Показали не классические постановочные снимки, а нетривиальную бытийность прошлого — все, что позволяет осмыслить фотографию как многослойное, полное парадоксов искусство.
Экспозиция «О фотографии. Случайность/сингулярность/приключение», открывшаяся 15 ноября в «Росфото», показала более 120 работ из собрания музейно-выставочного центра. Снимки фотографов XIX-XXI веков — Константина Шапиро, Моисея Наппельбаума, Петра Оцупа, Игоря Савченко, Николая Гнисюка, Людмилы Федоренко и любителей — объединены парадоксальным сюжетом. Задача выставки — предложить зрителям взглянуть на фотографию не только как на изображение, но и как на объект философского размышления.
В основе — понятие «пунктум», предложенное Роланом Бартом в тексте Camera lucida. Это в противоположность общего культурного знания (студиума) означает небольшую деталь, привлекающую внимание, притягивающую интерес и вызывающую эмоциональный отклик. «Это может быть "фотопортрет" Александра Сергеевича Пушкина, умершего до изобретения фотографии, медведь на столбе или люди на деревьях. Все, что останавливает, завораживает или заставляет думать», — комментируют в «Росфото».
Кроме того, одним из лейтмотивов выставки стало техническое развитие фотографии — от самых ранних техник тиражирования до цифровизации и реставрации старых снимков, способной буквально «проявить» детали, почти утраченные со временем. Экспонаты выставки предлагают рассмотреть, как следы времени — пятна, утраты, случайности и повреждения — раскрывают индивидуальность каждого кадра.
«Именно в пространстве выставки и коллективного просмотра становится ясно, что восприятие изображения зависит от бесчисленного множества обстоятельств, а фотография по своей сути, как говорил Ролан Барт — это "случайность, сингулярность, приключение"», — рассказывают в музейно-выставочном центре.
Выставка «О фотографии. Случайность/сингулярность/приключение» открыта с 15 ноября 2024 по 2 февраля 2025 года в «Росфото» на Большой Морской, 35.
12+
Комментарии (0)