В вечерние часы 27, 28 и 29 сентября здесь показывают аудиовизуальное представление «Обратная сторона дворца».
Постановка включила поющие скульптуры на Масленом луге (и их тени, исполняющие на траве загадочный танец), видеопроекции на стены павильона Росси и кроны деревьев, различные арт-объекты — предметы коллекции Русского музея спрятаны в саду, как «секретики», которые могут найти и раскрыть внимательные посетители.
Музыкальная часть выстроена на основе произведений русских композиторов: в основу либретто легли две большие оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Садко». Звуки арфы, гуслей, металлофона и ксилофона, духовых инструментов погружают в таинственную, загадочную атмосферу подводного царства.
Представление «Обратная сторона дворца» стало результатом работы культурно-исследовательской лаборатории «Обратная сторона дворца» — своеобразного формата творческой коллаборации, направленной на сохранение историко-культурного наследия Петербурга.
Участники лаборатории совместно с кураторами изучили и проанализировали территорию Михайловского сада с точки зрения исторических наслоений, культурного среза, художественной ценности, топографии и роли для современной жизни города. На основе этого исследования родилась концепция путешествия и погружения.

Елена Давыдова
начальник управления ПАО «Газпром», директор Фонда «Газпром культурные инициативы»
Конечно, это творческий эксперимент, который реализован при поддержке и доверии от Русского музея. Проект стал результатом творческой лаборатории, где главными героями, как и всегда, являются молодые специалисты, студенты под руководством опытных кураторов, крупных специалистов в своей области. Это многомесячная работа, которая прошла путь от идеи до конечной реализации. И ребята получили огромный опыт и расширили свои границы.
В рамках креативных лабораторий проект «Друзья Петербурга» объединяет усилия городских культурных институтов и ведущих экспертов в сфере культуры, архитектуры и урбанистики со смелыми идеями молодых специалистов и студентов. Первые получают возможность применить свои навыки и знания в деле сохранения и усовершенствования городской среды, вторые — набраться опыта от мэтров и заложить основу собственного карьерного развития.

Лиза Савина
куратор лаборатории «Обратная сторона дворца», арт-критик
Мы превращаем историческое пространство в единое художественное высказывание. Для современных художественных практик, особенно в сфере новых медиа, характерна фестивальность — стремление использовать набор не связанных между собой номеров или объектов. Мы попытались сложить очень разные вещи в единый нарратив. И этот современный метанарратив, увязывая, казалось бы, не очень стыкующиеся между собой объекты, плотно работает с историческим контекстом — но не в иллюстративном формате (как это обычно бывает), а в формате серьезного творческого исследования, что позволяет выявить в этом контексте глубинные, сложные связи. Для консервативной среды, какой является Петербург, подобная работа с историческим пространством — необходимое хождение по минному полю. Потому что, когда занимаются иллюстрированием, теряют взрослую аудиторию, которой не интересна художественная иллюстрация учебника истории, а когда осуществляют конфликтную интервенцию современного искусства, то теряют тех, для кого стабильность исторической среды — важная часть восприятия города. Мы же пытаемся нащупать метод, который относительно безболезненно, на мягких лапах, позволит разговаривать и об истории, и о новых художественных жестах, причем с самой широкой аудиторией.
Культурно-исследовательская лаборатория «Обратная сторона дворца» работала с июля по сентябрь 2024 года. Чтобы присоединиться к ней, кандидаты из числа студентов профильных вузов должны были пройти отборочный этап, предоставить портфолио и мотивационное письмо. В итоге в команду проекта вошли двадцать студентов творческих специальностей.
В ходе работы над проектом они подготовили аудиовизуальное представление, которое опирается на историю сада, деятельность его владельцев и посетителей, а также богатое наследие российской и европейской музыкальной культуры.
Прогулка по саду в сопровождении звуковых и световых эффектов задумана как погружение в разные слои бытования парка — как дореволюционного, так и советского времени, превратившего закрытый сад в одно из любимых горожанами мест: когда-то здесь были и теннисный корт, и детская площадка. Совершить ее можно бесплатно, оформив билеты на сайте фестиваля.

Александра Михайлова
участница лаборатории «Обратная сторона дворца», выпускница магистратуры Art&Science ИТМО, междисциплинарный художник
Мне важно чувствовать город, в котором я живу, и прикосновение к памяти места — мой излюбленный способ путешествовать. Обратная сторона чего бы то ни было — всегда самое интересное и наполненное, без этой «тени» все превращается в шаблон и плоскость. Поэтому во время лаборатории фокус моей работы был сосредоточен на истории Михайловского сада и Петербурга. И, как всегда, это оказалась история про человека, про петербуржца и ленинградца. Еще живы люди, которые катались на лошадке-балансире на детской площадке, у кого были уроки физкультуры в саду, чьи родители здесь же засиживались за игрой в шахматы. Мое же поколение об этом почти ничего не знает, поэтому для меня как для человека и художника важно было раскопать и подсветить эти находки в коллективной памяти, показать, что история города — это ежедневные истории людей, которые в нем живут.
Комментарии (0)