Соавтор нескольких ярких арт-проектов стала куратором ярмарки современного искусства SAM Fair с участием Олега Кулика, Андрея Бартенева и объединения «Свиное рыло», которая прошла в минувшие выходные в Музее стрит-арта.
В традиционном представлении художественная ярмарка — это место, где миллионеры покупают современное искусство как объект инвестиций. Но есть ведь в мире и демократичные ярмарки, подобные той, что прошла в Музее уличного искусства?
Да, наряду с арт-ярмарками-гигантами в Майами или Базеле, на которые стремятся самые известные галереи, существуют менее масштабные, работающие в среднем ценовом сегменте, а есть и вовсе независимые. В таких вот ярмарках «доступного искусства», доступного в первую очередь по цене, участвуют непосредственно сами художники или представляющие их некоммерческие арт-пространства, для которых важнее не продажи искусства, а возможность показать его. Инициаторами создания подобных альтернативных ярмарок — в Стокгольме, Амстердаме, Нью-Йорке, Лондоне, — как правило, выступают молодые художники.
А кто был инициатором SAM Fair?
Мне кажется, уже в воздухе витал некий запрос. После поездки в Голландию на индепендент-ярмарку Unfair Amsterdam я загорелась идеей организовать что-то подобное и у нас, и с января этого года мы провели вместе с арт-группой «Север-7» пять независимых ярмарок в различных локациях — в галереях «Люда» и «Борей», лофт-проекте «Этажи», пространствах «Тайга» и «0+». И тут Музей стрит-арта решил устроить у себя ярмарку, в которой художники участвуют абсолютно бесплатно, сами продают свои работы стоимостью от 500 до 30 000 рублей, а затем передают в дар какое-то свое произведение — так предполагается сформировать коллекцию современного, и не только уличного искусства. Я была приглашена выступить ее куратором.
Среди участников были Олег Кулик и Андрей Бартенев. У них нашлись недорогие работы?
Да. Так, у Олега обнаружились шелкографии стоимостью 15–20 тысяч рублей — то есть за достаточно небольшие деньги можно приобрести произведение знаменитого представителя «московского акционизма», постоянного участника Венецианской биеннале. Андрей Бартенев привез замечательную графику. Наряду с такими звездами мы пригласили и совсем молодых, но очень интересных художников, двадцать авторов везем из регионов — то есть это был срез современной российской художественной среды.
Любой галерист всегда против того, чтобы «его» художник самостоятельно продавал свои работы, да еще по низкой цене. Как вам удалось привлечь к участию в SAM Fair галереи Anna Nova и Marina Gisich Gallery?
Галерее Гисич просто нечего предложить в том ценовом диапазоне, который у нас заявлен, но самой Марине оказалось интересно принять участие в нашей публичной программе и рассказать о своем опыте продажи искусства. У Anna Nova Gallery будет на ярмарке стенд, поскольку у нее несколько иная политика: она продает искусство не только статусное, но и доступное — относительно недорогие фото, графику, принты, объекты и книги.
Вы окончили факультет журналистики СПбГУ, а в какой момент и почему решили стать арт-критиком и куратором?
На третьем курсе я увидела объявление о наборе в школу кураторов, которую в лофт-проекте «Этажи» организовали Сергей Бугаев Африка и Олеся Туркина. Отправилась туда, и меня просто поглотил мир современного искусства. Как и тех, кто учился вместе со мной, — все двадцать выпускников школы действительно стали кураторами. Нам читали интереснейшие лекции Евгений Юфит, Виктор Мазин, Павел Пепперштейн, но каждый о том, о чем сам хотел, — получался пазл из разных кусочков, который невозможно было собрать, потому что очень многих частей недоставало. Вскоре я поступила в Смольный институт свободных искусств и наук СПбГУ, где получила уже систематизированные знания. В дипломе у меня сразу две специальности — куратора и арт-критика. Параллельно с учебой стала писать, а в последнее время практически полностью переключилась на кураторские проекты.
Вы стали автором или соавтором очень заметных экспозиций.
Первую выставку я организовала в Музее петербургского авангарда, и она была посвящена педагогической системе Казимира Малевича и его последователям. Затем художник Петр Белый пригласил меня помогать ему в подготовке проекта «Сигнал», проходившего в дни биеннале «Манифеста» в здании бывшего заскреченного конструкторского бюро, — он делал акцент на переосмыслении советского «научно-производственного» пространства с помощью современного искусства. Тогда я познакомилась со множеством художников. После этого мы с Петром решили показывать в галерее «Люда» современное андеграундное искусство из других регионов России и соседних стран — это был целый марафон экспозиций из Перми и Дагестана, Финляндии и Швеции. Одновременно мы устраивали выставки в Москве, Перми и за границей. Моим первым большим кураторским проектом, от и до подготовленным самостоятельно, стала выставка «ОбличьЯ», состоявшаяся этой зимой в Шереметевском дворце, — с автором дизайн-концепции экспозиции Юрием Сучковым у нас сложился успешный дуэт. Она была посвящена искусству художников 1980–1990-х, — Андрея Бартенева, Влада Мамышева-Монро, Александра Петлюры — работы которых построены на разных способах трансформации своей идентичности через собственную внешность, костюм или перформанс.
Текст: Виталий Котов
Фото: Алексей Костромин
Стиль: Яна Абрамешина
Визаж и прическа: Гая Вартанян
Благодарим Петра Белого за помощь в организации
Комментарии (0)