Поспешите: выставка центра «Зотов» — маст-визит и для петербуржцев, и для гостей ПМЭФ, которые хотели бы разнообразить культурный досуг, — работает последнюю неделю, до 9 июня. Проект привезли в Петербург после громкой премьеры в Москве — и жители северной столицы отреагировали на него с не меньшим интересом: выставку уже посетили более трех тысяч человек. Экспозиция позволяет взглянуть на личность знаменитого авангардиста под другим углом — с помощью писем, дневников, личных вещей и 58 легендарных фотографий из коллекции Фонда Still Art.
Фотоработы Родченко уже показывали в Петербурге — осенью 2020 года в Доме Радио состоялась выставка Фонда Still Art и партнеров Фонда, в которую вошли культовые фотографические опыты художника: портреты членов семьи и друзей, включая Владимира Маяковского, архитектурные съемки и фоторепортажи. Сейчас у петербуржцев есть возможность вновь увидеть проект — уже в расширенной версии и новой перспективе, — погружающий в творчество выдающегося художника, человека-символа, на котором держатся постулаты авангарда.
Экспозиция дополнена личными вещами, периодическими изданиями, воспоминаниями из дневников и письмами, которые позволяют увидеть Родченко не только как авангардиста и «великого экспериментатора», но и как человека остро чувствующего. А 58 фотографий автора для выставки предоставил Фонд Still Art, созданный в 2018 году Еленой Карисаловой. Фонд управляет самым масштабным собранием западной фотографии XX–XXI веков в России и выдающейся коллекцией работ советских классиков, которые были показаны на площадках Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, «Мультимедиа Арт Музея», Центра Фотографии имени братьев Люмьер и многих других.
Полина Бондарева
программный директор Левашовского хлебозавода и основатель школы Masters:
«Экспозиция “Родченко. Личное” стала для нас логичным продолжением сотрудничества с центром “Зотов”. При поддержке Фонда Still Art мы привезли выставку, которая оказалась суперблокбастером в Москве и, конечно, не оставила равнодушной и петербургскую аудиторию. Благодаря лекторам школы Masters, которые в рамках образовательной программы дали контекст к самой выставке, творчеству Родченко и к истории советской фотографии, нам удалось показать этот выставочный проект с разных ракурсов. А через уникальные экспонаты — фотографии из собрания Фонда Still Art, личные вещи, периодические издания, письма — мы смогли комплексно раскрыть многогранную личность выдающегося авангардиста для широкой публики».
Фонд Still Art вносит вклад в сохранение наследия советских авторов — благодаря этой работе у нас есть возможность увидеть оригинальные работы Александра Родченко, которые представлены на выставке, а также познакомиться с творчеством классиков ХХ века — как в отдельных выставочных проектах, так и в рамках издательской программы Фонда. В специальную серию вошли, например, альбом со снимками музейной серии Александра Родченко 1920-1930 годов. Книга состоит из двух частей: «Классика» (знаменитые авангардные фотоэксперименты автора) и «Портреты» — снимки семьи и близкого окружения, в числе которых Владимир Маяковский, Осип и Лиля Брик, Варвара Степанова, Лев Кулешов и другие. Всем впечатлившимся выставкой на Левашовском заводе — рекомендуется в домашнюю библиотеку.
Также в серии выпущены монографии Владимира Лагранжа (150 известных работ автора, начиная с 1960-х и заканчивая 1990-ми годами), Наума Грановского (250 эталонных и редких снимков), мастера жанровой фотографии Андрея Князева и Владимира Степанова — в книгу вошли лучшие кадры из московской фотосерии, которую автор запечатлел в 1950-1960-х годах.
Экспозицию «Родченко. Личное» уже смогли увидеть москвичи и петербуржцы — при этом фотографии автора Фонд Still Art привозил и в регионы. Одна из миссий проекта — чтобы советское фотографическое наследие было доступно жителям не только столиц, но и других городов страны. У Фонда есть отдельная региональная программа, созданная совместно с Галереей Люмьер, а рамках которой с 2021 года уже состоялись выставки в Воронеже, Самаре, Казани, Екатеринбурге и Красноярске. Жители этих городов смогли увидеть не только оригинальные фотографии Родченко, но и работы еще одного признанного советского классика — Владимира Лагранжа, который умел уловить лирику повседневности, пользуясь особым фотографическим языком. Региональная программа Фонда будет только расширяться, так что поклонников фотоискусства по всей стране ждут новые интригующие проекты.
Елена Карисалова
основательница Фонда Still Art:
«Миссией Фонда мы заявляем развитие и популяризацию фотографии как искусства. И неотъемлемой частью этого процесса является созданная нами программа, позволяющая широкой общественности знакомиться с шедеврами в том числе советской фотографии. Наша страна активно развивается, и я уверена, это развитие невозможно без вовлечения в культурную повестку, без поддержки культурного наследия — и мы стремимся по мере возможностей быть к этому процессу причастными.
Мы встречаем живой интерес к коллекциям Фонда в разных регионах, где за прошедшие годы уже экспонировали свои работы, что мотивирует нас продолжать и расширять географию проектов. У программы есть и образовательная миссия — помимо выставочных проектов, мы издаем и передаем в региональные библиотеки и местные музейные институции монографии советских классиков фотографии, сохраняя тем самым культурное наследие XX века и предоставляя к нему доступ молодой аудитории нашей страны.
Творчество каждого из авторов важно рассматривать в контексте личности и эпохи — и сопутствующие нашим выставкам лекции, воркшопы и кинопрограммы позволяют зрителю узнать очень многое. Родченко — новатор, один из лидеров русского авангарда, работавший не только в технике фотоискусства, но и оставивший большой творческий след в кино и театральном дизайне, в искусстве плаката. Отпечатки Грановского и Лагранжа переносят зрителя в разные периоды жизни нашей страны, раскрывают историю Советского Союза, образы наших великих соотечественников. В этом объединении для зрителя искусства, истории и личного взгляда я вижу большую важность наших региональных программ».
Например, сейчас Фонд работает над монографией фотографа Валерия Плотникова, мастера портрета, снимавшего представителей художественной элиты второй половины XX века. Перед объективом Плотникова позировали Андрей Миронов, Сергей Параджанов, Аркадий Райкин и другие. Он дружил с Лилей Брик и стал автором ее узнаваемых портретов, восемь раз при жизни снимал Владимира Высоцкого и делал репортаж с похорон артиста, а также запечатлел последний кадр Михаила Барышникова перед побегом из СССР, так и не опубликованный в советской прессе. Кроме того, более 60 работ фотографа (отобранных Фондом, напечатанных и подписанных фотографом специально для Фонда) будут включены в выставочный периметр для последующей демонстрации в регионах.
Выставка «Родченко. Личное» проходит на Левашовском заводе до 9 июня.
16+
Комментарии (0)