В бразильском португальском языке Cafuné означает «нежно проводить пальцами по волосам любимого человека», а одноименный проект приглашает погрузиться в пространство сокровенной близости — наедине с собой или вдвоем с возлюбленным.
Выставка под кураторством Анны Заведий объединяет две серии живописных работ Екатерины Богданковой — «Вдвоем» и «Миг», а также хрустальные объекты Александры Пацаманюк, исследующие темы человеческой близости. Как отмечают в Joy Gallery, это «выставка о тактильной бесцельности и бесцельной тактильности любви». Музыка для выставки создана эксклюзивно композитором Константином Чистяковым (танцевальная компания Inner Company).
Серия «Вдвоем» стала смысловой основой проекта. На полотнах изображены две условные фигуры, плотно заполняющие пространство каждого холста в бесконечном водовороте прикосновений. Их разделяют едва заметные цветовые контрасты — линии смыкания рук, голов, пальцев и плеч. Подобно Матиссу, Богданкова наделяет цвет собственной энергией, буквально «лепит» отношения персонажей через колористические комбинации. В контрасте с этим, серия автопортретов «Миг» показывает мимолетные мгновения быта без прикрас — кадры повседневности, часто незаметные: думскроллинг в телефоне, макияж или чтение.
Художница по стеклу Александра Пацаманюк дополняет экспозицию хрустальными объектами — ульями-укрытиями и гребнями для волос, которые выступают как трансмиттеры любви. Они одновременно выражают акт интимной близости — прикосновение к волосам, и хрупкость эмоциональной связи.
Специально для проекта Анна Заведий попросила Константина Чистякова создать музыкальное сопровождение, которое переводит происходящее в аудиальную плоскость и дает зрителю еще один способ чувствования. Музыка продолжает тему хрустальных объектов, создает ощущение застывшей реальности.
Куратор:
В серии Екатерины Богданковой «вдвоем» мы видим бесконечное объятие двух фигур. Они заполняют весь холст: руки, головы, пальцы, плечи превращены в места больше, чем в части тел. Это места плотности, места остановки нашего взгляда и умиротворения. Мы видим и даже чувствуем, как идеально голова лежит в руке, как плечо заполняет холст своим движением, готовым к объятию. Каждый жест завершен, изображение герметично: руки покоятся, глаза закрыты. Серия «вдвоем» уточняется живописной серией «миг». Это моменты повседневной жизни. Все изображения — это автопортреты, случайные сцены: почесаться, поправить макияж, залипнуть в телефоне. У зрителя нет контакта с героиней — она находится в паузе между действиями — в моменте без цели. Бесцельность служит приемом и основой представленных работ. Парателическая суть любви, парателическая суть момента — вот к чему сводится живопись Екатерины Богданковой. Хрустальные гребни Александры Пацаманюк дополняют повествование. Они как застывшие жесты любви, проявленной через cafuné (понятие из бразильского португальского, означающее — нежно проводить пальцами по волосам того, кого ты любишь).
Основатель Joy Gallery:
Cafuné — это квинтэссенция эстетической идеологии Joy Gallery. Мягкое, обволакивающее, поэтическое искусство, поданное тонко и изящно рукой Ани Заведий. Музыка, специально написанная Константином Чистяковым закольцовывает повествование — и околдовывает.
Анна Заведий — куратор ярмарки современного искусства Port Art Fair, резиденции Hideout, секции digital ярмарки Cosmoscow, член сообщества Арт-Резиденций России, ментор образовательных проектов, автор канала для художников «Ответы». С 2022 по 2024 курировала платформы и галереи Masters Digital. С 2018 по 2022 руководила отделом специальных программ Северо–Западного филиала ГМИИ имени Пушкина, в том числе была куратором Кронштадтской арт-резиденции.
Екатерина Богданкова — художница, живописец. Фокус в работе — субъективные восприятия окружающего мира через повседневные темы и условную фигуративную живопись. В 2020 году окончила с отличием Архангельский колледж культуры и искусства по специальности «Художник-живописец, педагог». Участница ярмарки «Blazar» (2024), выставок «Выставка в Парадной: Оранжерея» 2023, «Формирование», Архангельский краеведческий музей (2020), «Ночь музеев», Архангельские Гостиные дворы (2019).
Александра Пацаманюк — художница, создает объекты из хрусталя. Выпускница СПГХПА Штиглица, работает в практически утраченной ныне технике гравировки по стеклу – «вырезании» изображения на стеклянной поверхности с помощью алмазного инструмента. Участница многочисленных выставок, соосновательница резиденции по стеклу «Хрусталик».
Выставка Cafuné открыта с 8 февраля по 31 марта 2025 года в Joy Gallery на Петровской косе, 6, корпус 1.
18+
Комментарии (0)