Вручение главной петербургской арт-награды — премии имени Сергея Курехина — в год 60-летнего юбилея музыканта пройдет на дружественной территории Эрмитажа. Мы вспомнили кандидатов на Гран-при и прикинули, что кому может помешать.
Глеб Ершов
«Труба марсиан»
(Петербург)
Поставленный для «Ночи музеев» искусствоведом Глебом Ершовым перформанс по мотивам футуристического манифеста гениального юродивого Велимира Хлебникова собрал целую команду-коммуну: за визуальные образы отвечали художники Петр Белый, Влад Кульков и Иван Химин, музыку для хора сочинил Владимир Раннев, сумасшедшие костюмы для перформеров придумали Софья Азархи и Анастасия Кизилова. Помимо оммажа русскому авангарду начала XX века заметен был и пацифистский пафос.
Левые идеи могут оказаться не близки жюри.
Анна Франц, Марина Колдобская
Медиалаборатория Cyland, «Киберфест-2013»
(Берлин — Петербург)
Прошедший одновременно в Молодежном центре Эрмитажа и на нескольких берлинских выставочных площадках форум медиаискусства продемонстрировал десятки проектов, в которых художественная мысль взаимодействует с современными технологиями.
Герметичный и сложный медиаарт в местном контексте как был, так и остался узкоспециальной историей для врубающихся гиков.
Катя Бочавар
R&J
(Первоуральск)
Синтетический перформанс художница устроила в городе Первоуральске Челябинской области — с помощью композитора Петра Айду, хореографа Анны Абалихиной и актрисы Юлии Шимолиной. Последняя декламировала строки из пастернаковского перевода «Ромео и Джульетты» в сопровождении шумового саунд-арта.
Вряд ли традиционно охваченное петербургским патриотизмом высокое жюри даст главный приз региональному проекту, даже несмотря на кураторство Бочавар, уже отмеченной премией в 2010 году.
Максим Диденко, Иван Кушнир
«Шинель. Балет»
(Петербург)
Молодой театральный режиссер Диденко, запомнившийся в прошлом году брехтианским мюзиклом про грозу нэпманов Леньку Пантелеева в ТЮЗе (и, кстати, получивший за него премию нашего журнала «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга»), вместе с композитором Кушниром переложил сюжет страшной гоголевской повести на язык современного танца. Колоритная Гала Самойлова в главной партии пластична, словно каучук.
Если совсем начистоту, то это пусть и обаятельный, но не поражающий воображение contemporary dance, в котором Диденко вопреки обыкновению вовсе не раздвигает жанровые рамки.
Вадим Захаров, Мария Порудоминская
«Идеологическое дефиле»
(Нижний Новгород)
Масштабная театральная постановка на основе малоизвестного текста Бертольта Брехта «Ме-ти. Книга перемен», представленная на берегах Волги успешным адептом московского романтического концептуализма в сотворчестве с супругой. Брехт препарировал идеи диктаторов (Ленина, Сталина, Гитлера), подавая их риторику в виде псевдодревнекитайских афоризмов. Захаров изображает всех их творцами кровавого фарса, между которыми нет особенных различий.
В фантомном, но стойко присутствующем в сознании петербургских артдеятелей противостоянии «московский концептуализм vs. ленинградский неоакадемизм» у первого шансов на победу ничтожно мало.
Наталья Федорова, Тарас Машталир
Machine Libertine
(Петербург — Нью-Йорк)
Видеопоэтический перформанс соединяет механистическое чтение стихов с тревожной картинкой и многоканальным звуком. Проект композитора, звукоинженера, саунд-артиста Машталира и поэтессы и медиахудожницы Федоровой продолжает как жесты дадаистов, так и эстетические поиски киберпанка.
Сложно найти доводы против. Но слабая встроенность авторов в артистеблишмент может сработать лучше всяких аргументов: «Ой, это еще кто такие? Где вы их откопали?»
Петр Айду
«Реконструкция утопии»
(Москва)
Уникальный перформанс-концерт в Манеже, воссоздавший произведения и атмосферу советского музыкального авангарда 1920-х, короткого и бурного периода от революционной горячки до сталинского запрета всего и вся. Тут и конструктивистский «Марш металлистов» для кусков железа и наковален, и футуристические симфонии, и изобретение терменвокса.
Реанимация раннесоветского авангардистского наследия «второго ряда» — своеобразная игра в бисер для узкого круга увлеченных.
Дмитрий Курляндский, арт-группа «Провмыза»
«Невозможные объекты»
(Нижний Новгород — Москва)
Cовместная работа одного из лучших современных российских композиторов и нижегородского дуэта Галины Мызниковой и Сергея Проворова, который известен своими постановочными метафизическими видео. Этот синтетический проект — пример глубокого и вместе с тем респектабельного искусства, которое одинаково уместно и на сцене прогрессивного театра, и в стенах арт-института, и в параллельной программе кинофестиваля.
Жюри может остановить соображение, что в прошлом году Гран-при также достался продукту симбиоза музыкального авангарда и совриска — опере Владимира Раннева «Два акта».
Главный штаб, 5 апреля
Тем временем
В Центре Курехина развернется выставка опусов — кандидатов на премию в самых разных номинациях, от ключевых до второстепенных. «Собака. ru» выбрала пять любопытных экземпляров.
|
Илья Гапонов
|
|
Аладдин Гарунов
|
|
Александр Дашевский
|
|
Анна Франц (совместно с медиалабораторией Cyland)
|
|
Антонина Баевер
|
Центр современного искусства Сергея Курехина, с 5 апреля по 1 мая
Комментарии (0)