18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Поделиться:

В Русском музее открылась выставка-блокбастер «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения»

Показали около 90 работ из запасников музея: живопись, рисунок, акварель, плакат и уникальную мозаику (впервые за 50 лет!). В числе хедлайнеров: культовые «Текстильщицы» и «Раздолье», «Сбитый ас» и «Бег»

Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото

Выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа Русского музея демонстрирует богатый творческий диапазон советского художника. Ключевыми произведениями стали редчайшие крупноформатные мозаики из собрания музея — панно «Утро» (1949 год) и «Хоккеисты» (1959–1960 года), увидеть которые можно впервые за 50 лет. 

Экспозиция условно разделена на несколько тематических блоков. В рамках «Индустриализация и спорт» показали ранние произведения 1920-1930-х годов, (в том числе «Текстильщицы» и «Бег»), журнальные иллюстрации, сатирические зарисовки быта. Отдельно представлен раздел «Военное время и Великая Отечественная война» в знаковых произведениях 1940-х годов: «Сгоревшая деревня», «Сбитый ас», «Раздолье», а также в серии акварелей, запечатлевших Берлин в 1945 году. «Лирика и портретная живопись» охватывает работы 1930-х годов: «Портрет девушки с книгой», «Ночь», а также зарисовки зарубежных поездок, в том числе «Нью-Йорк» и «Вена. Стефанкирхе». Завершает экспозицию позднее творчество (послевоенные работы) Дейнеки: «Тракторист», «У моря».

Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Алла Манилова

Генеральный директор Русского музея:

Дейнека предстает на нашей выставке очень тонким, чувственным и лиричным художником — в портретах, пейзажах, натюрмортах и интерьерах тридцатых годов. И конечно, Дейнека — это энергия обновления жизни, энергия движения — спорт, стройки, покорение космоса. Наконец, у нас представлены два сенсационных мозаичных панно — «Хоккеисты» и «Утро», которые собрали из многих фрагментов специально к выставке наши реставраторы. Их никто не видел, по крайней мере, последние 50 лет.

Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото

В Корпусе Бенуа можно также увидеть реставрацию монументального полотна Александра Дейнеки «Покорители космоса» из Луганского художественного музея. Понаблюдать за процессом можно в реальном времени в зале №86. Гигантская картина была написанав 1960-х годах аккурат после первого полета Юрия Гагарина в космос. Первоначально полотно создавалось как эскиз к фрагменту будущей многосоставной мозаики, которая должна была украсить московский Дворец съездов. Соцреалистическая композиция «Покорители космоса» отражает основополагающие контексты той эпохи — оптимизм, коллективистское стремление к прогрессу и романтическое представление о будущем.

Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото

Александр Дейнека (1899 – 1969 года) — одна из ключевых фигур советского искусства, чье творчество представляет собой уникальный синтез модернистских исканий и идеологических установок социалистического реализма. В начале творческого пути во время учебы в московском «ВХУТЕМАСе» у Владимира Фаворского перенял идей европейского модернизма, акцентировал внимание на передаче динамики, построению почти архитектурного пространства. В самых ранних работах мастера заметно использование повторяющихся ритмических элементов, передающих ощущение движения и энергии даже в статичных композициях. В 1930-х годах с усилением идеологического ценза Дейнека адаптировал прошлые художественные поиски к канонам социалистического реализма. Чтобы передать общее настроение эпохи, художник сознательно снижал индивидуальность персонажей. Вместо детальной проработки характеров он создавал образы, близкие по типологии, что позволяло акцентировать внимание на коллективной идее, отражающей образ «нового советского человека».

Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото
Изображение предоставлено Собака.ru пресс-службой Русского музея. Фото: Олег Золото

Выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения» открыта с 21 февраля по 14 апреля 2025 года в Корпусе Бенуа Русского музея на набережной Грибоедова, 2.

16+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)