Ху из Джессика? Пока мир искусства обсуждал, кто такая новая девушка влиятельного коллекционера Сергея Лимонова, она зашла в галерейное дело с очень длинной ноги и в радикальном мини. Всего за год Jessica Gallery собрала пул актуальнейших художников от Ивана Чемакина и Нестора Энгельке до таинственного анонима Грехта и стала триумфатором Cosmoscow-2024: экспертный совет ярмарки назвал ее стенд лучшим. Больше не поп-ап: в декабре в культурном пространстве «Брусницын» Jessica Gallery открывается выставкой портретов самой Джессики. Будет что обсудить!
И все-таки, ху из Джессика?
Это Яна, она же Таня, она же Джессика и «девушка влиятельного коллекционера». Но вообще это самый сложный вопрос.
Почему же?
Потому что мне нравится рассказывать истории. Например, что экспресс-курс эскорта изменил всю мою жизнь. Правда — это всегда довольно скучно. Я родилась в Сибири, переехала в Москву, потом училась во Франции в Институте политических исследований Sciences Po.
Подожди, это же суперпрестижный институт, который заканчивали несколько французских президентов?
Ну да. Я говорю на французском, арабском и английском. Работала в консьерж-компании, мы сдавали шале, виллы, арендовали самолеты. Лето я проводила на Лазурке. Мне быстро стало понятно, что это суперповерхностный мир, просто деньги, за которыми ничего не стоит, я искала для себя новые смыслы — и нашла искусство. Это реально вау! Суперсмысл! Не думаю, что есть что-то мощнее. Первую работу в свою коллекцию я купила на Cosmoscow в 2018 году: тогда мы с подругой дико накидались и с ярмарки я ушла с картиной совершенно неизвестного мне тогда дуэта Вики Бегальской и Александра Вилкина. А через три дня на РБК вышла статья с обзором топ-10 художников, на которых стоит делать ставку, — Бегальская и Вилкин были в списке. Я подумала: «Ого! Вот это я угадала!»
Как ты вообще оказалась в Петербурге?
Я так скажу, Москва мне опостылела, потому что ты не чувствуешь себя человеком, если не выйдешь на Патрики в наборе: соболья шуба, «ролексы» и «биркин». Был забавный случай: мы с Сережей (Сергей Лимонов, петербургский коллекционер искусства, основатель Limonov Art Foundation и бойфренд Джессики. — Прим. ред.) приехали в столицу на встречу коллекционеров, и я просто по приколу надела весь этот московский стандарт. И все 15 женщин, которые там были, выглядели абсолютно так же, Сережа даже перепутал, с какой из женщин он пришел. А в Петербурге ты можешь быть абсолютным фриком. К тебе даже будут еще лучше относиться. Определять себя через брендовые вещи точно не для меня.
Ни за что не поверю, что тебя не интересует фэшн.
Для меня мода — про проявленность. Недавно я отдала на кастомизацию свою сумку Balenciaga художнику Грехту: в обычной it-bag для меня нет никакой ценности. Попросила, чтобы он отнесся к ней максимально непотребно. Кастомизация — мой новый фетиш: ребята из «Цветов Джонджоли» расписали и расшили мне пиджак. Я хочу переделать в арт-объект все свои двенадцать шуб, накопленных упорным трудом в прошлой московской жизни. Вместо брелка на сумке я ношу «тряпку» художника Ивана Чемакина, которая выглядит как ошметок, но это очень яркий объект концептуального текстиля. Еще я ношу как шарм его деревянный банан, и мы планируем сделать лимитированный тираж таких бананов из каучука. И это не просто смешной обвес, а предметы со смыслом. Но чтобы этот твист моды и искусства считывался, все еще требуется привычный, примитивный символ, который общество акцептировало как крутой: типа, этот банан должен болтаться на сумке Kelly. Я предлагала Сереже взять на Cosmoscow клатч в виде ежа от JW Anderson, это такая ирония! Представь подпись под фото: «влиятельный коллекционер с другом». Но для него это скучно, вместо ежа Сергей предпочел килт Balenciaga и пластиковый костюм Ushatava.
Если ты равнодушна к фэшну, почему тогда не ходишь в рубище?
Через моду я могу подсветить искусство, которым занимаюсь. Люди реагируют на ярких персонажей: если ты выбрал творческую сферу, то просто не можешь быть ординарным.
И ты придумала Джессику: ботфорты, радикальные мини, яркий мейк. Как отреагировало на нового персонажа арт-сообщество?
Интересно, что мой вайб очень заходит молодежи, и для меня это важно, моя основная аудитория — от 16 до 30 лет. Джессику я не придумала, я ее создала. На прошлой Cosmoscow так меня представлял Сережа и рассказывал, что нашел в Дубае. В мультфильме «Кто подставил кролика Роджера?» героиня Джессика Рэббит говорит: «Я не плохая, просто меня такой нарисовали». Вот и меня тоже. Этот пранк чистой воды зашел: в кулуарах зашептались, кого это он там нашел, что за новая пластиковая кукла, которой «муж купил». Художник Владимир Козин в этом году пришел на мой стенд и начал истошно орать: «Джессика?! Как может галерея называться Джессика?!» Да, реально орал. Жалко, что никто не заснял, как обычно тихого и спокойного Козина разбомбило. Откровенно говоря, артсообществу сложно. Имя «Джессика» достаточно сексуализировано и как будто намекает на недалекость, инфантильность или, возможно, чрезмерную феминность. Но оно никого не оставляет нейтральным: либо сразу нравится, либо резко нет. Как лакмусовая бумажка. Мне очень прикольно наблюдать за резонансом. Почему случился феномен Анны Делви? Это гениальная история, как человек придумал себе жизнь и убедил всех вокруг в ее подлинности. То есть ты можешь создать вообще любую реальность и персоналити. Может быть, в следующем сезоне я буду Самантой. Мне кажется, очень занудно быть серьезной.
Есть ли секс в русском современном искусстве?
Ты знаешь, в совриске хватает обнаженного тела и даже жопы. Одну Сережа недавно купил на ярмарке молодого искусства blazar. Но вот секса, к сожалению, мало. Это считается пошлым, недалеким и примитивным, потому что секс стигматизирован и обесценен. Мы с Сережей делаем упор на секс, потому что это база.На апрельской ярмарке |catalog| мы с ним декорировали стенд Jessica Gallery под номер в мотеле. И на кровати работы Вани Чемакина в имитации акта любви сфотографировались московские кураторы Ан Кубанова и Алексей Масляев. Конечно же, соцсети взорвались — для людей это было слишком. А я подумала: офигенно. После этого ко мне неожиданно подошел один из самых уважаемых галеристов Сергей Попов (владелец и директор московской галереи современного искусства Pop/off/art. — Прим. ред.) и предложил сделать перформанс: он в халате и тапочках возлежал на этой самой кровати и читал потрясающую лекцию на тему женщин в искусстве. Это было очень круто и пикантно.
Из поп-ап-проекта Jessica Gallery очень скоро станет реальным пространством: когда открытие?
Мы наконец нашли помещение на Васильевском острове, в культурном квартале «Брусницына»: 200 метров экспозиционный зал и 100 метров хранение. Будет еще спикизи-бар и частная комната, где можно делать что угодно. Планируем открыться в декабре выставкой, формально посвященной мне: художники от Петра Шевцова до Ивана Чемакина нарисовали мои портреты. В отличие от обычной выставки, эти работы not for sale — очень личное. А вообще, пул художников Jessica Gallery — это еще и Нестор Энгельке, Вера Светлова, Грехт, Matiush First, Илья Гришаев, Маша Ша и Александр Гронский. Почти всех я показала на последней Cosmoscow.
И получила приз «Лучший стенд Cosmoscow 2024»!
Да, это удивительная история: мы подали две заявки в надежде, что хотя бы одну из них одобрит экспертный совет Cosmoscow, а в итоге прошли обе. Конечно, мы дико обрадовались. В итоге мы сделали моностенд Нестора Энгельке и сборную выставку, которая была оформлена как шоссе, ведущее в никуда, за которую и получили приз. Вдоль этой дороги висели билборды Вани Чемакина, стояли деревянные домики Грехта и объекты всех моих художников. Недавно мы договорились о сотрудничестве с Александром Гронским. Необходимость в фотохудожнике до нас снизошла на выставке так рано ушедшего Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova. Гронский документирует современную Россию, но отстраненно и иронично, с отсылками к картинам старых мастеров в композиционных решениях своих снимков. До официального открытия в «Брусницыне» мы запустили сайт Jessica Gallery, над которым работали художник Илья Гришаев и дизайнер Саша Бубнова. Он получился максимально необычным, с абстрактным текстом, на который, конечно же, фыркнуло артсообщество. На основе этого текста — сновидческого потока сознания — его автор Илья Гришаев со своей музыкальной группой «КриКри» поставил документальную рэпоперу «Джессика», премьера которой прошла в арткабаре «Шум» в октябре.
Галерея ведь должна продавать, но, несмотря на хайп совриска, есть ощущение, что, имея средства, наша элита все равно предпочитает искусству ту же ювелирку. А я считаю — пусть будут и Грехт, и бриллианты!
Да, у меня есть подруги, которые хотели бы купить картину, но говорят, что муж не дает денег, а пятикаратные бриллиантовые пусеты цвета фэнси-йеллоу дарит. И мне становится понятно, что должна работать с мужем. Доносить ценность искусства. В России можно купить прекрасные работы до полумиллиона рублей — экспрессивные, глубокие, смыслообразующие. И любой дом по-другому заживет с искусством, станет осмысленным. Когда-нибудь мужчины начнут дарить своим девушкам картины, а не бриллианты, но на это потребуется много времени и ресурсов.
Да и ты могла бы «Бентли» себе купить, а не делать ремонт в будущей галерее.
Вот да, но нет. Кстати, Сережа тоже почувствовал новую энергию: ведь одно дело просто показывать, а другое — продавать. Мы рассматриваем Jessica Gallery как совместный творческий проект, и мне кажется, что наш союз из-за этого только крепнет.
Есть ли тенденции в совриске? На что нам стоит немедленно обратить внимание и купить, пока не поздно?
Я недавно читала интервью Елены Селиной, основательницы московской галереи XL — она, конечно, мегамозг. И я полностью согласна с ее мнением, что сейчас на подъеме керамика, хотя среди этого вала много откровенного говна. Поэтому художник галереи петербурженка Вера Светлова — просто топ, ее работы уже в собраниях Русского музея и Центра Курехина, а мы планируем скоро показать ее большой проект про хрупкость. Для этого даже специально сложили печь, где можно обжигать вещи крупного формата. Я много узнала про эту технику: самое любопытное то, что ты никогда не можешь предсказать результат. Это интересный процесс принятия — своего рода теория сотворения мира, большой взрыв, как будто космическое пространство печи все трансформирует. Я не знаю, кто еще так круто работает с керамикой, разве что художница Ирина Корина.
Чем галерист отличается от коллекционера? Есть ли работы, с которыми ты не можешь расстаться?
Наоборот, я с легкостью всё отдаю, потому что в искусстве должна быть жизнь, движение. Для себя я выбираю вещи яркие, экспрессивные, очень эмоциональные, где-то жуткие и страшные, связанные с моей личной историей, исследованием женской роли и судьбы, а также отражающие какие-то мои состояния в какой-то момент. Но я не считаю себя коллекционером, мне это неинтересно. Что меня действительно занимает, так это то, каким будет следующий перформанс Jessica Gallery.
Текст: Ксения Гощицкая
Фото: Дана Сапарова
Стиль: Александр Фереферов, Рустам Ишанов
Визаж: Мария Евсеева
Волосы: Алина Майская, Юся Капустина
Нейл-Арт: Ната Март
Свет: Василий Кабайлов, Федор Штоф (Skypoint)
Комментарии (0)