Реставрационный отдел Русского музея не опускает кистей: в разгаре работа над восстановлением картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Совсем недавно завершился первый в своем роде кросс-музейный проект: реставраторы восстановили 22 работы из собрания Таганрогского художественного музея, пострадавшие при взрыве. Поговорили с сотрудниками отдела о том, как спасать шедевры, почему реставраторы всегда работают в тишине и в чем сложность профессии.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» ждала обновления почти тридцать лет: в 1995 году проводилась техническая реставрация полотна, однако она не затронула восстановление живописи. А проблем за без малого два века скопилось достаточно: это и пожелтение лакового покрытия, и следы предшествующих реставрационных внедрений, и частичное разложение авторского лака.
В декабре 2023 года при поддержке ПАО «Газпром» — партнера реставрационных проектов Русского музея — реставрация «Последнего дня Помпеи» наконец началась. Понаблюдать за работой реставраторов — беспрецедентный случай! — могут все посетители музея: для этого в зале № 86 корпуса Бенуа установлен специальный прозрачный экран.
Марат Дашкин,
заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи
«Реставрация «Последнего дня Помпеи» происходит прямо в одном из залов Русского музея, он отгорожен от зрителей только стеклянной перегородкой, так что каждый может наблюдать за работой реставраторов. Получается такой интерактивный диалог и погружение зрителя в реставрацию. Над полотном работаем небольшим коллективом, по очереди. При помощи современного оборудования выполнить такую работу в довольно сжатые сроки вполне реально. Например, системная поддержка Газпрома позволяет нам на качественно ином уровне проводить научные изыскания и реставрацию, закупать необходимое оборудование. Наш музей исповедует традиционную школу реставрации, все специалисты, которые приходят к нам, блестяще владеют традиционными техниками — это базис. В то же время каждый реставратор прекрасно знает современные методики и может предлагать новые решения в работе над конкретными картинами. Так что труд реставратора — это очень вдумчивый, тщательный, при этом аналитический, исследовательский процесс. В рамках проекта «Друзья Петербурга» мы в течение года ведем курс по реставрации для студентов, где они могут сами попробовать свои силы в работе, в том числе мы проводим мастер- классы на примере картины «Последний день Помпеи». И это отличная возможность узнать профессию и полюбить ее».
Восстановительные процессы разделены на три этапа. Сейчас идет работа с поздним лаковым покрытием. Картина за время своего бытования неоднократно покрывалась лаком: он довольно плотный, очень глянцевый, положен неравномерным слоем, образуя лужи и затеки. К тому же смоляной лак быстро желтеет, а там, где имеет наибольшую толщину, даже приобретает йодистый оттенок.
К середине июня реставраторы планируют полностью расчистить живопись от поздних лаков, после чего удалят записи с лицевой стороны, а поверхность холста покроют свежим защитным лаком. Осенью работы будут закончены, и обновленная картина предстанет перед зрителями на выставке «Великий Карл», посвященной 225-летию Брюллова, которая откроется в Русском музее 18 октября.
Ольга Кленова,
ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи
«Желтый лак абсолютно меняет живописную перспективу, скрадывает пространство, визуально уплощает пространство между фигурами. Там, где он утоньшен, уже видно, насколько тщательно у Брюллова разобраны по планам все группы людей, насколько они выверены по цвету, свету, теням, контрастности. Желтый лак это все спрятал. Убирая его, мы не только решаем реставрационные задачи, но и обнажаем авторский замысел, помогаем зрителю в полной мере прочувствовать и эту глубину перспективы, и напряженный драматизм композиции, и величие архитектуры некрополя, который рушится на этих людей. Получается просто сумасшедший по степени реалистичности эффект — как в театре. Из технических сложностей здесь — правильно найти ту грань в расчистке, на которой следует остановиться, после которой дальше идти нельзя. Определяем ее по звуку. Поверхности с лаком и без звучат на тампоне по-разному. Там, где есть лак, идет своеобразный «пластиковый» звук. А там, где мы приблизились к красочному слою, а значит, и фактуре зерна пигмента, — звук шероховатый. Именно поэтому мы работаем в тишине, без музыки и лишних разговоров: мы очень сосредоточены, потому что постоянно слушаем, как звучит поверхность. Одним из важных моментов я бы, наверное, назвала то, что мы работаем коллективом. У каждого реставратора своя рука, свой почерк, свое нажатие. В финале выглядеть всё должно одинаково. То есть мы должны синхронизироваться и абсолютно все свои усилия соотносить с тем, как работали до нас и как работают рядом, чтобы никакой разницы видно не было».
Сообщество реставраторов всегда производило впечатление закрытого «клуба по интересам»: не самая распространенная профессия, требующая непрекращающегося обучения и полной погруженности в дело, ограниченное количество музеев, где можно ее применить, замкнутость реставрационных отделов на себе и не самая активная коммуникация в профессиональном сообществе. Однако если так когда-то и было, то сейчас ситуация быстро меняется.
Яркий пример тому — недавний кросс-музейный реставрационный проект: сотрудники Русского музея восстановили 22 работы из собрания Таганрогского художественного музея, которые пострадали от взрыва в июле 2023 года. Повреждения получили произведения таких известных мастеров Серебряного века, как Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Филипп Малявин, Николай Рерих, Станислав Жуковский, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов.
Никита Данюк,
художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи
«Я в Русском музее уже семь лет, но постоянно узнаю о реставрации что-то новое: технологии, приемы, какие-то фишки, которые здорово помогают в работе. В общем-то реставрация всегда привносит какие-то сюрпризы — даже, казалось бы, в самые привычные операции. Всё может оказаться не таким, не как ты предполагал. Например, картина Серафимы Блонской «Маки» из Таганрогского музея, восстановлением которой я занимался, оказалась покрыта не лаком, как мы изначально предполагали, а маслом, под которым был плотный слой въевшихся загрязнений. Это представляло определенную сложность, но мы сумели вернуть полотну первоначальный колорит. Отношусь к таким неожиданностям уже как к чему-то обыденному».
В рекордно короткие сроки (всего несколько месяцев!) реставраторы Русского музея не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, вернув их первоначальный вид. Мастера устранили прорывы и вытянутости холстов, вернули прозрачность потускневшего лака, произвели регенерацию живописной поверхности, удалили старые записи и тонировали утраты.
Алексей Купцов,
художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи
«У картины, над которой я работал, — «Девочки. Вербное воскресенье» Блонской — были понятные, распространенные дефекты и повреждения, ничего неожиданного я для себя не увидел. У нас на все разрушения есть разработанные базовые методики. Естественно, регулярно проводятся реставрационные советы, на которых обсуждаются и утверждаются все этапы работы над картиной, поэтому восстановление полотна шло в плановом порядке. В Русском музее в последнее время постоянно реализуются новые проекты, проходят конференции, реставраторы активно участвуют в этом процессе, поэтому приходится всё совмещать. Я рад, что на этом своем жизненном этапе нахожусь рядом с этими людьми, могу работать вместе с ними, смотреть, что и как они делают, и сам делать что-то важное».
Еще одно свидетельство открытости реставрационного сообщества — активное привлечение в профессию молодых специалистов. В рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» учащиеся и недавние выпускники художественных образовательных учреждений получают возможность посетить реставрационные мастер- классы, принять участие в текущих реставрационных проектах, познакомиться с секретами опытных петербургских мастеров. Все это не только восполняет потребность в кадрах (а в Петербурге всегда будет что реставрировать!), но и позволяет шире взглянуть на саму профессию и в полной мере оценить ее значимость для города.
Марина Бутримова
волонтер проекта «Друзья Петербурга»
Волонтерство в проекте «Друзья Петербурга» — отличная возможность попасть в позитивную и интеллигентную среду, расширить свой кругозор и познакомиться с интересными людьми. На мастер-классах по реставрации в Русском музее, которые проходят в рамках проекта, мне посчастливилось вместе со студентами познакомиться с современными технологиями изучения картины — я думаю, множество людей хотели бы увидеть весь процесс работы с картиной такого масштаба и великолепия. Многие посетители благодарят нас и выражают восхищение тем, что мы делаем. Это так приятно, чувствуешь себя причастным к значимым событиям нашего города, а иногда и всего мира.
Василий Богомолов
студент художественного училища имени Н. К. Рериха, участник курса «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга»
Я стремлюсь стать профессионалом в области реставрации и на мастер-классе «Друзей Петербурга» смог ощутить всю масштабность работы над картиной «Последний день Помпеи». А еще познакомился с большим количеством талантливых ребят и специалистов. Теперь моя профессиональная мечта — прикоснуться к картинам Леонардо да Винчи!
Реклама. ПАО «Газпром» ИНН 7736050003
Комментарии (0)