18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Ксения Малич: «Петербург — город рафинированной архитектуры»

Накануне открытия выставки Захи Хадид в Эрмитаже куратор архитектурной программы музея рассказала об экспозиции работ самой известной женщины-архитектора, а также о градостроительной культуре Петербурга.

Я окончила истфак СПбГУ, кафедру истории искусств, и занималась древнерусской архитектурой. Но в 2002 году попала в Музей истории Петербурга, где моя работа оказалась связана с изучением архивов ленинградских архитекторов. Несколько раз потом я пыталась вернуться к средневековому зодчеству, но каждый раз происходило что-то, вновь заставляющее обратиться к архитектуре XX  века. Однако я уверена: я бы не смогла полюбить ее без опыта анализа средневекового памятника, если бы не было школы Валентина Александровича Булкина, известного археолога и исследователя древнерусского искусства. А работать в Эрмитаже меня пригласили в 2009-м, когда там появился отдел современного искусства под руководством Дмитрия Озеркова. Главное, что мы сейчас делаем в рамках архитектурной программы, — показываем то мощное и актуальное, что происходило в архитектуре последние двадцать пять лет. Еще важно объяснить, почему современные города выглядят именно так, как выглядят. Практика показывает, что отечественный зритель с недоверием относится к архитектуре модернизма. Петербург — город очень рафинированной архитектурной культуры, и нашему зрителю непросто воспринимать новое. Но все градостроительные споры последних лет имеют одну основу: отсутствие опыта, ненасмотренный глаз, которые мы нашими выставками и пытаемся компенсировать.

Архитектурные выставки привлекают внимание самых разных людей — от участников профессионального сообщества до студентов и туристов. Сантьяго Калатраву в Николаевском зале The Art Newspaper признала самым успешным выставочным архитектурным проектом даже не года, а последних лет: 700 тысяч зрителей — это, конечно, рекорд по мировым масштабам. В  2013-м были еще две большие выставки: «Белый город», о реставрации памятников Баухауза в Тель-Авиве, и «Архитектура по-голландски», посвященная послевоенной школе.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Частный особняк в Барвихе, Россия

Частный особняк в Барвихе, Россия

Политехнический университет в Гонконге, Китай

Политехнический университет в Гонконге, Китай

27 июня откроется ретроспектива Захи Хадид, первая в России, и конечно, Хадид приедет в Эрмитаж на открытие — ведь именно в Эрмитажном театре в 2004 году ей вручили Притцкеровскую премию, самую престижную в мире награду для архитектора. Впервые в Николаевском зале будет построена совершенно новая экспозиция, архитектор лично принимала участие в разработке дизайна. Это очень сложная конструкция, которая отчасти повторяет архитектурные проекты Хадид, дает возможность почувствовать ход ее мысли. Конечно, мы покажем не только макеты и чертежи самых известных ее работ, от пожарной станции Витра до оперного театра в Гуанчжоу. Будет и огромный корпус рисунков, относящихся к нереализованным экспериментам 1980-х годов, в которых заметно влияние супрематизма. Но в этот раз помимо архитектурных проектов будет много альтернативных вещей: проекты в области индустрии моды и сценографии музыкальных шоу, мебель, автомобили, объекты, которые создавались для Венецианской биеннале. В конечном итоге, когда работаешь с любым современным художником, главная цель — не потерять контекст эрмитажной коллекции. Музей — своего рода зеркало, в котором можно увидеть, как язык традиционной архитектуры трансформируется в новый, перекликается с прошлым.

Что касается выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», то над ней я работаю почти три года. В Финляндии нет одного фундаментального собрания, как, например, в Нидерландском архитектурном институте в Роттердаме, поэтому мы сотрудничаем с тремя: с архивом Алвара Аалто в Ювяскюля, с Музеем финской архитектуры и Музеем дизайна в Хельсинки. Специфика этого проекта в том, что будет показана не только архитектура, но и мебель, художественное стекло, потому что рассказывать о финском модернизме, отделив его от дизайна, практически невозможно. Во-первых, сами архитекторы внимательно относились к интерьеру. Во-вторых, финский дизайн оказал в международном масштабе не меньшее влияние, чем архитектура, благодаря таким раскрученным предметам, как кресла Ээро Аарнио или посуда Айно Аалто. С финской экспозиции на Всемирной выставке 1937 года в Париже украли все предметы! В Эрмитаже можно будет увидеть около 450 рисунков, фотографий, макетов, редких чертежей. Еще мы сделали подборку художественных фильмов, потому что в финском кино 1930–1960-х подробно показана современная архитектура, видно, как нация ею гордится.

Посуда из серии «Бегенблик» Айно Аалто, 1932 год

Посуда из серии «Бегенблик» Айно Аалто, 1932 год

Фотография девушки со стулом Илмари Тапиоваара, 1970 год

Фотография девушки со стулом Илмари Тапиоваара, 1970 год

Подвесное кресло «Пузырь» Ээро Аарнио, 1970 год

Подвесное кресло «Пузырь» Ээро Аарнио, 1970 год

Платье дизайнера Вуокко Нурмесниеми, 1967 год

Платье дизайнера Вуокко Нурмесниеми, 1967 год

Любой финский зодчий и дизайнер всегда узнается по почерку. В первую очередь это тактичное и внимательное отношение к природе. В этом плане Финляндия, как близкий сосед, может служить для нас источником позитивного опыта, а также наглядно доказывает, что модернизм, смерть которого неоднократно провозглашалась, на самом деле никогда не умирал. В Финляндии он вырастал не из радикального манифеста, но предлагал удобные инструменты для жизни. В северных странах все приемы, выработанные в 1930–1970-х годах, продолжают жить, от них никто не отказывается. Мы не найдем ни одного здания, от религиозных до общественных, которое бы пришло в упадок или использовалось не по назначению. Они как будто построены не шестьдесят лет назад, а десять. Везде сохранилась родная фурнитура, оконные переплеты, светильники. Поэтому в вопросе сохранения памятников ХХ века опыт Финляндии важен. Дело даже не в реставрации, а в отношении к собственному прошлому и настоящему.

Заха Хадид. Николаевский зал Зимнего дворца, с 27 июня

Текст: Вадим Чернов, Артем Лангенбург
Фото: Елена Насибуллина

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Государственный музей Эрмитаж
Люди:
Ксения Малич

Комментарии (0)