В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка двух просвещенных правителей — Екатерины II и Станислава Августа, которые собрали потрясающие своим разнообразием коллекции живописи и скульптуры.
Портрет Станислава Августа Понятовского И.-Б. Лампи Старший. Австрия. Вторая половина XVIII в.
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в профиль Дания. До 1762 г.Государственный Эрмитаж
Искусство — это один из самых сильных способов воздействия на людей, о чем, конечно же, императрица Екатерина II и польский король Станислав Август прекрасно знали. Две эти исторические личности остались в памяти, как просвещенные правители, в своей политике они старались создать образ передового монарха, который напрямую общается с философами, писателями и другими светлыми умами. Оба собирали обширные коллекции произведений искусства — без преувеличения — по всеми миру. Понять масштаб и размах их собрания можно в Николаевском зале Зимнего дворца, где открылась выставка «Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя». Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.
Несмотря на то, что выставка открылась совсем недавно, в начале декабря – она уже привлекла к себе высокое внимание. Заинтересовалась выставкой и прима-балерина Мариинского театра Алина Сомова, которая нашла в своем плотном гастрольном графике небольшое окошко и вместе с сестрой Александрой откликнулась на приглашение Эрмитажа и банка ВТБ, который также является генеральным партнером Мариинского театра.
Экскурсию девушкам проводила гид музея, которая красочно рассказала о двух великих правителях и их страсти к собиранию произведений искусства. Станислав Август приехал в Петербург в качестве одного из сопровождающих английского посла, где и встретил Екатерину. Потом долгое время правил Польшей, но был вынужден отречься от престола. Жизнь его оборвалась тоже в Петербурге. Наш город он видел дважды, но совершенно разным: первый раз еще во времена царствования Елизаветы, а второй — уже во времена Екатерины.
Как описывала Станислава Понятовского сама Екатерина: «он обладал большими приятными глазами и ртом, к поцелуям зовущим». Станислав действительно отличался очень изящной и выразительной внешностью, кто-то даже сказал, что он — мечта художника, хотя сам он относился к себе весьма критично.
К выбору художников Станислав относился очень продумано. Например, приглашал Иоганна Баптиста Лампи-старшего, который специально приезжал в Варшаву написать портрет короля, представленный на выставке.
В Николаевском зале выставлены не только вещи, принадлежавшие самому Станиславу, но и подарки, которые он дарил Екатерине. Особое внимание заслуживает письменный прибор, сделанный французскими материалами из резного камня специально по заказу Понятовского. На нем можно прочитать «Станислав Август Рекс», что означает «Станислав Август Король».
Одна из витрин экспозиции наглядно демонстрирует мечту короля собрать портреты знаменитых французов — не только философов, но и видных деятелей XVIII века и прошедших эпох, кардинал Ришелье, Жан-Батист Кольбер, мадам Жахре, хозяйка одного из самых знаменитых салонов Парижа, живописец Жак-Луи Давид, Вольтер.
В его коллекции собраны все основные школы (голландская, испанская, фламандская) — в юности он много путешествовал и объездил почти всю Европу, знакомясь с произведениями искусств.
Москва воспринимала Екатерину II как покровительницу науки и искусства — ведь даже ее коронация называлась «Торжество Минервы», когда в Москве проходил грандиозный уличный маскарад, прославляющий в аллегорической форме императрицу. Однако российская императрица, в отличие от Августа, не могла много путешествовать по миру — этот факт легко объясняет ее желание увидеть многие европейские постройки воочию. Мастерам она заказывала модели известных архитектурных сооружений в миниатюре из дерева и пробки. Потому, когда в центре Николаевского зала ваш глаз зацепится за миниатюрный римский Пантеон — не пугайтесь. Это именно он. Позже такие модели поступали в Академию художеств: Екатерина хотела приучить молодого сына Павла к искусству. Историки говорят, что в то время подобный Пантеон ставили на специальный стол, который мог раздвигать макет, демонстрируя его изнутри.
Алина Сомова, прима-балерина Мариинского театра: Мне очень понравилась выставка, особенно, когда ходишь с персональный экскурсией (смеется). Прежде я обращалась к помощи гида только во время путешествий, а теперь и в походах по нашим музеям буду заказывать экскурсии. К сожалению, сейчас из-за плотного гастрольного графика и смены жизненных приоритетов в сторону семейных ценностей мне не часто удается выбраться в музеи. Последний раз водила свою маленькую дочку в Русский музей. Ей было всего 10 месяцев, но я решила, что уже нужно начинать приобщать ее к русскому искусству. А вот, кстати, в Эрмитаже мы с ней еще не были. Я обязательно свожу ее сюда. Наверное, успеем и на эту выставку – она проходит до 21 мая 2016 года. Кстати, посоветую и своим коллегам заглянуть в Эрмитаж! Екатерина II, как исторический персонаж, мне всегда очень нравилась, она достойный человек. А вот самым запоминающимися на экспозиции мне показались деревянные макеты огромных зданий, особенно — Троицкого собора. Если я была в восторге, представьте, какой эффект это произведет на дочку — уверена, ей понравится!». |
Генеральный спонсор выставки – банк ВТБ.
Комментарии (0)