Художник, патриарх петербургской школы скульпторов и номинант премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» Лев Сморгон никогда не считал, что главное достоинство произведения искусства — его размер и монументальность.
Работы Льва Наумовича сначала выпускались тысячами эксземпляров в виде фарфоровых статуэток («Влас Прогулкин», «Девочка с метелочкой», «Набулся, наделся», «Воробьи», «Сплетницы»), а затем они вошли в жизнь миллионов советских детей в качестве пластмассовых игрушек («Гимнастка», «Володька», «Дядя Степа»). Когда «фарфоровый» и «кукольный» периоды в его творчестве закончились, Лев Наумович создал собственные техники выплавки художественного стекла и соединения гранитных скульптур-конструкторов, в которых каменные блоки держатся только собственным весом. Одновременно художник занимался живописью и графикой, работал с бронзой и керамикой.
На недавних выставках «Дети страны Советов» и «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х — середина 1960-х» в Мраморном дворце Русского музея и в инклюзивном проекте «Прикосновение» в ЦВЗ «Манеж» творения живого классика были особенно заметны — даже те из них, что выпущены массовым тиражом, всегда являются арт-объектами, отмеченными тонким юмором и человечностью.
В советской время игрушки были практически на вес золота. Небольшой тираж промышленного производства привел к тому, что многие работы художников-игрушечников тех времен сегодня представлены в частных музейных коллекциях, а некоторые куклы коллекционеры и знатоки ищут годами.
«Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП50 Самые знаменитые люди Петербурга 2018»:
Фото: Сергей Лоза, личный архив Льва Сморгона
Комментарии (0)