18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Поделиться:

В галерее «Борей» показали снимки фотографа Владимира Преснякова из коллекции Кирилла Авелева

Имя этого фотографа-визионера, открывшего для современников и последователей хрестоматийные ракурсы Ленинграда в 1920-ые и 1930-ые года, до наших дней дошло практически неизвестным — только недавно удалось его расшифровать. Выставочный проект позволит пролить свет на личность, повлиявшую на восприятие послевоенной городской фотографии и зародившую феномен романтического «петербургского мифа».

Изображение предоставлено «Собака.ru» коллекционером Кириллом Авелевым
Изображение предоставлено «Собака.ru» коллекционером Кириллом Авелевым

Как рассказал «Собака.ru» коллекционер Кирилл Авелев, Владимир Пресняков был эрмитажным фотографом, его открытки с 1924-ого года печатал Комитет популяризации художественных изданий, считавшимся последним напоминанием эпохи мирискусников. Несмотря на отсутствие прямой связи между мастерами объединения и Пресняковым, в его работах прослеживаются художественные ретроспектива объединения. Сотрудничество это было недолгим. После ареста в 1934 году и расстрела в 1937-ом его творческое наследие было передано забвению.

Его «ленинградский миф» стал доступен советскому зрителю лишь в эпоху «Хрущевской оттепели», когда карточки были востребованным способом коммуникации и предметом коллекционирования. Именно открытки Преснякова изменили восприятие города с холодно-отчужденного футуристического облика до живописных романтических кадров трамваев, Лебяжьей канавки, ракурсов с крыш Эрмитажа. Эту перспективу на набережную и Дворцовую площадь с высоты Зимнего дворца можно встретить и у Сергея Эйзенштейна в фильме «Октябрь».

Кирилл Авелев

Коллекционер:

Задача этих выставок скорее информационная — дать понимание масштаба героя. Безусловно, много незаслуженно забытых, но Пресняков фигура градообразующая. На рубеже 1920–1930-х годов в жанре фото-ведуты он возвышался, как Пиранези на руинах гравированного Рима. И главное, его ракурсы, многократно цитируемые, со временем превратились в канон, предвосхитив ленинградский романтизм 1960-х годов.

Изображение предоставлено «Собака.ru» коллекционером Кириллом Авелевым
Ленинград. Вид на набережную Красного Флота с крыши Дворца Искусств, 1929 год
Изображение предоставлено «Собака.ru» коллекционером Кириллом Авелевым

Ленинград. Вид на набережную Красного Флота с крыши Дворца Искусств, 1929 год

Выставка «Город, Горожане и трамваи», которая открылась 22 апреля в галерее «Борей» станет отправной точкой в цикле экспозиционных проектов «Без*известный фотограф Пресняков — последний мирискусник Ленинграда», посвященных художнику. Планируется еще пять, темы которых непосредственно связаны с классическими для автора сюжетами. «Образы Преснякова, цитируемые десятки лет спустя, перекинули мост от старого Петербурга к новому ленинградскому мифу 1960-х. Это был последний всполох Серебряного века перед грозой 1930-х годов», — отмечают организаторы экспозиции.

Выставка «Город, Горожане и трамваи» из цикла «Без*известный фотограф Пресняков — последний мирискусник Ленинграда» открыта с 22 апреля по 7 ноября в галерее «Борей» на Литейном проспекте, 58.

0+

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Кирилл Авелев

Комментарии (0)