Мы поговорили с Наталией Фещенко, организатором авторских арт-вечеров и увлеченным коллекционером предметов искусства, о Сергее Дягилеве, его вкладе в культуру на рубеже веков и о том, как личная коллекция Наталии стала мобильным интерактивным музеем.
Как вы выбираете темы для своих вечеров и как в списке ваших постоянных мероприятий появилась арт-лекция «Русские сезоны навсегда. Дягилев вечен»?
Темы для вечеров выбраны не случайно. Все это отголоски моих впечатлений от путешествий, моего хобби-коллекционирования дореволюционных открытых писем (именно так раньше назывались открытки), моего интереса к царскому времени.
Что касается вашего второго вопроса, я очень люблю Венецию, считаю ее городом вдохновения. В своих путешествиях в Венецию я часто посещала остров Сан-Микеле. Это очень красивое место, где обрели покой Иосиф Бродский, Игорь Стравинский и Сергей Дягилев. Так, Венеция и множество книг в домашней библиотеке о великом импресарио Сергее Дягилеве натолкнули меня на идею найти и собрать личную коллекцию памятных вещей, относящихся к его жизни.
От вечера к вечеру ваша коллекция обновляется. На предстоящих встречах гостей снова ожидают экспонаты, которых еще никто не видел?
Самая сложная и практически невыполнимая задача для коллекционера — перестать приобретать новые экспонаты (смеется). Но устоять перед некоторыми порой невозможно. Есть определенная категория гостей, которые приходят на арт-вечера, посвященные Сергею Дягилеву, не в первый раз. Это в том числе связано с тем, что каждый раз моя коллекция пополняется. Так, например, на тех мероприятиях, которые ждут нас весной, будет представлено письмо, написанное близкому другу Дягилева, с личной подписью Сергея Павловича. Я жду его из Нью-Йорка.
Также на днях я получила еще один очень ценный экспонат. Это цилиндр Вацлава Нижинского — артиста балета, любимца публики и звезды «Русских сезонов». Знаете, в чем его ценность для меня? На нем есть надпись, датированная 1911 годом и сделанная рукой Вацлава: «Поклоннику от В. Нижинского». Владельцем цилиндра был артист Большого театра Вахтанг Чабукиани, который привез его из США в 1920-х годах. С тех пор он хранился в семье его потомков. Такие интересные переплетения судеб и историй есть у каждого предмета моей коллекции.
Вы целенаправленно ищете новые экспонаты для своей коллекции? Не раскроете секрет, где именно вам удается их найти?
Мир коллекционирования очень разнообразен. Есть закрытые аукционы, которые проводятся в формате онлайн, часто именно на них я и нахожу интересующие меня вещи. Конечно, я избирательна в том, что приобретаю. Больше всего мне интересны личные вещи, старинные журналы, вырезки из газет и редкие издания книг. Часто будущие экспонаты находят меня сами. Бывало и такое, что предметы искусства находились в руках тех, кто не ценил возможность обладания ими и обращался с ними небрежно, желая избавиться от ненужного. Конечно, я не просто собираю свою коллекцию, но и стараюсь вернуть утраченное на историческую родину, показывая важность, нужность и ценность этих вещей для будущих поколений.
Оригинальность предметов искусства вашей коллекции подтверждена документально?
Практически каждый экспонат проходит очень долгую экспертизу от Русского исторического музея. И только спустя 2–3 месяца я получаю оригинальное свидетельство о том, что предмет искусства подлинный.
Это необходимо делать прежде всего для того, чтобы быть честной с собой. Я создаю арт-вечера, на которые я сама с удовольствием пришла бы в качестве гостя. И конечно, в этом случае я не могла позволить себе ограничиться одной лекцией, как сейчас делают многие. Арт-вечера — это проект, где каждый гость как посетитель музея, но все экспонаты в его руках. Вы можете читать, листать, прикасаться, рассматривать, фотографировать. Да, мои ассистенты предлагают перчатки для работы с некоторыми артефактами, но это не отменяет того факта, что искусство никогда не было так близко.
Какой из экспонатов самый ценный? Не по стоимости, а по вашему мнению.
Для меня это, конечно, увесистый том номеров журнала «Мир искусства» за 1900 год. Вы только представьте, изданию 124 года — и такая отличная сохранность: все страницы идеальны, лишь с небольшими следами бытования. «Мир искусства» — это веха в истории русской культуры, главный журнал русского модернизма. Здесь можно найти статьи об искусстве князя Волконского, оригинальные литографии Валентина Серова, Ильи Репина, очерки Александра Бенуа и наблюдения Сергея Дягилева. А какая бумага, иллюстрации! Издание было очень дорогим, сначала его меценатами были княгиня Тенишева и Савва Мамонтов, а затем ему покровительствовал сам император Николай II по ходатайству Серова. Сколько бы слов о журнале ни было сказано, всех их будет недостаточно. «Мир искусства» — это шедевр!
Кто для вас Сергей Дягилев? Некоторые называют его талантливым пиарщиком (хотя в его времена такого понятия еще не существовало), другие — великим реформатором, сам себя он называл шарлатаном. А как бы вы его определили?
Я скажу так: когда я готовилась к арт-вечеру, посвященному Сергею Дягилеву, было несколько моментов, в которые я приостанавливала подготовку и даже думала о том, чтобы вовсе отказаться от этой затеи. Я испытывала огромный спектр чувств: восхищалась и ненавидела, любила и презирала его. Это похоже на отношения между людьми, которые любят, но не могут быть вместе. В таких отношениях есть непонимание и в то же время особое притяжение. Так и с Дягилевым. Я отстранялась от него, а потом снова возвращалась к процессу подготовки.
Для меня Сергей Дягилев — непревзойденный художник. Он открыл всему миру русское искусство и в особенности балет, и мир влюбился. Дягилев — чудо! В даре убеждения и очарования ему не было равных.
Как вам кажется, был бы такой успех у русской и особенно театральной культуры за рубежом, если бы не было Сергея Павловича? То есть насколько высока роль личности в данном случае?
Можно говорить о том, что если бы не Сергей Дягилев, то был бы кто-то другой, кто открыл бы миру русское искусство. Но этим кем-то стал именно Дягилев, и этого не изменить. Он оказал огромное влияние на культуру того времени. Стоит отметить хотя бы то, что Джордж Баланчин, хореограф, которого рассмотрел именно Сергей Павлович, стал основоположником блистательной школы балета в США. То, что увидел западный зритель, изменило всю систему восприятия. Его пленили и заворожили русская музыка, голоса, танец, костюмы и, конечно, декорации. В моей коллекции экспонатов есть подборка поистине редких театральных журналов Comoedia illustré, в которой описывается восхищение парижской публики и то, как гениальны русские, как неповторимы в своем искусстве танца.
Дягилев, безусловно, открыл русский балет миру, но блистал он за счет своих звезд: Тамары Карсавиной (любимицы Сергея Павловича), Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Антона Долина, Михаила Фокина и многих других.
Во второй части арт-вечеров вы устраиваете мастер-классы. Расскажите, что именно происходит на мастер-классе по Дягилеву?
На арт-вечере, который посвящен «Русским сезонам», гости создают открытку ручной работы на тему балета. Я подготавливаю пошаговую инструкцию и, конечно, весь необходимый декор и инструменты. И хочу вам сказать: несмотря на одинаковый набор материалов, открытки получаются настолько разными, что я постоянно восхищаюсь фантазией и талантом своих гостей. Затем специально приглашенный каллиграф Александра своим утонченным почерком подписывает уже готовые открытки. Далее мы оформляем их в подарочные боксы, перевязываем ленточкой — и вуаля! У вас готов идеальный вариант подарка для того, кто очень дорог, близок и любим. Творчество — это лучшая медитация и способ познания себя как автора и создателя, поэтому я так люблю эти мастер-классы.
На что вы обращаете внимание, когда выбираете места для проведения своих вечеров? Где все происходит в Москве и Петербурге?
Мне очень важна историческая составляющая в этих пространствах. Я просто влюблена в «Гостиную Распутина» на Гороховой улице в Петербурге. Атмосферная и магическая — вот какие впечатления она оставляет у гостей. Хочу сказать спасибо ее хранителю Павлу Дикову, благодаря которому я могу проводить там свои вечера. Он и сам является большим поклонником и постоянным гостем моих мероприятий.
В Москве я очень люблю галерею «Другое дело». Здесь просторно, светло и очень гармонично смотрятся роскошный деревянный стол, винтажные стулья и другая антикварная мебель, а также старинный рояль.
Открою вам секрет. Сейчас я все делаю для того, чтобы мои мероприятия обрели свой постоянный дом. Именно туда гости смогут прийти и увидеть постоянную экспозицию, которая посвящена Дягилеву и «Русским сезонам», стать участниками арт-вечеров, мастер-классов и чайной церемонии. Верю, что все получится и этот год станет судьбоносным для моего потрясающего проекта!
Вы уже довольно давно проводите свои вечера, включая и те, которые посвящены Сергею Дягилеву. Какой у них отклик?
Лучший отклик для меня — тот факт, что в конце вечера, когда уже прошли три часа и мероприятие закончилось, гости не расходятся. Они ждут продолжения истории, задают вопросы и просят рассказать что-нибудь еще. Это очень приятно! Приятно, что есть интерес от известных людей, в том числе от тех, кто имеет непосредственное отношение к искусству: это артисты Большого и Мариинского театров, публицисты, писатели, издатели, эксперты, коллекционеры. И даже спустя время многие гости приходят на арт-вечера по другим темам, приглашают своих друзей и близких.
Арт-вечера — это моя исповедь. На них я максимально открыта, естественна и честна. Гости это чувствуют и проникаются атмосферой.
У вас также есть коллекция винтажной посуды и других предметов сервировки, которые в конце вечера участвуют в чаепитии. Есть среди чайных пар и та, которая принадлежала самому Сергею Павловичу. Не боитесь, что что-нибудь из коллекции может пострадать?
Пылиться на полке и быть предметом восхищения лишь издалека? Нет, это не о моем формате. Да, каждая чашка уникальна: здесь есть фарфор фабрики Храпунова, редкие экземпляры фабрики Матвея Кузнецова, лиможский фарфор. Чего только стоит чайная пара со вставкой для усов или специальная чашка для левшей, кобальтовые чайные пары, выполненные в редкой технике цировки, или чашка, в одну из граней которой вставлена ценная камея. Я считаю, что эти чайные пары должны оживать в руках гостей! И гости завороженно ждут, из каких же чашек они будут пить копченный на дровах чай и кому же достанется чашка Дягилева из сервиза его семейного дома в Перми. Не хочется лишать гостей этого удовольствия.
Какие у вас планы на будущее? Есть новые задумки в рамках проекта?
Да! Есть еще одна идея для нового арт-вечера. И он будет, скорее всего, самым масштабным из всех! Его тема — Николай II и Александра Федоровна, император и императрица. Сейчас я составляю список того, что буду приобретать в этом году для новой коллекции. По вечерам зачитываюсь собранием их писем друг другу. Это позволяет мне расширить интерес своих поисков. По сохранившимся с коронации фотографиям мои мастерицы воссоздадут парадный костюм Николая II и бальное платье Александры Федоровны, которые будут представлены на вечерах. Также со дня коронации императора сохранилось множество артефактов, и гости моих вечеров смогут увидеть экземпляры подарков, которые вручались на этом торжестве приглашенным, — коронационный стакан, антикварный платок.
Верю, что все осуществится и нас ждут новые интересные встречи, знакомства с гостями, приглашения в камерные проекты и даже поездки в другие города, помимо Москвы и Санкт-Петербурга.
Текст: Светлана Некрасова
Фото: Арсен Галстян
Продюсирование съемки: Роман Рык
Стиль и образ: SIVORENT
MUAH: Екатерина Герасимова
18+
Комментарии (0)