18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Спасти картины от вандалов, воров, моли, мышей и уборщиц

«Ингосстрах» не только один из организаторов выставочного проекта «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», но и компания, которая полностью застраховала от всех рисков произведения искусства из Третьяковской галереи и Института реалистического искусства, которые сейчас путешествуют по России.

От гвоздя до гвоздя

В среднем в год «Ингосстрах» страхует более 400 выставочных проектов. Это и выставки промышленного назначения, выставки изделий прикладного искусства, выставки уникальных предметов из фарфора, янтаря, фотовыставки.

В страховании предметов искусства есть своя специфика. В частности, одну из важнейших ролей играет перевозчик, ведь транспортировка таких ценностей, как картины, хрупкие экспонаты или ювелирные украшения, требует повышенного внимания. Компании-перевозчики должны обладать специальными транспортными средствами, оснащенными пневмоподвесками, системами поддержания микроклимата во время перевозки, произведениям искусства должна быть обеспечена соответствующая упаковка.

Каждую выставку непременно сопровождают музейные работники и охрана, а от принимающей стороны обязательно требуется предоставить отчет о состоянии помещения, где будет проходить выставка. Он касается множества аспектов: пожарная безопасность, время с момента последней реконструкции, охрана, микроклимат, меры предосторожности, доступ посетителей к экспонатам. Чем лучше оборудованы помещения, тем ниже вероятность наступления страхового случая.

При страховании музейных предметов, зачастую применяется «от гвоздя до гвоздя»: где период ответственности страховой компании начинается с момента демонтажа произведения со стены и заканчивается в момент ее возвращения на «свой гвоздь». Именно такой принцип соблюден в страховании выставки «Окна в Россию».

Подготовка и упаковка экспонатов для выставки "Окна в Россию" в ИРРИ

Подготовка и упаковка экспонатов для выставки "Окна в Россию" в ИРРИ

Сколько стоит искусство

Вообще страхование предметов искусства – востребованный сегмент страховых услуг. При повреждении или краже картин, скульптур и других произведений владельцу полиса выплачивают компенсацию за ущерб. У всех профессионалов на памяти немало громких краж, актов вандализма или трагических случайностей, в результате которых были утрачены или испорчены ценнейшие (в том числе и в денежном эквиваленте) произведения, так что музеи обычно не пренебрегают страхованием своих сокровищ. В противном случае, они теряют огромные средства. Как, например, чуть было не случилось несколько лет назад с Австрийским историко-художественным музеем. Украденная оттуда золотая скульптура «Сальера» работы Бенвенуто Челлини была застрахована в страховом обществе «Уник» только на половину своей действительной стоимости (статуэтка-солонка великого итальянского мастера оценивается в 50-55 млн евро). К счастью, похищенную вещь через несколько лет нашли. Но так бывает не всегда.

Сейчас в розыске находятся около 500 работ Пабло Пикассо, столько же – Ван Гога, 250 полотен Марка Шагала и 200 – Ренуара. Множество произведений погибло от рук вандалов или при пожарах. Во всех этих случаях владельцы экспонатов несли огромные убытки.

$400 000 – такова была приблизительная стоимость утраченной во время пожара в реставрационном центре имени И. Э. Грабаря картины «Александр I на коне» кисти Джорджа Доу. Владельцу этой работы – Оружейной палате средства никто не вернул. Как никто не компенсировал Плесскому государственному музею-заповеднику стоимость украденных в 2014 году нескольких полотен Левитана. Эти произведения не были застрахованы.

А что говорить о частных собраниях: по некоторым данным, в России защищено не более 10 % личных коллекций.

"Ингосстрах" страхует в год около 400 выставочных проектов

"Ингосстрах"  страхует в год около 400 выставочных проектов

От пожара, вандалов, мышей и моли

В России только три компании имеют лицензию страхование искусства, и «Ингосстрах» – одна из них. Это связано с тем, что страховые премии при страховании произведений искусства могут быть просто огромными, маленькая и неустойчивая компания не способна взять на себя такие риски.
«Ингосстрах», много лет работавший под лозунгом «Платим всегда», готов к любому повороту событий, в том числе и к грустным рекордам.

В 2001 году Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина направлял полотно Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет пожилой женщины» на выставку в США. Страховая сумма составляла 12 млн долларов. Пул российских страховщиков, состоящий из шести компаний, взял на себя 10% риска, половина которого пришлась на долю «Ингосстраха». Когда полотно прибыло в Хьюстон, работники музея обнаружили на картине сантиметровый разрыв. Благодаря страховой выплате «Ингосстраха» в размере 1,2 млн долларов США, полотно удалось отреставрировать и выставить на показ публике в музее Хьюстона. Случай с шедевром Рембрандта остается беспрецедентным в России, а рекорд страховой выплаты в стране еще никто не побил.

Случаются и комические истории. Несколько лет назад один российский музей вывозил во Францию балетные костюмы. После завершения выставки платья вернулись с повреждениями – они были проедены молью. «Ингосстрах» возместил ущерб музею, оплатив реставрацию костюмов. Из Германии после показа домой прибыла работа, дыру в которой проделали мыши.

Все страховые риски не могут предусмотреть даже опытные страховщики. Например, на одной из фотовыставок работники музея прикрепили раритетную фотографию начала века обыкновенным скотчем, чем повредили ее и уменьшили ее ценность. После долгих споров о том, к какому роду убытка отнести данный факт, условия страхования дополнились таким пунктом, как «Повреждение фиксаторными материалами».

Уборщицы и дворники против современного искусства

Если классические признанные шедевры страдают от рук вандалов и воров, то произведения современного искусства – в зоне риска из-за необразованности публики, которая не всегда воспринимает сложные мысли, образы и нетрадиционные формы. Ретивые уборщицы то и дело уничтожают непонятные им инсталляции, принимая их за мусор и беспорядок.

В 2011 году уборщица дортмундского музея Ostwall, сама того не желая, испортила работу известнейшего германского художника Мартина Киппенбергера (около 955 тысяч долларов). Она просто отчистила тазик с имитацией осадка, остающегося после высыхания воды. Старательный клинер заправил кровать Трейси Эмин (работа «Моя кровать», которая оценивалась примерно в 150 тыс. долларов) и убрал беспорядок вокруг нее.

А уж сколько терпят от коммунальных служб мастера граффити! Особенно досталось знаменитому Бэнкси. Впрочем, труд дворников принес ему и дополнительной славы, ведь о каждой из таких историй много пишут и говорят.

Рецепт тут может быть только один: работать над образованием в сфере искусства и, конечно, страховать! Чем «Ингосстрах» и успешно занимается.
.

Комментарии (0)