По традиции фестиваль «Стенограффия-2016» стартовал на своей родине — в Екатеринбурге. Именно в столице Урала в июле 2010 года будущие основатели агентства Streetart и организаторы «Стенограффии» Евгений Фатеев, Андрей Колоколов и Константин Рахманов провели первый сезон стрит-арта для местных райтеров и гостей из разных городов.В этом году участниками фестиваля стали 48 российских художников и гости из Италии и Бразилии. В седьмой раз это снова было неповторимо и незабываемо.
Иностранный десант
Бразилец Thiago Mazza выбрал один из самых близких нашему сердцу сюжет — «Георгий Победоносец». Оказывается, этот персонаж хорошо известен на родине художника, но в его культуре он живет на Луне — таким инопланетным воином в доспехах Тьяго его и представил.
Венецианец Мануэль Ди Рита (работающий под ником Peeta), который считается одним из пионеров 3D-граффити, отметил свой дебют в русском уличном пространстве огромным рисунком на фасаде жилого дома. Его манера создавать объект — сама по себе искусство. Мануэль видит окружающее пространство особенным образом: перед тем как приступить к рисованию, он несколько дней следит за поверхностью, где ему предстоит работать. Peeta внимателен к теням и перепадам света, к структуре и всем деталям поверхности. Когда решение найдено, он просто залезает на вышку и рисует. Без проекторов и других привычных технических приспособлений. Посмотреть на то, как работает гуру-граффитист, собирались целые толпы детей и взрослых. Сам процесс оживил тихий район и доставил массу удовольствия зрителям.
На цвет и на вкус
Благодаря «Стенограффии» в городе поселилось множество новых добрых персонажей: бетонные стены украсили герои сказок, книг и мультфильмов, удивительные птицы, невиданные растения и экзотические животные. В прошлом дизайнер интерьеров и иллюстратор, ныне художник и руководитель двух стрит-арт-проектов Георгий GOOZE (Куринов) из Краснодара рассказывает, почему он выбрал персонажем хамелеона.
«Он адаптируется под среду, в которой находится, но кроме цвета, как это делает обычная рептилия, хамелеон трансформирует еще и свое тело. И вот это уже живое существо из фантастической локации, которое состоит из граффити-шрифта. С моим стилем рисования примерно так же. Я выходец из реалистичной классической пейзажной школы живописи и постепенно через граффити-шрифты пришел уже в более масштабный стрит-арт. И мне безумно нравится этот странный баланс стилей».
Илья Mozgi превратил деревянные домики в центре Екатеринбурга в уютные скворечники:
«Сначала они мне показались несуразными, игрушечными макетами, но в отличие от игрушек дерево фасадов пропитано жизнью постояльцев. В них есть душа. Первая мысль, которая возникла при их виде, — эти дома похожи на скворечники. Такой же приют, только для людей. Поэтому я решил обыграть эту аналогию».
Сергей Акрамов рассыпал в скучном промышленном районе горсть вишен, при взгляде на которые просто слюнки текут:
«Мною движет идея создания позитивных, приятных и красочных работ. Я люблю цвет. Особенно когда речь идет про подобную местность вблизи завода, гаражей, складов и прочего индустриального, чего полно в нашем промышленном крае. Если говорить про саму работу, то она по своей сути является передачей впечатления от красоты, которую создает наша природа. Это красивое сочетание цветов и форм, которые лихо переплетаются друг с другом, создавая некий паттерн».
Сева Стекольщук, известный в городе тату-мастер, который обычно работает в стиле черного нуара, предложил неожиданный для оргкомитета яркий эскиз с гранатами и объяснил свою работу так:
«Хотелось добавить немножечко красок в наше уральское «лето», от которого очень устаешь. Немного юга, Грузии и жаркого колорита уральской серости не помешает. И я люблю гранаты как символ. В последнее время они отчетливо пронизывают мое творчество».
Лучшее — детям
Традиционно немало работ «Стенограффия» подарила уральским детям. Как-то в оргкомитет фестиваля пришло письмо с просьбой о помощи. Екатерина, молодая мама, просила украсить жутковатую стену гаража, которая проходила через весь двор и была не самым привлекательным фоном для детской площадки. Решено было действовать. Таисия Спирина, иллюстратор и дизайнер агентства Streetart, подготовила наимилейший эскиз с ламами, спящими мишками и веселой лисой с газонокосилкой. Художники с помощью проектора нанесли эскиз на стену. Получилась эдакая мегараскраска. Главными исполнителями граффити стали ребята, живущие по соседству, которые раскрасили рисунок по контурам. Команде фестиваля оставалось лишь подправить творчество юных художников.
В результате дети весело провели время, родители рады, что вместо серого бетона появилась живописная работа, а организаторы «Стенограффии» счастливы от того, что им удалось создать настроение и заставить малышей смеяться.
Московская команда НЕМЫ подарила ребятам игру, которую так и хочется пройти от самого простого до самого сложного уровня, взобраться на самую высокую вершину и победить злодея.
Художник Сергей Troek:
«Я люблю Adventure time, поэтому идея была взята оттуда. А когда мы узнали, что рисуем рядом с детской площадкой, то убедились в том, что выбрали правильную тему. Мультик и детская площадка — все гармонично».
Екатеринбургская команда DESTROYERS CREW вспомнила другую любимую подрастающим поколением игру, Minecraft, и разбросала ее элементы по всему району. Новая забава у малышни в районе — найти все части картинки.
Техника на грани
Граффити (в том числе 3D и написанным флуоресцентными красками) дело не закончилось. Художники нынешней «Стенограффии» использовали самые разные техники в своих работах.
Настя Москвина поучаствовала в фестивале с изящной крошечной мозаикой, а пермский автор Александр Жунев создал необычный объект «Старик Б.У. Кашкин» с помощью скотча.
Александр Жунев:
«Я экспериментатор, не люблю долго работать в одном стиле. Этой зимой помогал своему другу делать «антикризисный» стрит-арт. Или в позапрошлом сентябре была акция «Читай жизнь, не пролистывай» — делали надпись из опавших листьев на деревянном заборе. А со скотчем… акция у нас называлась «Просто творить» — мы взяли заброшенную хоккейную коробку и хорошенько облагородили ее. И мне понравилось там работать с этой лентой липкой. Достаточно долговечная работа — без особых изменений определенно держится года 2–3, ее точно не «затегают», и вообще интересно смотреть через такие вещи на небо и на солнце — получается своего рода разноцветный витраж...»
Ну а самой новаторской, наверное, стала работа московской арт-группы «Злые», которая представила крутейший интерактивный проект «Кондиционерный тетрис». В нем соединились видеоигра, интервенция и стрит-арт и была затронута важная для городов проблема — фасады, изуродованные многочисленными кондиционерами. Участникам игры предлагалось побороться с ними как с падающими по фасаду кубиками, примерно как это происходит в известной компьютерной игре. Выиграть, естественно, не удалось никому — поле в конце концов заполнялось кондиционерами. Что мы, как правило, и наблюдаем. Хочется верить, что участники тетрисных баттлов вспомнят свое огорчительное поражение, когда будут планировать ремонт у себя дома.
Вот такими яркими и философскими работами пополнилась коллекция произведений стрит-арта, созданная в Екатеринбурге за семь лет существования фестиваля. А с 2015 года его символ — бумажный кораблик — приплывает и в другие города, где теперь благодаря «Газпром нефти» и ее программе «Родные города» проходит фестиваль. В 2016-м десант художников высадился в Оренбурге, Ноябрьске, Муравленко, Ханты-Мансийке, ямальских поселках Новый Порт и Мыс Каменный, Омске и Санкт-Петербурге. О том, как все это было, — в других материалах нашего проекта.
Как это было
Фото: пресс-центр фестиваля "Стенограффия-2016"
Комментарии (0)