18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Медиаискусство как инструмент взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего

Современные медиахудожники в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» ПАО «Газпром» провели выставку своих работ, посвященных городу, и обсудили пути развития искусства на тематической дискуссии.

Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024

Выставка произведений медиахудожников из России и Сербии открылась в планетарии «Лахта Центра» 28 сентября. Авторы, среди которых как молодые творцы, так и художники с мировым именем — Аристарх Чернышев (Москва), Rinatto L'bank (Санкт-Петербург) и Nelle Karajlić (Сербия), под руководством куратора создали специально к фестивалю яркие цифровые полотна. Работы объединены общей темой «Взаимосвязи» и отражают диалог современного искусства с историей и культурой Петербурга.

С 27 по 29 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге проходил третий ежегодный фестиваль «Друзья Петербурга» ПАО «Газпром». Масштабное мероприятие было посвящено сохранению наследия и развитию города. Фестиваль объединил 25 музейных, выставочных, концертных пространств и площадок. На них состоялось свыше 100 бесплатных культурных мероприятий, участие в которых приняли более 24 тысяч петербуржцев и гостей города.

В этот же день в рамках деловой программы фестиваля в многофункциональном зале «Лахта Центра» состоялась дискуссия «Медиаискусство сегодня: взаимосвязи, принципы, перспективы». На ней художники и кураторы обсудили, как возникло медиаискусство, в чем его ценность сейчас и как оно влияет на развитие современного искусства, а также поделились опытом продвижения своего творчества.

В мероприятии приняли участие основатель галереи «Монолог», куратор Денис Лео Хегич (Сербия), художник Неле Карайлич (Сербия), художник и куратор Кирилл Преображенский, цифровой 3D-художник Степан Терещенко, руководитель группы культуры и искусства Департамента по работе с сообществами VK Денис Казаков и искусствовед, главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова. Модератором выступила куратор, эксперт в области современного искусства Анна Заведий.

Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024

Дискуссия началась с обсуждения того, что вообще можно понимать под современным медиаискусством. По мнению Кирилла Преображенского, в нем существуют два магистральных вектора. Первый — инструментальный, когда говорят про технологии, с помощью которых это искусство создается. Второй — контекстуальный, подразумевающий пространство, где произведение медиаискусства разворачивается и живет.

Кирилл Преображенский

художник, куратор, преподаватель

Мы сейчас все находимся в окружении многочисленных экранов, бесконечных девайсов и дополненной реальности. Еще недавно казалась важной онтологическая граница между реальной реальностью и виртуальной реальностью, но жизнь совершенно по-другому проявила себя, и мы сейчас этого конфликта не ощущаем и никакой травмы или драматизма при переходе из одной реальности в другую не чувствуем. Сегодня мы все пребываем в медиареальности, поэтому мы говорим не только про инструменты, но и про пространство, в котором происходит эффект искусства.

И в дискуссии, и в выставке приняли участие представители Сербии, которые сделали акцент на наднациональном характере современного искусства и его объединяющей роли.

Денис Лео Хегич

основатель галереи «Монолог», куратор

Существуют три вещи, которые нас всегда будут связывать, вне зависимости, откуда вы — из России, Сербии или Южной Африки. Первое — это спорт. Мы можем играть в баскетбол и понимать друг друга. Второе — это еда. И третье, что связывает людей, — это искусство, причем искусство — это самый вербальный способ коммуникации.

Участие в фестивале известных сербских художников открывает новые перспективы сотрудничества между Россией и Сербией. Созданные в рамках арт-резиденции работы в будущем будут представлены проектом ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» в Белграде с целью знакомства сербской аудитории с новыми возможностями культурного диалога двух стран.

Неле Карайлич

художник

Своей работой я хотел сказать, во-первых, что слово — самое главное в этом мире, это инструмент, который может разрушить, но который может и вылечить. Во-вторых, мы хотели достичь единства между русским и сербским языками, показать их общность. Поэзия — искусство выразительного слова, пространство концентрации смыслов. Поэтому я обратился к рифме.

Выставка стала результатом работы арт-резиденции, прошедшей в Санкт-Петербурге в августе 2024 года. Ее организаторами выступили многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и Департамент по работе с сообществами VK. Куратором стала основатель междисциплинарной творческой платформы САБСТАНЦИЯ, сооснователь и художественный руководитель биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА Сабина Чагина.

Сабина Чагина

куратор арт-резиденции «Взаимосвязи»

Не могу не поблагодарить и Газпром, и фестиваль «Друзья Петербурга» за то, что они поддержали предложенный мною формат. Потому что формат резиденции на самом деле экспериментальный: ты никогда не знаешь, что получишь на выходе. И если лаборатория еще прогнозируема: можно пригласить экспертов и молодых художников, чтобы они вместе работали на какую-то заданную тему каким-то определенным образом, то в резиденции абсолютно живой процесс. И для меня, и для всех художников, которые приняли участие в этом экспериментальном проекте, это, конечно, просто огромная возможность творческого высказывания.

В ходе резиденции медиахудожники изучали знаковые городские пространства и посещали известные культурные объекты, реставрация которых завершилась или продолжается при поддержке ПАО «Газпром». Среди них – Екатерининский дворец в Царском Селе и Китайский дворец в Ораниенбауме.

Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024

Формат резиденции дал художникам возможность ближе познакомиться с городом и оценить его наследие. Участники смогли увидеть, как исторические и современные пространства взаимодействуют друг с другом и как это формирует не только нынешний характер и культуру Санкт-Петербурга, но и будущий образ культурной столицы России.

Степан Терещенко

художник

Я живу в Петербурге, и для меня это уже довольно изученный город, но благодаря резиденции я открыл для себя совершенно новые, неожиданные вещи. Я побывал в тех местах, где раньше не был, и это помогло мне посмотреть под другим углом на окружающую среду. Плюс коммуникация с другими участниками позволила сформировать некое новое видение. Еще интересен способ финальной презентации нашего проекта — это купол планетария, совершенно нестандартный подход. Нужно было специально продумать, как все будет на нем смотреться, как это будет воспринимать зритель. Я решил обратиться к взаимосвязи современности и прошлого и использовал форму сферы как космический корабль, на котором мы летим в далекое прошлое, в далекое будущее, в другое измерение.

Проблему взаимосвязи прошлого и настоящего также затронула Милена Орлова. Она напомнила, что переход от более традиционных видов искусства к цифровым произошел буквально на глазах одного поколения, и сейчас оба направления существуют в тесной взаимосвязи.

Милена Орлова

искусствовед, главный редактор газеты The Art Newspaper Russia

Когда я начинала карьеру, многие люди не умели пользоваться компьютером и писали свои статьи от руки или на печатной машинке. За несколько десятилетий мир совершенно изменился, и мы теперь совершенно по-другому относимся к разным вещам, которые еще недавно казались какими-то фантастическими — они стали просто обыденностью. И с этой точки зрения медиаискусство стало отчасти синонимом всего современного искусства. С другой стороны, представим себе художника, который пишет в своей очень традиционной мастерской картину — маслом и на холсте, а потом он ее фотографирует на свой небольшой гаджет и выкладывает на свою страничку в какой-нибудь соцсети. Давайте зададимся вопросом: он является медиахудожником? Я думаю, да.

По наблюдению участников дискуссии, сегодня медиаискусство набирает обороты и все активнее входит в нашу жизнь. На него все чаще обращают внимание крупные корпорации и традиционные учреждения культуры. Музеи вводят курсы по медиаискусству, проводят выставки работ медиахудожников, организуют арт-резиденции.

Денис Казаков

руководитель группы культуры и искусства Департамента по работе с сообществами VK

Если раньше казалось, что медиаискусство — это что-то кулуарное, недоступное или доступное только узкой аудитории, то сейчас это полноценное художественное направление, которое активно вошло в нашу жизнь. Если говорить о текущем положении в России, то очень приятно видеть, что крупные технологические компании вкладывают огромные ресурсы в поддержку медиаискусства, а медиахолдинги создают собственные фиджитал-галереи. Мы тоже видим результат и вкладываем свои ресурсы в масштабирование и продвижения данного направления.

fest.spbfriends.ru

Реклама. ПАО «Газпром», ИНН 7736050003.

Комментарии (0)