От нелегальных рисунков на вагонах до самых дорогих лотов на аукционах — за последние полвека граффити прошло впечатляющий путь и превратилось во всемирно признанное искусство.
Вначале было слово
В древности граффити играли роль эдакой стенгазеты: неандертальцы украшали рисунками своды пещер, египтяне — коридоры великих пирамид. Жители Земли делились на стенах признаниями в любви, стихами, жалобами — не зря слово graffitti переводится с итальянского как «нацарапанный». Самые ранние образцы датируются 30-м тысячелетием до нашей эры. С течением времени острые предметы в руках «творцов» заменила краска, а сами надписи стали приобретать более художественный вид.
Графический прогресс
Расцвет граффити принято связывать с культурой хип-хопа. В середине 70-х годов прошлого века подворотни Нью-Йорка заполонили яркие теги — красочные надписи-рисунки, смысловое содержание которых порой было сложно разобрать. Райтеры сами смешивали составы для красок, помещая их в пустые баллончики из-под дезодорантов.
Излюбленным развлечением той поры был «бомбинг» — быстрая разрисовка вагонов поездов и метро. Шалость считалась удачной, если за время стоянки поезда вагон полностью закрашивался, а авторы успевали скрыться от полицейских.
К 80-м годам граффити окончательно оформилось как отдельное искусство: появились узнаваемые стили (сейчас их более десяти), произошло разграничение между граффити в классическом понимании и стрит-артом, или мурализмом. В обоих направлениях используются аэрозольные баллончики, однако, как понятно из названия, во втором случае художники создают на стенах настоящие произведения искусства.
Движение граффити постепенно поднялось из андеграунда. Его прорывом в мир «официального» искусства считаются две даты: 2007 год, когда работы Бэнкси (о нем ниже) стали самыми дорогими лотами на аукционе современного искусства Sotheby’s, и 2011 год, когда в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе прошла первая в США музейная выставка Art in the Streets.
Да здравствует король
Все тайное становится явным… но только не он. До сих пор неизвестно, кто именно скрывается за этой фигурой. Серый кардинал современного искусства, великий и загадочный Бэнкси произвел настоящую граффити-революцию. Начав украшать улицы Туманного Альбиона еще в конце 90-х, к 2010-м годам он стал личностью действительно культовой. К примеру, когда в 2011-м работу Бэнкси в Бристоле закрасили черной краской, жильцы окрестных домов были крайне возмущены и назвали произошедшее актом вандализма.
За его произведениями охотятся коллекционеры по всему миру, а козырная карта — анонимность — лишь подогревает интерес. Бэнкси — автор самого дорогого граффити в истории: Keep It Spotless было оценено в $1 870 000.
Возможно, успех Бэнкси не был бы таким впечатляющим, если бы он, подобно другим великим художникам всех времен, не вкладывал в свои работы социальный подтекст. Антивоенные и антикапиталистические идеи, проблемы современного мира, да и просто вечные вопросы бытия — из-под баллончика с краской в руках Бэнкси выходят настоящие шедевры.
Дай пять: самые известные райтеры мира
Как говорится, не Бэнкси единым. Современная культура граффити была бы немыслима и без этих художников. Ниже — о других легендах жанра.
Жемчужины городского пейзажа
Благодаря Бэнкси и другим уважаемым уличным художникам власти многих городов начали осознавать прописную истину: чем бороться с граффитчиками, гораздо лучше грамотно организовать их деятельность. От арестов за вандализм они перешли к поощрению талантливых райтеров. Для согласованных рисунков стали выделяться стены, мастеров начали специально приглашать для украшения серых бетонных поверхностей. В особо прогрессивных городах все чаще проводятся фестивали граффити.
Умные представители власти понимают: красивые общественные пространства не только обеспечивают мощнейший поток туристов, но и во многом способствуют так называемой джентрификации, то есть повышению социального и культурного уровня неблагополучных кварталов.
Товар и купец
Как только граффити более-менее вошло в русло закона, оно тут же начало коммерциализироваться. Самым очевидным способом стало, само собой, сотрудничество с производителями скейтбордов, street style одежды и обуви. В этой сфере сделали карьеру многие знаменитые художники, стоит вспомнить, например, работы Mike Giant, Pursue, Rime, Noah и других с такими компаниями, как Adidas, DC Shoes, Circa и др. Еще один знаковый пример — французская команда 123Klan, которая, помимо граффити, нашла себя в разработке дизайна, логотипов, одежды и обуви для Nike, Adidas, Lamborghini, Coca-Cola, Stussy и т. д.
К граффитчикам обращаются не только представители завязанных на молодежную и уличную культуру брендов, но и «непрофильные» мировые корпорации. Так, в начале 2000-х IBM, Sony и другие начали специально нанимать известных райтеров для нанесения их рекламы на фасады зданий — такая тактика неизменно привлекала внимание и еще больше укрепляла статус этих компаний как новаторов.
Центры притяжения
Если поклонники традиционного искусства стремятся посетить самые знаменитые музеи планеты, то ценители граффити — объездить самые выдающиеся в этом плане города. «Луврами» и «Эрмитажами» в мире граффити можно смело назвать:
Фото Shutterstock, Wikimedia Commons
Комментарии (1)