Турне «Стенограффии-2016» по российским городам завершилось в ноябре в Петербурге. Фестиваль пришел сюда первый раз, и нескольким дням праздника предшествовали долгие обсуждения и волнения организаторов. Но капризная Северная столица благосклонно приняла событие, ведь художникам удалось максимально деликатно и органично вписать свои арт-объекты в среду, создать интересное событие и открыть жителям новые грани их любимого города.
«Стенограффия» везде своя — авторы учитывают контекст: климат, историю, культуру, архитектуру, социальную обстановку. Создавать в Петербурге что-то «материальное» в конце концов сочли непозволительным и рисовать решили не красками, а светом и тенью. Придумали уникальные световые инсталляции, которые должны были подчеркнуть великую архитектуру, славную историю и фантастическую красоту городского пейзажа. Город тем не менее выразил свой погодный протест: начало ноября выдалось самым морозным за последние 46 лет, снег так и валил, засыпая улицы, дома и, конечно, работы «стенограффистов». Однако художники терпеливо чистили трафареты и прожекторы, чтобы у зрителей все-таки была возможность полюбоваться искусством.
Константин Рахманов, один из организаторов фестиваля:
«Мы не хотели рисовать в Петербурге аэрозольными красками. Во-первых, это архитектура. Каждый дом — памятник, в каждом доме кто-то жил… И мы разработали уникальный проект рисования светом. Между собой мы называем это волшебством».
Просветители
Петербург — город великих исследователей, ученых, художников, писателей. В эти ноябрьские дни они буквально вышли на улицы. На здании Российского географического общества появились портреты великих просветителей, оставивших след в мировой и отечественной науке — Карла Бэра, Владимира Даля, Николая Миклухо-Маклая и Федора Литке.
Интересной была реакция прохожих: сначала они замирали, а потом узнавали. Люди в большинстве случаев смогли назвать поименно всех ученых. А некоторые даже делились с художниками интересными историями о них. Например, девочка лет 10 рассказала, что Миклухо-Маклай учился в гимназии, которая находится совсем рядом с объектом. А что вы хотите — это Петербург!
Вторая часть «Теней великих» прописалась на Российской национальной библиотеке, на фасаде которой возникли лица классиков — Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского и Толстого. Из-под их пера вышли произведения, завоевавшие признание во всем мире. Их бронзовые и мраморные монументы можно найти в любом российском городе, а вот тенью их еще не рисовали. Молодцы ребята из «Стенограффии»!
Звезды вышли из тени
Если в суровых городах и поселках Заполярья темой фестиваля, тронувшей за живое и участников, и зрителей, стали «Теплые стены», то в Петербурге огромный душевный отклик получила акция «Звездный путь». Жителям больших городов редко удается полюбоваться звездами — поискать знакомые созвездия или просто помечтать, глядя на небо, а Петербург к тому же часто затянут туманом, тучи висят низко. Получается эдакая «звездная недостаточность». «Стенограффия» решила исправить положение и хоть ненадолго подарить горожанам звездное небо, а точнее — его отражение в завораживающих каналах.
«Звездный путь» расположился на водной глади реки Мойки со стороны Вознесенского проспекта, ниже по течению от Синего моста. Авторы сложили 400 светодиодов в созвездия Дракона, Малой и Большой Медведиц. «Пока наши ребята на лодке расселяли звезды в воде, на берегу собралось немало зрителей, которые тоже захотели приложить к этому руку. Взрослые и дети на минутку поверили в чудеса и, загадывая желания — каждый свое, сокровенное и большое, — зажмурившись, бросали звезды в воду. Просто потрясающее зрелище!» — делятся своими впечатлениями авторы проекта Андрей Колоколов, Таисия Спирина, Максим Парфенов и Александр Галешников.
Теневая жизнь
Третий арт-объект, получивший название «Материальный свет», был развернут на углу Дворцовой набережной и переулка Мошкова. Он стал скорее философским, но оттого был воспринят зрителями с не меньшим восторгом и чувством. На зданиях Дома Мошкова и Дома Черткова уличные художники наглядно продемонстрировали, что эфемерный поток света, как и все физическое, осязаем и ощутим, он способен передавать чувства или рассказывать свои истории. Преодолев трафарет, свет фонаря обретал причудливые формы: мог, например, зацепиться за перегородку, похудеть или даже… влюбиться. Просто чудо!
Что ж, первая «Стенограффия» в Петербурге удалась. В городе, где работает немало своих уличных художников и даже есть уникальный музей стрит-арта, фестиваль смог сохранить и продемонстрировать публике свое неповторимое лицо.
Фото: пресс-центр фестиваля "Стенограффия-2016"
Комментарии (0)