18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Знакомьтесь, Лизавета Матвеева – куратор, которая привезла в Петербург Кулика и Бартенева

Соавтор нескольких ярких арт-проектов стала куратором ярмарки современного искусства SAM Fair с участием Олега Кулика, Андрея Бартенева и объединения «Свиное рыло», которая прошла в минувшие выходные в Музее стрит-арта.

платье и пальто tatyana Parfionova (tatyana Parfionova)

платье и пальто tatyana Parfionova (tatyana Parfionova)

В традиционном представлении художественная ярмарка — это место, где миллионеры покупают современное искусство как объект инвестиций. Но есть ведь в мире и демократичные ярмарки, подобные той, что прошла в Музее уличного искусства?

Да, наряду с арт-ярмарками-гигантами в Майами или Базеле, на которые стремятся самые известные галереи, существуют менее масштабные, работающие в среднем ценовом сегменте, а есть и вовсе независимые. В таких вот ярмарках «доступного искусства», доступного в первую очередь по цене, участвуют непосредственно сами художники или представляющие их некоммерческие арт-пространства, для которых важнее не продажи искусства, а возможность показать его. Инициаторами создания подобных альтернативных ярмарок — в Стокгольме, Амстердаме, Нью-Йорке, Лондоне, — как правило, выступают молодые художники.

А кто был инициатором SAM Fair?

Мне кажется, уже в воздухе витал некий запрос. После поездки в Голландию на индепендент-ярмарку Unfair Amsterdam я загорелась идеей организовать что-то подобное и у нас, и с января этого года мы провели вместе с арт-группой «Север-7» пять независимых ярмарок в различных локациях — в галереях «Люда» и «Борей», лофт-проекте «Этажи», пространствах «Тайга» и «0+». И тут Музей стрит-арта решил устроить у себя ярмарку, в которой художники участвуют абсолютно бесплатно, сами продают свои работы стоимостью от 500 до 30 000 рублей, а затем передают в дар какое-то свое произведение — так предполагается сформировать коллекцию современного, и не только уличного искусства. Я была приглашена выступить ее куратором.

Среди участников были Олег Кулик и Андрей Бартенев. У них нашлись недорогие работы?

Да. Так, у Олега обнаружились шелкографии стоимостью 15–20 тысяч рублей — то есть за достаточно небольшие деньги можно приобрести произведение знаменитого представителя «московского акционизма», постоянного участника Венецианской биеннале. Андрей Бартенев привез замечательную графику. Наряду с такими звездами мы пригласили и совсем молодых, но очень интересных художников, двадцать авторов везем из регионов — то есть это был срез современной российской художественной среды.

Выставка «ОбличьЯ»

Выставка «ОбличьЯ»

Выставка «ОбличьЯ»

Выставка «ОбличьЯ»

Выставка «ОбличьЯ»

Выставка «ОбличьЯ»

Любой галерист всегда против того, чтобы «его» художник самостоятельно продавал свои работы, да еще по низкой цене. Как вам удалось привлечь к участию в SAM Fair галереи Anna Nova и Marina Gisich Gallery?

Галерее Гисич просто нечего предложить в том ценовом диапазоне, который у нас заявлен, но самой Марине оказалось интересно принять участие в нашей публичной программе и рассказать о своем опыте продажи искусства. У Anna Nova Gallery будет на ярмарке стенд, поскольку у нее несколько иная политика: она продает искусство не только статусное, но и доступное — относительно недорогие фото, графику, принты, объекты и книги.

Вы окончили факультет журналистики СПбГУ, а в какой момент и почему решили стать арт-критиком и куратором?

На третьем курсе я увидела объявление о наборе в школу кураторов, которую в лофт-проекте «Этажи» организовали Сергей Бугаев Африка и Олеся Туркина. Отправилась туда, и меня просто поглотил мир современного искусства. Как и тех, кто учился вместе со мной, — все двадцать выпускников школы действительно стали кураторами. Нам читали интереснейшие лекции Евгений Юфит, Виктор Мазин, Павел Пепперштейн, но каждый о том, о чем сам хотел, — получался пазл из разных кусочков, который невозможно было собрать, потому что очень многих частей недоставало. Вскоре я поступила в Смольный институт свободных искусств и наук СПбГУ, где получила уже систематизированные знания. В дипломе у меня сразу две специальности — куратора и арт-критика. Параллельно с учебой стала писать, а в последнее время практически полностью переключилась на кураторские проекты.

Вы стали автором или соавтором очень заметных экспозиций.

Первую выставку я организовала в Музее петербургского авангарда, и она была посвящена педагогической системе Казимира Малевича и его последователям. Затем художник Петр Белый пригласил меня помогать ему в подготовке проекта «Сигнал», проходившего в дни биеннале «Манифеста» в здании бывшего заскреченного конструкторского бюро, — он делал акцент на переосмыслении советского «научно-производственного» пространства с помощью современного искусства. Тогда я познакомилась со множеством художников. После этого мы с Петром решили показывать в галерее «Люда» современное андеграундное искусство из других регионов России и соседних стран — это был целый марафон экспозиций из Перми и Дагестана, Финляндии и Швеции. Одновременно мы устраивали выставки в Москве, Перми и за границей. Моим первым большим кураторским проектом, от и до подготовленным самостоятельно, стала выставка «ОбличьЯ», состоявшаяся этой зимой в Шереметевском дворце, — с автором дизайн-концепции экспозиции Юрием Сучковым у нас сложился успешный дуэт. Она была посвящена искусству художников 1980–1990-х, — Андрея Бартенева, Влада Мамышева-Монро, Александра Петлюры — работы которых построены на разных способах трансформации своей идентичности через собственную внешность, костюм или перформанс.


В SAM Fair, которая прошла 30 сентября и 1 октября под девизом «Бешеные торги», приняли участие более 100 художников, среди которых Иван Горшков, Илья Гришаев, Семен Мотолянец, Андрей Рудьев, Виктор Кудряшов, Dagnini, Леонид Цхэ, Сергей Карев, ZTwins, Курил Что, а также два десятка объединений и независимых пространств от «Паразита» и «Непокоренных» до «Фотодепартамента» и Masters. Музей уличного искусства планирует сделать ярмарку ежегодной.

Текст: Виталий Котов

Фото: Алексей Костромин

Стиль: Яна Абрамешина

Визаж и прическа: Гая Вартанян

Благодарим Петра Белого за помощь в организации 

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Музей уличного искусства
Люди:
Андрей Бартенев, Лизавета Матвеева, Юрий Сучков

Комментарии (0)