В Главный штаб привезли скульптуры, живопись и графику одного из главных современных немецких художников — и точно самого экстравагантного.
|
Живописец Художественную карьеру Люперц начал в 20 с небольшим, перебравшись в Берлин из Дюссельдорфа. Попав поначалу под влияние американского абстрактного экспрессионизма, молодой художник писал полотна, испещренные красным, зеленым и желтым. Картины были проникнуты ироническим бунтарством и назывались, например, «Смерть Дональда Дака». Однако свой оригинальный метод Маркус обрел в т.н. «дифирамбах» — этим словом, заимствованным у древних греков (так назывались песнопения в честь бога опьянения и экстаза Диониса) он называл картины второй половины 60-х — начала 70-х, представляющие собой занятный компромисс между абстракцией и фигуративной живописью. |
Джазмен Люперц широко известен и в качестве пианиста, долгие годы играющего фри-джаз в составе интернационального коллектива TTT + Markus Lupertz. Бэнд активно гастролирует и дал множество концертов, в том числе на священном для меломанов фестивале в Монтре. |
|
Скульптор После эстетской живописной серии «Прекрасные вещи», изображавшей знаменитые, а также вымышленные архитектурные объекты, Маркус сделал крутой вираж и обратился к скульптуре. Похожие на уродливых троллей фигуры дразнили обывателя, опрокидывая привычные представления об искусстве. Люперц стал лидером провокационного художественного течения «Новые дикие». |
|
Постмодернист Художник не раз говорил об исчерпанности тем и мотивов в современном искусстве. Последние тридцать лет он старательно переосмысляет образы великих предшественников, архетипы старой европейской культуры — скажем, в триптихе «Распятие», посвященном Пикассо, или в парафразе картины французского романтика Гюстава Курбе «Позирование Мелони». Люперц одержим идеей смерти искусства, но верит в его вечное возвращение — посредством копии, реплики, интерпретации. |
|
Милитарист Наиболее скандальную славу еще на заре 1970-х снискали «мотивные картины» Люперца, эксплуатировавшие символику нацизма, такие как полотно «Дифирамбы черно-красно-золотому» (1974) с изображением жутких созданий в шлемах, напоминающих нацистские. Люперц затеял двусмысленную игру с инфернальной милитаристской эстетикой, чтобы лишить ее грозного — и этим привлекательного — исторического и политического ореола. |
|
Духовный художник Несколько лет назад Люперц по заказу Общества друзей романских церквей создал для кельнского храма Святого Андрея дюжину витражей с дивной красоты черепами, которые, по замыслу автора, должны напоминать прихожанам о бренности всего сущего. |
|
Денди Люперц в манере одеваться придерживается винтажного щегольства: носит элегантные двубортные пальто и сорочки тончайшего шелка, не чурается драгоценностей. Также известно, что он практически обувной фетишист: в гардеробе художника больше тысячи пар выделанных на заказ ботинок. В этом отношении художник является такой Имельдой Маркос от арт-мира. |
|
Просветитель Люперц занимал пост ректора Дюссельдорфской академии художеств на протяжении двух десятков лет. В 2009 году художник оставил ректорское кресло ради пока не реализованного проекта собственного образовательного учреждения — художественной академии в Потсдаме, призванной сохранять традиции, в том числе и неоэкпрессионизма. |
Выставка «Маркус Люперц. Символы и метаморфозы» продлится в Эрмитаже с 27 марта по 25 мая
Текст: Артем Лангенбург
Комментарии (5)