Выпускница СПбГУ по специальности «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и экс-журналист, уже год как приняла руководство ЦВЗ «Манеж», убрав приставку «зам-» от должности «директор». Но стратегией и фандрайзингом дело не ограничивается: Анна — автор концепций проектов «Первая позиция. Русский балет» и «Город-герой Ленинград», ставших самыми посещаемыми за всю историю главной выставочной площадки Петербурга (у «Балета» — всего 176 000 зрителей, а у «Ленинграда» — 50 000 в первый же месяц — и это абсолютный рекорд!). Анна стала героиней премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru».
Выставка «Город-герой Ленинград» — очень лаконичная по архитектуре и очень эмоциональная по содержанию. Такое торжественное и историческое название родилось сразу?
Мы были уверены: проект должен называться только так, и никак иначе. Именно Ленинград — главное действующее лицо экспозиции, это рассказ про подвиг города и подвиг горожан. Мы подготовили аудиоспектакль — зритель идет по выставке, а его сопровождают голоса пяти ленинградцев (их озвучили Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Грабельный!) — и это социальный срез жителей осажденного города: женщины, дети, представители творческой и научной интеллигенции, члены их семей. Мы знаем, что блокада — это голод, холод, страх и смерть. Нашей выставкой мы хотели показать, почему Ленинград не удалось сломить — ведь даже в это страшное время ленинградцы находили в себе силы работать, противостоять врагу, верить, творить, любить.
Звучит как задача из высшей математики.
Да, и мы сделали выставку очень быстро — за девять месяцев. Для такого большого проекта — сроки минимальные: 4 000 квадратных метров, больше 600 предметов, в ней участвуют 50 музеев, архивов, библиотек и частных коллекционеров.
А началось все в апреле 2023-го: вместе с председателем комитета по культуре Санкт-Петербурга Федором Болтиным мы думали о выставке, которая показала бы жизнь осажденного города, сохранение его культурного и архитектурного наследия, мужество ленинградцев. Так родилась концепция: сопричастность, сочувствие — вот что самое важное. Только через эмоциональное сопереживание рождается понимание истории: мы решили, что необходимо рассказать не только факты о блокаде, но помочь зрителю прочувствовать, что пережили и испытали жители блокадного города.
Срежиссировать эмоции на выставке — как вы собирались с этим работать?
Я обратилась к тому, кто умеет соединять эмоции и информацию в высшей степени профессионально — к художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. «Знаю человека, который точно справится с этой сложнейшей задачей», — сказал Валерий Владимирович, и режиссером проекта стал Антон Оконешников. Я пришла на спектакль Антона «Двенадцать», была впечатлена именно режиссерской работой, а после мы долго разговаривали о блокаде, и стало понятно: у нас схожее представление о том, каким должен стать «Город-герой Ленинград».
Вскоре к нашей команде присоединились театральный художник Анастасия Юдина, архитектор Петр Толпин и драматург Анастасия Букреева (именно она работала с историческими дневниками блокадников и прописывала характеры персонажей для аудиогида!). Кроме того, над выставкой трудилась очень серьезная команда научных консультантов, а возглавил ее Никита Андреевич Ломагин — один из самый авторитетных историков блокады. И с ним мы сверяли буквально каждый наш шаг! Например, мы хотели показать, как в блокаду работали рынки, но Никита Андреевич сказал: «Нет, ребята, все было совсем не так, как сейчас». Рынки того времени — это не торговые ряды, а стена с объявлениями. Например. «Обменяю на крупу и хлеб: 1) Санки детские (з-д. Кр. Знамя), 2) Шапка жен. чернобурая лисица, 3) Кухонный столик». Или: «За эвакуацию из Ленинграда за одного человека любым способом даю рояль “Шредера”». Узнав это, Анастасия Юдина предложила ход с инсталляцией: груда сложенной друг на друга мебели, а обратная сторона — стена с текстами подлинных объявлений того времени. Конечно, выставка — это художественное осмысление, но быть исторически корректными с фактами для нас было принципиально важно.
На выставке есть иммерсивная инсталляция: зритель идет сквозь длинный белый светящийся коридор, в котором нет ни одного экспоната.
Мы старались воздействовать на зрителя не только чувственно, но даже физически. С января по начало марта 1942 года в осажденном городе не было электричества. Жизнь замерла. Ленинградцы писали в своих дневниках, что настало время какой-то абсолютной страшной тишины. Люди перестали выходить на улицу, перестали общаться между собой. Это был самый тяжелый период в истории блокады, и мы решили показать этот переход из зимы в весну так: зритель идет по пустому длинному белому коридору, в наушниках слышит стук метронома — и это его личная минута молчания. А сабвуферы, встроенные в стены, на низких частотах создают вибрации, которые на физическом уровне воздействуют на тело и вызывают ощущение тревожности.
Петербуржцы также приняли участие в выставке: передали вещи из личных архивов своих семей?
Да, и за каждой такой вещью стоит очень личная история. Семья Бенуа поделилась подлинным подвенечным платьем, в котором весной 1943-го венчалась во Владимирском соборе Варвара Мясоедова — невеста внука Марии Александровны Бенуа. Его сшили из ночной сорочки — купить настоящий наряд было в блокаду невозможно. Мы выставили это хрупкое девичье платье в специальной витрине, как напоминание о том, что ленинградцы не теряли любовь и надежду.
О чем для вас эта выставка?
Это история о ежедневном гражданском мужестве, единении в борьбе с врагом, поддержке и заботе друг о друге. Все это помогло выстоять и победить. Поэтому финальный зал экспозиции — и трагический, и героический одновременно. Мы заканчиваем «Седьмой симфонией» Дмитрия Шостаковича, которую также называют «Ленинградской симфонией». В аудиоспектакле музыкант Борис, самый противоречивый персонаж, который все время боялся, сомневался и даже поднял фашистскую листовку, рассказывает, как принял участие в исполнении «Седьмой симфонии» — и это его финальный и очень важный монолог: «Я вернулся домой, сжег фашистскую листовку и помыл руки, чтобы ни одной частицы ее не осталось. Именно тогда мне стало ясно, что война ими проиграна. Я почувствовал силу, способную преодолеть голод, холод, страх и даже смерть».
Мы заканчиваем выставку тем, что говорим о прорыве блокадного кольца 18 января 1943-го, о полном освобождении Ленинграда 27 января 1944-го. Для нас было важно, чтобы фраза «Город-герой Ленинград» прозвучала для зрителя очень отчетливо — рядом с витриной с дубликатом золотой звезды города-героя (подлинник хранится в Мариинском дворце Санкт-Петербурга). Мы должны помнить, в каком городе мы живем!
Уже несколько лет «Манеж» — один из главных музейных ньюсмейкеров Петербурга: каждая новая выставка — событие. И очень приятно, что в Петербург на выставки «Манежа» съезжается вся Россия. Только что опубликовали шорт-лист премии The Art Newspaper Russia: наш проект «Первая позиция. Русский балет» — в номинации «Лучшая выставка года».
Этой выставкой вы не только дебютировали на посту директора, но и выступили автором концепции «Русского балета»?
Этот проект — результат большой командной работы: соавтором концепции и архитектором выступила Агния Стерлигова, креативным куратором — Павел Каплевич. Выставка готовилась долгих 3 года, и за это время мы поняли главное: «Первая позиция» — это разговор не только о шопенках и пуантах. Это история о людях, которые создали балет как жанр искусства. Возродили в России и вернули в Европу. Я говорю о великой Агриппине Вагановой, чья система балетного образования считается лучшей в мире. Я говорю о «Дягилевских сезонах»: осколки дягилевских трупп — это основоположники мировых сцен и балетных школ в Нью-Йорке, Париже, Новой Зе- ландии, Лондоне. Я говорю о Чайковском, Стравинском, Плисецкой и многих-многих других. В результате выставка достигла своей цели — мы продемонстрировали зрителям силу и значимость русской культуры в мировом контексте.
А как вообще зритель воспринял «Русский балет»? У «Манежа» есть книга отзывов и предложений?
За три месяца работы этой выставки посетители написали 13 книг отзывов и предложений! «Хочу стать балериной!», «Мечтаю выйти на сцену Мариинского театра» — такие отзывы писали семилетние девочки. А я читала их и понимала: эффект любого проекта может быть гораздо больше и дольше, чем просто время жизни выставки. Самое важное, каким зритель выходит из «Манежа». После «Русского балета» мы видели много воодушевленных лиц, ощутили величие и значимость российской культуры. «Город-герой Ленинград» — эмоционально тяжелая выставка, многие плачут. Мы не старались намеренно сделать ее сентиментальной, чтобы выдавливать из людей слезы. Но есть вещи, на которые просто нельзя смотреть отрешенно, не пропуская через себя. Я видела, как веселая гурьба школьников, только войдя на блокадную выставку, галдела и тыкала в кнопки аудиогида, пытаясь понять, как он работает. После просмотра ребята выходили молча, задумчиво, их взгляд стал глубже. Для меня это очень важно.
И наверное, реакция зрителей — самый важный критерий успеха проекта.
Мне кажется, или балет для вас — не просто тема выставки, здесь что-то личное?
Кстати, да! В детстве я занималась балетом, но в итоге не сложилось. Чтобы стать успешной балериной, одной целеустремленности недостаточно. Нужно иметь физические данные, идеальное чувство ритма, музыкальность, именно поэтому только избранные, «поцелованные Богом» и помножившие талант на трудолюбие, добиваются высот.
Чего нам ждать от «Манежа» дальше?
Мы гордимся, что в 2023-м фонды «Манежа» приняли всю коллекцию Пушкинской, 10 — неофициальное искусство ленинградского андеграунда. Уже этим летом откроем выставку, посвященную этой коллекции. Она будет веселой, смелой, дерзкой: таким было то время — свободное, яркое, с музыкальными фестивалями и квартирниками. А к концу 2024-го готовим совместный проект с московским Политехническим музеем, это будет выставка о русских изобретателях, открытия которых повлияли на историю науки и техники во всем мире.
Что вы изменили в работе главной выставочной площадки города, с тех пор как в 2023-м вы стали директором «Манежа»?
«Манеж» — это культурная институция, работа которой строго подчинена выставочному графику, а значит, все процессы должны быть отлажены и работать без сбоев. Еще 8 лет назад, придя в «Манеж» на позицию заместителя директора, я уделяла внимание подбору команды, управлению процессами, организации выставок, фандрайзингу, партнерским отношениям. То, что я делаю на позиции директора сейчас, — продолжение развития того функционала. Плюс я реструктуризировала некоторые отделы «Манежа» — усилила работу просветительского сектора, инклюзивных программ, отдела по работе с партнерами, финансовые и контрактные службы.
Из изменений, которые касаются всех горожан, — новый подход к ценообразованию на билеты. Раньше цена была одинаковая во все дни недели. А сейчас в понедельник — самый «непопулярный» день музейной недели — самая низкая цена, со вторника по пятницу — дороже, а в выходные — стоимость самая высокая. Такое решение позволяет снизить нагрузку по посещаемости в выходные дни. А за счет низкой стоимости понедельник по количеству посетителей теперь можно сравнить с выходными! При этом сохранены все льготные категории, а пенсионный билет стоит 100 рублей. Изменено и время работы — музей открыт до 21 часа.
Как попасть в команду «Манежа»?
Часто нашими сотрудниками становятся волонтеры «Манежа»: важен не столько опыт, сколько мотивация и желание разделять наши ценности. Когда мы готовим выставку, можем несколько месяцев трудиться без выходных. В период монтажа уходим за полночь и возвращаемся обратно к 8 утра. Нужны не только креатив и желание, но физическая и эмоциональная выносливость.
Какое искусство любит Анна Ялова?
Сейчас для меня главное искусство — поделки трехлетней дочери, в которых я могу увидеть самые прекрасные смыслы. А если серьезно, мне нравится работать с новаторами в сфере культуры и искусства. И как раз сейчас внимание команды «Манежа» сосредоточено на таких проектах — мы разрабатываем темы о русских художниках, сценографах, архитекторах, представителях великих художественных династий.
Текст: Олеся Пушкина
Фото: Елена Резвова
Стиль: Ника Владимирова
Визаж и волосы: Алексей Радченко
Свет: Антон Попов и Айрат Муратов Skypoint
Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании MERCURY «Женщины меняют Петербург 2024» читайте здесь.
Комментарии (0)