18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Выставка декабря: «Надо возделывать наш сад»

Галерее Anna Nova исполняется десять лет. К юбилейной выставке мы вспомнили главные проекты площадки. 

Пространство имени своей создательницы открылось в ноябре 2005 года выставкой Елены Фигуриной. Картины и скульптуры художницы из круга объединения конца 1970-х «Летопись», похожие одновременно на наивные иконы и экспрессионистские полотна, продемонстировали связь новой галереи с традицией ленинградского андеграунда. Это внимание к истории петербургского искусства будет подтверждаться и проектами, организованными Anna Nova на других площадках, — в 2012 году оно увенчается первой ретроспективой в Новом музее легенды художественного подполья Боба Кошелохова, учителя Тимура Новикова и образцового аскетанонконформиста.

Другой ленинградский культовый автор, взятый под крыло Анной Новой, — Юрий Александров, концептуалист и мистификатор, в брежневские годы работавший оформителем журнала для пионеров «Костер». Первым в череде проектов Александрова для Anna Nova стало в 2008-м «Современное искусство Чукотки» — собрание остроумных выдуманных артефактов «традиционной северной культуры», в дальнейшем побывавшее на множестве ярмарок и коллективных выставок.

При этом довольно быстро галерея сформировала пул актуальных персонажей совершенно разных идеологических и эстетических взглядов. Один из них — Петр Швецов, серьезный (на фоне тотальной иронии эпохи) и непредсказуемый художник, который создавал и цитирующие барочные vanitas натюрморты, наполненные образами разложения и смерти, и «непристойные» рисунки на кафельной плитке, фиксирующие интерес Швецова ко всему, что не попадает в оборот респектабельной «большой» культуры. Все работы первой из шести персональных выставок Петра в Anna Nova Gallery, cерия портретов «Голова архитектора», были куплены в частные коллекции.

Еще одна звезда, которая зажглась в галерейных стенах на Жуковского, — Александр Дашевский. Его сравнивают то с Дэвидом Хокни, то с Нео Раухом, он считается лучшим колористом среди современных живописцев, пишет яркие полотна с петербургскими новостройками, разобранными на части бытовыми предметами или бассейном в разных ракурсах. Пятиметровый холст с изображением плавательных дорожек, экспонированный в Anna Nova, сегодня кажется эпитафией благополучным буржуазным нулевым годам, которые, впрочем, у Дашевского всегда выглядели не так благостно, как, скажем, у Виноградова и Дубосарского или Шорина. Anna Nova, как и всякая галерея с перспективным подходом, послужила кузницей кадров для отечественного современного искусства. В 2007-м впервые был проведен конкурс молодых художников «Новые проекты для галереи Anna Nova». Победительницей стала Дарья Буюн с язвительной и тонкой инсталляцией «Следующий»: тогда еще студентка Университета профсоюзов подняла тему труда — в диапазоне от трудового кодекса советского человека до офисного этикета — в рубашках-объектах и видео.

Стас Багс, дебютировавший как граффити-художник и половина глэм-панковского дуэта Milk & Vodka, в 2011-м вышел на новый, гораздо более серьезный уровень, представив здесь проект «Северсталь», зловещую инсталляцию, посвященную советской атомной подводной лодке. Среди ее элементов, например, была надолго врезающаяся в память человеческая фигура из пластикрита с вывернутой на сто восемьдесят градусов головой и газетой в руках.

Галерея не ограничивается петербургской сценой, показывая московских художников, по сложившейся традиции гораздо более нацеленных на критическое и политизированное искусство. В 2010-м Anna Nova начала сотрудничество с российско-израильским постконцептуалистом Хаимом Соколом — художником, который работает с темами исторической травмы, коллективной памяти и социальных групп, вытесненных из официальной истории. Самым болезненным и четким был мультимедийный проект протестной зимы 2012 года «Амбивалентность», сделанный совместно с рабочими — мигрантами из Киргизии.

Фурор произвела выставка москвича Андрея Кузькина «Остатки», дайджест объектов и идей, уцелевших после перформанса, в ходе которого художник в ознаменование собственного тридцатитрехлетия заварил в стальные ящики все свои произведения, личные вещи и все содержимое мастерской.

Московская интервенция была продолжена в 2014-м и выставкой Давида Тер-Оганьяна с невозможным дадаистским названием Jhffddfhuddfgdfffy. Сын скандального художника-политэмигранта Авдея Тер-Оганьяна представил видеоинсталляцию и рисунки, созданные в самых примитивных визуальных редакторах типа Paint, тем самым придав новый импульс критическому искусству, которое давно превратилось в фабрику «антибуржуазных» образов для бесконечных интернациональных биеннале.

В параллельной программе проходившей в Петербурге летом и осенью биеннале 2014 года Manifesta 10 Anna Nova участвовала с компактным фестивалем перформанса под управлением неистовой Елены Ковылиной. Кроме того, в арт-кластере Taiga был показан проект «Несколько слов о вежливости» московской художницы Анастасии Потемкиной — размышление об агрессии и гендерных решетках, с графикой и документацией нанесения татуировки в виде синяка. Женщины-художницы, которых пока не так много в мачистском петербургском художественном пространстве, вообще в Anna Nova представлены больше, чем на других площадках. Это и участница основного проекта Венецианской биеннале Глюкля, еще в 2006-м выставлявшая здесь пронзительный проект «Я голая, а ты — нет» с типичным для художницы сочетанием видео и объектов из одежды, и фотохудожница Юлдус Бахтиозина, которую падкие на сравнения критики окрестили «русской Синди Шерман». Наконец, в этом ряду и триумфатор 2015 года Ирина Дрозд, чья нежная и безжалостная тотальная инсталляция о тинейджерах 1990-х «Я знаю, что вы делали в 13 лет» стала самой посещаемой выставкой в десятилетней истории галереи.

Анна Баринова, основательница галереи:

До того, как открыть галерею, с современным искусством я была на вы, но все же случайным выбором деятельности мой поступок не являлся. У меня экономическое образование, которое для галериста является совсем не лишним. В начале 2000-х я занималась эстрадной карьерой, но при этом интересовалась арт-сценой, которая пребывала тогда в вялотекущем состоянии: галерей было мало, художники выставлялись в ДК и зарабатывали на жизнь иллюстрациями и рекламными постерами. Поначалу я полностью полагалась на огромные знания и опыт первого арт-директора галереи Натальи Ершовой и куратора, искусствоведа, научного сотрудника Русского музея Екатерины Андреевой. За прошедшие годы я много поездила по художественным ярмаркам и биеннале в Европе, Азии и Америке, научилась фиксировать тенденции, у меня развились вкус и интуиция. Любую работу из выставлявшихся у нас за десять лет я бы без раздумий включила в личную коллекцию, правда, не все они были бы уместны в интерьере квартиры или дома, но тут и проходит грань между коллекционером и просвещенным покупателем современного искусства. С последним же в России, уверена, будет все лучше и лучше: у нас есть великие традиции в виде московского концептуализма и петербургского неоакадемизма, сейчас появилось множество художников, понимающих контекст своих произведений и способных сформулировать концепцию проекта. В нашей стране по-прежнему неважно с продакшеном сложных мультимедийных проектов и инсталляций, но это вопрос к бизнесменам, а не к художникам.»

Выставка в честь десятилетия Anna Nova Gallery «Надо возделывать наш сад» c работами Александра Дашевского, Юрия Александрова, Дениса Патракеева, Ивана Плюща, Ирины Дрозд, Стаса Багса, Сергея Шеховцова, Игоря Шуклина, Юлдус Бахтиозиной, Хаима Сокола, Ильи Гришаева, Андрея Кузькина, Влада Кулькова, Марьи Дмитриевой, Анатолия Белкина, Глюкли, арт-группы «Мыло».

С 27 ноября по 20 декабря

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Декабрь 2015
Дата события:
10 - 27 декабря 2015 года

Комментарии (0)