В вечерние часы 27, 28 и 29 сентября здесь в рамках третьего ежегодного фестиваля ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» показывают аудиовизуальное представление «Обратная сторона дворца».
Постановка включила поющие скульптуры на Масленом луге (и их тени, исполняющие на траве загадочный танец), видеопроекции на стены павильона Росси и кроны деревьев, различные арт-объекты — предметы коллекции Русского музея спрятаны в саду, как «секретики», которые могут найти и раскрыть внимательные посетители.
Музыкальная часть выстроена на основе произведений русских композиторов: в основу либретто легли две большие оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Садко». Звуки арфы, гуслей, металлофона и ксилофона, духовых инструментов погружают в таинственную, загадочную атмосферу подводного царства.
Представление «Обратная сторона дворца» стало результатом работы культурно-исследовательской лаборатории «Обратная сторона дворца» — своеобразного формата творческой коллаборации, направленной на сохранение историко-культурного наследия Петербурга.
Участники лаборатории совместно с кураторами изучили и проанализировали территорию Михайловского сада с точки зрения исторических наслоений, культурного среза, художественной ценности, топографии и роли для современной жизни города. На основе этого исследования родилась концепция путешествия и погружения.
Елена Давыдова
начальник управления ПАО «Газпром», директор Фонда «Газпром культурные инициативы»
Конечно, это творческий эксперимент, который реализован при поддержке и доверии от Русского музея. Проект стал результатом творческой лаборатории, где главными героями, как и всегда, являются молодые специалисты, студенты под руководством опытных кураторов, крупных специалистов в своей области. Это многомесячная работа, которая прошла путь от идеи до конечной реализации. И ребята получили огромный опыт и расширили свои границы.
В рамках креативных лабораторий проект «Друзья Петербурга» объединяет усилия городских культурных институтов и ведущих экспертов в сфере культуры, архитектуры и урбанистики со смелыми идеями молодых специалистов и студентов. Первые получают возможность применить свои навыки и знания в деле сохранения и усовершенствования городской среды, вторые — набраться опыта от мэтров и заложить основу собственного карьерного развития.
Лиза Савина
куратор лаборатории «Обратная сторона дворца», арт-критик
Мы превращаем историческое пространство в единое художественное высказывание. Для современных художественных практик, особенно в сфере новых медиа, характерна фестивальность — стремление использовать набор не связанных между собой номеров или объектов. Мы попытались сложить очень разные вещи в единый нарратив. И этот современный метанарратив, увязывая, казалось бы, не очень стыкующиеся между собой объекты, плотно работает с историческим контекстом — но не в иллюстративном формате (как это обычно бывает), а в формате серьезного творческого исследования, что позволяет выявить в этом контексте глубинные, сложные связи. Для консервативной среды, какой является Петербург, подобная работа с историческим пространством — необходимое хождение по минному полю. Потому что, когда занимаются иллюстрированием, теряют взрослую аудиторию, которой не интересна художественная иллюстрация учебника истории, а когда осуществляют конфликтную интервенцию современного искусства, то теряют тех, для кого стабильность исторической среды — важная часть восприятия города. Мы же пытаемся нащупать метод, который относительно безболезненно, на мягких лапах, позволит разговаривать и об истории, и о новых художественных жестах, причем с самой широкой аудиторией.
Культурно-исследовательская лаборатория «Обратная сторона дворца» работала с июля по сентябрь 2024 года. Чтобы присоединиться к ней, кандидаты из числа студентов профильных вузов должны были пройти отборочный этап, предоставить портфолио и мотивационное письмо. В итоге в команду проекта вошли двадцать студентов творческих специальностей.
В ходе работы над проектом они подготовили аудиовизуальное представление, которое опирается на историю сада, деятельность его владельцев и посетителей, а также богатое наследие российской и европейской музыкальной культуры.
Прогулка по саду в сопровождении звуковых и световых эффектов задумана как погружение в разные слои бытования парка — как дореволюционного, так и советского времени, превратившего закрытый сад в одно из любимых горожанами мест: когда-то здесь были и теннисный корт, и детская площадка. Совершить ее можно бесплатно, оформив билеты на сайте фестиваля.
Александра Михайлова
участница лаборатории «Обратная сторона дворца», выпускница магистратуры Art&Science ИТМО, междисциплинарный художник
Мне важно чувствовать город, в котором я живу, и прикосновение к памяти места — мой излюбленный способ путешествовать. Обратная сторона чего бы то ни было — всегда самое интересное и наполненное, без этой «тени» все превращается в шаблон и плоскость. Поэтому во время лаборатории фокус моей работы был сосредоточен на истории Михайловского сада и Петербурга. И, как всегда, это оказалась история про человека, про петербуржца и ленинградца. Еще живы люди, которые катались на лошадке-балансире на детской площадке, у кого были уроки физкультуры в саду, чьи родители здесь же засиживались за игрой в шахматы. Мое же поколение об этом почти ничего не знает, поэтому для меня как для человека и художника важно было раскопать и подсветить эти находки в коллективной памяти, показать, что история города — это ежедневные истории людей, которые в нем живут.
Реклама. ПАО «Газпром», ИНН 7736050003.
Комментарии (0)