Мода дореволюционных русских аристократов изучена давно и досконально, а простолюдины, как обычно, обделены вниманием. Во имя социальной справедливости в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», обозревающая около пяти сотен предметов женского народного костюма XVIII–XX веков.
Марина Сорокина, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея: Многие костюмы извлечены из фондов впервые за последние сто лет. Впервые показан не только крестьянский, но и городской костюм. Многое стало открытием для самих организаторов. Что надевала по праздникам кормилица из богатой дворянской семьи? Как выглядела двести лет назад костромская купчиха или московская мещанка? Почему у тверского шугая один рукав заметно длиннее другого? Почему молодые замужние женщины носили рогатые головные уборы? Ответы на эти вопросы нам подсказывали художники (Федор Солнцев, Дмитрий Левицкий, Жерар Делабарт) и писатели (Иван Панаев, Михаил Пыляев). Оказалось, мы больше знаем о крестьянском костюме Севера и южных губерний России — туда мы сами ездили в экспедиции, собирали сарафаны и поневы, а вот о жизни и нарядах горожанок знаний меньше. Но и крестьянский костюм удалось показать по-новому — как многогранное явление, сохранившее и отголоски языческих верований, и монументальность образов Московской Руси, и ярмарочное безудержное веселье начала ХХ века. Бисерные украшения от макушки головы до пояса, поневы “с подтыком”, архаичные рогатые кички — этот удивительный мир русской одежды нам почти незнаком. Теперь же мы яснее ощущаем, какими были идеалы красоты прошлых веков ». |
«Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
Русский музей, корпус Бенуа, до 12 мая
Комментарии (5)