18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Так звучат «Помпеи»: посмотрели вблизи, как в Русском музее проходит реставрация картины Карла Брюллова

Реставрационный отдел Русского музея не опускает кистей: в разгаре работа над восстановлением картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Совсем недавно завершился первый в своем роде кросс-музейный проект: реставраторы восстановили 22 работы из собрания Таганрогского художественного музея, пострадавшие при взрыве. Поговорили с сотрудниками отдела о том, как спасать шедевры, почему реставраторы всегда работают в тишине и в чем сложность профессии.

Дмитрий Егоров

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» ждала обновления почти тридцать лет: в 1995 году проводилась техническая реставрация полотна, однако она не затронула восстановление живописи. А проблем за без малого два века скопилось достаточно: это и пожелтение лакового покрытия, и следы предшествующих реставрационных внедрений, и частичное разложение авторского лака.

В декабре 2023 года при поддержке ПАО «Газпром» — партнера реставрационных проектов Русского музея — реставрация «Последнего дня Помпеи» наконец началась. Понаблюдать за работой реставраторов — беспрецедентный случай! — могут все посетители музея: для этого в зале № 86 корпуса Бенуа установлен специальный прозрачный экран.

Марат Дашкин, 
заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи

Дмитрий Егоров

«Реставрация «Последнего дня Помпеи» происходит прямо в одном из залов Русского музея, он отгорожен от зрителей только стеклянной перегородкой, так что каждый может наблюдать за работой реставраторов. Получается такой интерактивный диалог и погружение зрителя в реставрацию. Над полотном работаем небольшим коллективом, по очереди. При помощи современного оборудования выполнить такую работу в довольно сжатые сроки вполне реально. Например, системная поддержка Газпрома позволяет нам на качественно ином уровне проводить научные изыскания и реставрацию, закупать необходимое оборудование. Наш музей исповедует традиционную школу реставрации, все специалисты, которые приходят к нам, блестяще владеют традиционными техниками — это базис. В то же время каждый реставратор прекрасно знает современные методики и может предлагать новые решения в работе над конкретными картинами. Так что труд реставратора — это очень вдумчивый, тщательный, при этом аналитический, исследовательский процесс. В рамках проекта «Друзья Петербурга» мы в течение года ведем курс по реставрации для студентов, где они могут сами попробовать свои силы в работе, в том числе мы проводим мастер- классы на примере картины «Последний день Помпеи». И это отличная возможность узнать профессию и полюбить ее».

Восстановительные процессы разделены на три этапа. Сейчас идет работа с поздним лаковым покрытием. Картина за время своего бытования неоднократно покрывалась лаком: он довольно плотный, очень глянцевый, положен неравномерным слоем, образуя лужи и затеки. К тому же смоляной лак быстро желтеет, а там, где имеет наибольшую толщину, даже приобретает йодистый оттенок.

К середине июня реставраторы планируют полностью расчистить живопись от поздних лаков, после чего удалят записи с лицевой стороны, а поверхность холста покроют свежим защитным лаком. Осенью работы будут закончены, и обновленная картина предстанет перед зрителями на выставке «Великий Карл», посвященной 225-летию Брюллова, которая откроется в Русском музее 18 октября.

Ольга Кленова, 
ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи

Дмитрий Егоров

«Желтый лак абсолютно меняет живописную перспективу, скрадывает пространство, визуально уплощает пространство между фигурами. Там, где он утоньшен, уже видно, насколько тщательно у Брюллова разобраны по планам все группы людей, насколько они выверены по цвету, свету, теням, контрастности. Желтый лак это все спрятал. Убирая его, мы не только решаем реставрационные задачи, но и обнажаем авторский замысел, помогаем зрителю в полной мере прочувствовать и эту глубину перспективы, и напряженный драматизм композиции, и величие архитектуры некрополя, который рушится на этих людей. Получается просто сумасшедший по степени реалистичности эффект — как в театре. Из технических сложностей здесь — правильно найти ту грань в расчистке, на которой следует остановиться, после которой дальше идти нельзя. Определяем ее по звуку. Поверхности с лаком и без звучат на тампоне по-разному. Там, где есть лак, идет своеобразный «пластиковый» звук. А там, где мы приблизились к красочному слою, а значит, и фактуре зерна пигмента, — звук шероховатый. Именно поэтому мы работаем в тишине, без музыки и лишних разговоров: мы очень сосредоточены, потому что постоянно слушаем, как звучит поверхность. Одним из важных моментов я бы, наверное, назвала то, что мы работаем коллективом. У каждого реставратора своя рука, свой почерк, свое нажатие. В финале выглядеть всё должно одинаково. То есть мы должны синхронизироваться и абсолютно все свои усилия соотносить с тем, как работали до нас и как работают рядом, чтобы никакой разницы видно не было».

Сообщество реставраторов всегда производило впечатление закрытого «клуба по интересам»: не самая распространенная профессия, требующая непрекращающегося обучения и полной погруженности в дело, ограниченное количество музеев, где можно ее применить, замкнутость реставрационных отделов на себе и не самая активная коммуникация в профессиональном сообществе. Однако если так когда-то и было, то сейчас ситуация быстро меняется.

Яркий пример тому — недавний кросс-музейный реставрационный проект: сотрудники Русского музея восстановили 22 работы из собрания Таганрогского художественного музея, которые пострадали от взрыва в июле 2023 года. Повреждения получили произведения таких известных мастеров Серебряного века, как Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Филипп Малявин, Николай Рерих, Станислав Жуковский, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов.

Никита Данюк, 
художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи

Дмитрий Егоров

«Я в Русском музее уже семь лет, но постоянно узнаю о реставрации что-то новое: технологии, приемы, какие-то фишки, которые здорово помогают в работе. В общем-то реставрация всегда привносит какие-то сюрпризы — даже, казалось бы, в самые привычные операции. Всё может оказаться не таким, не как ты предполагал. Например, картина Серафимы Блонской «Маки» из Таганрогского музея, восстановлением которой я занимался, оказалась покрыта не лаком, как мы изначально предполагали, а маслом, под которым был плотный слой въевшихся загрязнений. Это представляло определенную сложность, но мы сумели вернуть полотну первоначальный колорит. Отношусь к таким неожиданностям уже как к чему-то обыденному».

В рекордно короткие сроки (всего несколько месяцев!) реставраторы Русского музея не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, вернув их первоначальный вид. Мастера устранили прорывы и вытянутости холстов, вернули прозрачность потускневшего лака, произвели регенерацию живописной поверхности, удалили старые записи и тонировали утраты.

Алексей Купцов, 
художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи

Дмитрий Егоров

«У картины, над которой я работал, — «Девочки. Вербное воскресенье» Блонской — были понятные, распространенные дефекты и повреждения, ничего неожиданного я для себя не увидел. У нас на все разрушения есть разработанные базовые методики. Естественно, регулярно проводятся реставрационные советы, на которых обсуждаются и утверждаются все этапы работы над картиной, поэтому восстановление полотна шло в плановом порядке. В Русском музее в последнее время постоянно реализуются новые проекты, проходят конференции, реставраторы активно участвуют в этом процессе, поэтому приходится всё совмещать. Я рад, что на этом своем жизненном этапе нахожусь рядом с этими людьми, могу работать вместе с ними, смотреть, что и как они делают, и сам делать что-то важное».

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»
Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Газпром»

Еще одно свидетельство открытости реставрационного сообщества — активное привлечение в профессию молодых специалистов. В рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» учащиеся и недавние выпускники художественных образовательных учреждений получают возможность посетить реставрационные мастер- классы, принять участие в текущих реставрационных проектах, познакомиться с секретами опытных петербургских мастеров. Все это не только восполняет потребность в кадрах (а в Петербурге всегда будет что реставрировать!), но и позволяет шире взглянуть на саму профессию и в полной мере оценить ее значимость для города.

Марина Бутримова

волонтер проекта «Друзья Петербурга»

Волонтерство в проекте «Друзья Петербурга» — отличная возможность попасть в позитивную и интеллигентную среду, расширить свой кругозор и познакомиться с интересными людьми. На мастер-классах по реставрации в Русском музее, которые проходят в рамках проекта, мне посчастливилось вместе со студентами познакомиться с современными технологиями изучения картины — я думаю, множество людей хотели бы увидеть весь процесс работы с картиной такого масштаба и великолепия. Многие посетители благодарят нас и выражают восхищение тем, что мы делаем. Это так приятно, чувствуешь себя причастным к значимым событиям нашего города, а иногда и всего мира.

Василий Богомолов

студент художественного училища имени Н. К. Рериха, участник курса «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга»

Я стремлюсь стать профессионалом в области реставрации и на мастер-классе «Друзей Петербурга» смог ощутить всю масштабность работы над картиной «Последний день Помпеи». А еще познакомился с большим количеством талантливых ребят и специалистов. Теперь моя профессиональная мечта — прикоснуться к картинам Леонардо да Винчи!

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Реклама. ПАО «Газпром» ИНН 7736050003

Комментарии (0)