Безумный шляпник Филип Трейси, фотографии Кандиды Хёфер в Эрмитаже, русское повествовательное искусство, итальянский арт-дуэт Blue and Joy — мы узнали о самых важных выставочных проектах первой половины наступившего года.
«Фиктивный кинотеатр» Мари Лозье
Весь февраль видеохудожница и куратор Маша Годованная будет показывать избранные фильмы (точнее — «видеопортреты») нью-йоркской художницы и режиссера. Мари Лозье, француженка по происхождению, работает на стыке документального кино и бескомпромиссного видеоарта, порой выстраивая кадр как аудивизуальный коллаж, снимая в сюрреалистических декорациях и так далее. Зрителям фестиваля документальных фильмов о музыке Beat Film запомнился ее полный метр про Дженезиса Пи-Орриджа и его покойную жену Леди Джей. В «Этажах» можно будет увидеть менее известные, но не менее значительные ленты.
С 2 февраля, лофт «Этажи»
Ленинградский андеграунд в Новом музее
Выставка в ознаменование 40-летнего юбилея важнейших для советского подпольного искусства событий: нелегальной «бульдозерной» выставки в Москве и полулегальной — в окраинном ленинградском ДК Газа. В рамках экспозиции будут представлены работы художников Владлена Гаврильчика, Владимира Овчинникова, Глеба Богомолова, Геннадия Устюгова, Геннадия Зубкова, Александра Арефьева, Владимира Шагина, Анатолия Белкина. По сути — зал славы второго советского авангарда, на смену которому совсем скоро пришли люди совершенно другой формации, московские романтические концептуалисты.
С 5 февраля, Новый музей
Шляпы Филипа Трейси в Эрарте
То, что делает безумный британский модельер-шляпник, конечно, в большей степени относится не к высокой моде, а к очень специальной форме современного искусства. Цветок, лебедь, птичья клетка, голова лошади, карусель, тарелка, лобстер, бабочка, корабль, спираль, рог, телефон, дерево, запястье руки и даже пепельница с раздавленным в ней окурком — лишь во вторую очередь головные уборы, на самом деле это фантасмагорические художественные объекты.
С 6 февраля, Музей Эрарта
Юрий Александров «Битва людей с артефактами»
Новый галерейный проект основателя мифической «Ленинградской школы» Александрова, которого, что довольно спорно, иногда называют «единственным петербургским концептуалистом». Художник известен в качестве остряка и мистификатора: опыт иллюстрирования журнала «Костер» и оформления букварей языков народов Крайнего Севера пригодился ему в создании пародийно-эротических чукотских рисунков и прочих смешных соц-артовских вещей. Например, «Истинной картины убийства Кирова».
С 17 февраля, Anna Nova Gallery
Натан Перник в Savina Gallery
Выставочная площадка самой энергичной и харизматичной петербургской галеристки Лизы Савиной вновь поменяла адрес: теперь галерея расположена на Большой Конюшенной улице. Натан Перник — израильский художник, живущий в Иерусалиме, создает минималистскую живопись, поэтизирующую бытовые обыденные предметы вроде смятой пластиковой тарелки, обугленной ложки или старого потрепанного блокнота, а также гиперреалистические фотопортреты.
С 19 февраля, Savina Gallery
«Новые рассказчики в русском искусстве XX-XXI веков»
Музейный блокбастер в излюбленном отделом новейших течений Русского музея метажанре «все обо всем». Большая выставка посвящена особенностям представления рассказа или нарратива в творчестве современных российских художников. От нарративной живописи начала прошлого века до концептуализма и соц-арта. В качестве предыстории заявленной темы будут представлены повествовательные по характеру работы таких мастеров советской живописи, как Петров-Водкин, Левитин, Лактионов. Основной же раздел экспозиции составят живописные работы Виноградова и Дубосарского, Николая Копейкина, Дмитрия Шорина, Дианы Мачулиной и прочих звезд российской художественной сцены.
С 25 марта, Мраморный дворец
Blue and Joy в Savina Gallery
Арт-дуэт двух жизнерадостных итальянцев возрастом под 40, которые живут и творят в Берлине. Фабио и Даниэль работают с многообразным количеством техник: от рисунка и живописи до граффити, объектов из алюминия и настенных мозаик. А эстетически и идеологически дуэт, вероятно, можно отнести к традиции рефлексии на поп-арт и вообще массовую культуру.
Середина апреля, Savina Gallery
Ирина Дрозд в Anna Nova
Тонкая и трепетная петербургская художница, живопись которой при этом содержит изрядный запас иронии и социальной критики. На картинах Дрозд — ангелоподобные дети в мире обезумевших взрослых, необычные ракурсы привычных питерских достопримечательностей, головы коров, обреченных отправиться на бойню. В одном из последних проектов, серии пейзажей «Другое измерение», которую впоследствии выставляла цюрихская галерея «Эрарта», зимний Петербург предстает неодушевленным чертогом Снежной королевы.
Конец апреля, Anna Nova Gallery
Кандида Хёфер в Эрмитаже
Немецкая художница и фотограф начала карьеру еще в конце 60-х, однако славы добилась в начале 2000-х, в том числе после того, как представляла Германию в национальном павильоне Венецианской биеннале. Хефер практически не снимает людей: на ее строгих, очень рациональных фотоработах царят безлюдные пространства с мощным символическим подтекстом: библиотеки, университеты, банки, церкви, зоопарки, жилые дома.
С 24 июня, Главный штаб
Оскар Рабин в Эрарте
На скромной петербургской выставке покажут только полотна, написанные 86-летним Рабиным за последние десять лет во Франции. В них можно видеть, при разнице нюансов, все черты, по которым его живопись узнается безошибочно: расплывчатые линии, темные цвета, смазанные углы домов, рыбные кости и пустые бутылки на переднем плане, обрывки газет (только теперь уже преимущественно французских) и так далее. Оскар Рабин, если сравнивать мифы и факты, — фигура парадоксальная. Художник-диссидент согласно самому популярному штампу, который всегда хотел только лишь заниматься искусством. «Антисоветчик», политические мотивы в творчестве которого всегда лишь постфактум вчитывались зрителями и ангажированными критиками. «Главный советский ноноконформист», в работах предельно далекий от любых художественных трендов и мод минувших пяти десятилетий.
C 27 февраля, Музей Эрарта
Комментарии (0)