Мода дореволюционных русских аристократов изучена давно и досконально, а простолюдины, как обычно, обделены вниманием. Во имя социальной справедливости в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», обозревающая около пяти сотен предметов женского народного костюма XVIII–XX веков.
|
Марина Сорокина, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея:
Многие костюмы извлечены из фондов впервые за последние сто лет. Впервые показан не только крестьянский, но и городской костюм. Многое стало открытием для самих организаторов. Что надевала по праздникам кормилица из богатой дворянской семьи? Как выглядела двести лет назад костромская купчиха или московская мещанка? Почему у тверского шугая один рукав заметно длиннее другого? Почему молодые замужние женщины носили рогатые головные уборы? Ответы на эти вопросы нам подсказывали художники (Федор Солнцев, Дмитрий Левицкий, Жерар Делабарт) и писатели (Иван Панаев, Михаил Пыляев). Оказалось, мы больше знаем о крестьянском костюме Севера и южных губерний России — туда мы сами ездили в экспедиции, собирали сарафаны и поневы, а вот о жизни и нарядах горожанок знаний меньше. Но и крестьянский костюм удалось показать по-новому — как многогранное явление, сохранившее и отголоски языческих верований, и монументальность образов Московской Руси, и ярмарочное безудержное веселье начала ХХ века. Бисерные украшения от макушки головы до пояса, поневы “с подтыком”, архаичные рогатые кички — этот удивительный мир русской одежды нам почти незнаком. Теперь же мы яснее ощущаем, какими были идеалы красоты прошлых веков ».
|
«Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
Русский музей, корпус Бенуа, до 12 мая
Комментарии (5)