюжина Рембрандтов, один Вермеер из всего тридцати шести, известных миру, и единственный Фабрициус вне музейных стен — всего более 250 работ! Долгое время в среде искусствоведов ходили слухи, что на самом деле крупнейшая частная коллекция голландского искусства не существует вовсе, — ведь за исключением очень узкого круга лиц никто не видел ее целиком. Лейденское собрание (названное в честь родного города Рембрандта, наиболее ценного его фигуранта) не известные никому коллекционеры впервые показали миру лишь в прошлом году — на выставке в Лувре. Так произошел каминг-аут и Капланов, и их «подопечных» — и это была сенсация. Затем выставка побывала в Пекине и Шанхае. А продолжилось мировое турне в России — сначала в московском Пушкинском музее, а теперь и в Эрмитаже. Конечно, приедет не все, но и трети картин и рисунков достаточно, чтобы назвать событие грандиозным.

Ян Ливенс. «Мальчик в плаще и тюрбане» (портрет принца Руперта Пфальцского). 1631 год

Ян Ливенс. «Мальчик в плаще и тюрбане» (портрет принца Руперта Пфальцского). 1631 год

Леонардо да Винчи "Голова медведя", около 1485 г.

Леонардо да Винчи "Голова медведя", около 1485 г.

Питер Корнелис ван Слингеланд, Завтрак молодого человека, Голландия, вторая половина XVII в

Питер Корнелис ван Слингеланд, Завтрак молодого человека, Голландия, вторая половина XVII в

Франс Янс ван Мирис Старший, Разбитое яйцо, Голландия, вторая половина XVII в.

Франс Янс ван Мирис Старший, Разбитое яйцо, Голландия, вторая половина XVII в.

Кто такие Капланы?

Инвестиционный банкир и специалист по финансовому консалтингу, миллиардер Томас Каплан начал собирать голландскую живопись и графику «золотого» XVII века в 2003 году с подачи жены, внучки эмигрантов из России Дафны Реканати-Каплан (приобретавшей до этого мебель европейских модернистов), и тещи — Миры Реканати, урожденной Летичевской. Коллекционирование старых мастеров — уникальное занятие для современных ценителей прекрасного, почти поголовно предпочитающих авангард XX века и контемпорари. Ведь произведения old masters сосредоточены либо в крупнейших государственных музеях, либо принадлежат редким уцелевшим аристократическим фамилиям или семействам из категории «старых денег».

Однако супруги развернули в закрытом для посторонних сегменте арт-рынка бешеную активность. Томас Каплан вспоминает: «Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили. На протяжении первых пяти лет мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина II скупала, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».

Герард (Геррит) Доу, Торговка сельдями, Голландия,1670-1675 гг

Герард (Геррит) Доу, Торговка сельдями, Голландия,1670-1675 гг

Герард (Геррит) Доу, Купальщик, Голландия, около 1660-1665 гг.

Герард (Геррит) Доу, Купальщик, Голландия, около 1660-1665 гг.

Якоб Врел, Старушка у камина Голландия, около 1655 г.

Якоб Врел, Старушка у камина Голландия, около 1655 г.

Что покажут в Эрмитаже?

Ядро коллекции — два рисунка и двенадцать картин Рембрандта Харменса ван Рейна, которым Томас Каплан, по его признанию, буквально «одержим». И это крупнейшее частное собрание лейденского гения в мире! Они и прибыли в Россию, кроме рисунка «Сидящий мужчина» 1647 года. Маленькие, написанные маслом на дереве, из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Амстердамский, зрелый период рембрандтовского творчества, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», трогательнейшим «Автопортретом с затененными глазами», а также знаменитым полотном «Минерва», на котором римская богиня мудрости и войны выглядит как европейская августейшая особа — моделью была жена мастера, 23-летняя Саския.

Привезли в Эрмитаж и картины современников и соотечественников Рембрандта, представителей «тонкой живописи»: его учителя Питера Ластмана (довольно зловещий ванитас «Давид и Урия»), друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую, — в числе четырех представленных работ будут и удивительный автопортрет, на котором Ливенс — длинноволосый богемный юноша, и портрет принца Пфальцского, подростка в плаще и тюрбане. Не обойдется без картин Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю и знаменитого харлемского портретиста Франса Халса, запечатлевавшего купцов, прелатов и военных.

Карел Фабрициус. "Явление ангела Агари". Ок. 1645 года

Карел Фабрициус. "Явление ангела Агари". Ок. 1645 года

Герард (Геррит) Доу, Старик рассматривающий глобус (Гераклит ?), Голландия, около 1628 г.

Герард (Геррит) Доу, Старик рассматривающий глобус (Гераклит ?), Голландия, около 1628 г.

Адриан ван дер Верф, Сарра вводит Агарь к Аврааму, Голландия, 1696 г.

Адриан ван дер Верф, Сарра вводит Агарь к Аврааму, Голландия, 1696 г.

Две особенные драгоценности выставки — «Девушка за верджинелом» Яна Вермеера и «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса. Небольшая картина Вермеера с девой, играющей на английской разновидности клавесина, — одна из тридцати шести известных сегодня в мире работ тончайшего меланхоличного художника из города Делфта. Это позднее полотно, как предполагают вермеероведы, написано на холсте из того же рулона, что и великая «Кружевница», гордость собрания Лувра. Вторая редкость — «Явление ангела Агари», поразительная по цветам и игре светотени картина Карела Фабрициуса, от которого до нас дошли и вовсе шестнадцать работ. Проживший всего чуть более 30 лет лучший воспитанник Рембрандта стал интересен широкой публике после выхода романа Донны Тартт «Щегол», в котором действие крутится вокруг то ли неизвестного его холста, то ли искусной фальшивки.

Также в коллекции — не имеющий отношения ни к Голландии, ни к первому буржуазному XVII веку рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя». Если использовать термин Ролана Барта, «пунктум» (неожиданный эмоциональный укол и децентрирующая деталь) пиршества североевропейской живописи, которое разразится в эрмитажных залах. А для супругов Каплан маленький, наскоро сделанный шедевр Леонардо — символ вечного, всегда продолжающегося поиска завораживающей, пугающей, никогда не тускнеющей красоты.

Фото: архивы пресс-служб

Текст: Артем Лангенбург

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Государственный музей Эрмитаж

Комментарии (0)