В Эрмитаже открылась первая большая выставка Эрте, одного из самых изысканных художников эпохи Ар-деко, создававшего легендарные обложки Harper's Bazaar и Vogue. Мы выбрали пять фактов из биографии мэтра, объясняющие, почему на нее нужно непременно сходить.
В Эрмитаже представлена экспозиция из 136 произведений Эрте, принадлежащих близкому другу художника – Майку Эсторику. Это акварели и гуаши, рисунки пером, несколько примеров печатной графики и даже две скульптуры.
В коллекции – все периоды творческой деятельности Эрте, включая работы, созданные для модных домов Парижа, американских и французских модных журналов, обложки для «Harper's Bazaar», рисунки для театральных постановок: декорации и костюмы для опер, мюзик-холлов, бродвейских шоу.
Эрте шил костюмы для Маты Хари
Когда Эрте (настоящее имя Роман Петрович Тыртов) было 20 лет, он начал помогать кутюрье Полю Пуаре, игравшему весомую роль в становлении парижской моды начала ХХ века. Тыртов объединяет первые буквы своего сложного русского имени и фамилии — так появляется артистическое Эртé.
Молодой художник участвовал в первой постановке Пуаре «Минарет» (по пьесе Жана Ришпена). Стилистику его декораций и костюмов высоко оценили современники, а среди актрис, занятых в спектакле, была знаменитая танцовщица Мата Хари.
Эрте придумал стиль унисекс
В 1915 году Эрте впервые создает обложку для Harper's Bazaar. Это сотрудничество продлится 20 лет. Художник также писал заметки о моде, вел светскую хронику, размещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна.
Помимо этого, Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch и других глянцевых изданий. Кроме того, художник работал с крупнейшими нью-йоркскими торговыми фирмами «Генри Бендель» и «Б. Альтман и Компания». В течение трех лет он создавал по две коллекции ежегодно.
Постепенно Эрте отходит от стилистики Пуаре, в том числе придумывает асимметричное декольте. Созданные им мужские и женские костюмы спортивного покроя стали прототипами стиля унисекс. Также Эрте первым начал применять в мужских костюмах ткани (например, бархат), которые раньше использовались только для женской одежды.
Эрте работал в Голливуде
Эрте вместе с Дягилевым работали над «Дивертисментом» и несколькими балетными миниатюрами для Анны Павловой. В 1923 году в Париже он также участвует в постановках для кабаре «Фоли-Бержер», «Батаклан», «Альгамбра», «Баль Табарэн», «Лидо», театров «Ренессанс», «Амбассадорс», «Дю Шатле», «Мариньи», «Буфф-Паризьен», театра Сары Бернар, Комической оперы и Гранд Опера.
В феврале 1925 года Эрте приезжает в Голливуд, где начинает создавать костюмы и сценографии. Среди его работ «Бен-Гур» Фреда Нибло, «Богема» Кинга Видора, «Безумие танца» Роберта Леонарда, «Мистика» Тода Браунинга.
Гений Ар-деко
После войны популярность Эрте начала угасать. Но в середине 1960-х годов в обществе снова возникает интерес к Ар-деко. В 1967 году перед вернисажем выставки художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170 выставленных работ были приобретены музеем Метрополитен. Это было признанием Эрте классиком искусства ХХ века, «Гением Ар-деко».
В 1970 году вышла в свет первая монография о художнике. В том же году он начал сотрудничество со звездой парижской сцены Зизи Жанмер и балетмейстером Роланом Пети. Его 80-летие в 1972 году отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Vogue посвятил его юбилею специальный номер.
Орден Почетного легиона
В 1980-х годах Эрте заинтересовался скульптурой из металла и эффектными приемами обработки поверхностей – полировкой, золочением, патинированием, использованием цветных лаков. Его последняя выставка называлась «Театр в бронзе».
В 1983 году его достижения в искусстве были отмечены французским орденом Почетного легиона (самая престижная награда страны). В 1989 году он работал над двумя постановками в Нью-Йорке. Последнюю свою постановку – Пасхальное шоу для Радио-Сити в Нью-Йорке – мастер увидеть не успел.
Комментарии (0)