Один из ближайших арт-вечеров — «Русские сезоны навсегда. Сергей Дягилев вечен» — пройдет 17 декабря в «Гостиной Григория Распутина». Поговорили с Наталией, чтобы узнать подробности.
Что такое для вас открытка? Какие послания через десятилетия и даже века она несет нам сегодняшним — в мир, где эпистолярный жанр уже почти заменили голосовые сообщения?
Еще в детстве я обожала рассматривать старые открытки. Меня привлекали сказочные сюжеты, яркие иллюстрации, необычный формат и оформление. Я и сама полюбила подписывать и отправлять милые послания своим близким.
Я росла, менялись мои увлечения, но интерес к открыткам не угасал. Однажды, увидев специализированный сайт с цветной бумагой, декором, дизайнерскими элементами и другими материалами для скрапбукинга, решила попробовать сделать свой вариант поздравительной открытки. И у меня получилось! Постепенно родилась собственная техника, свой стиль, а вместе с ним — проект My Happy Cards. Сейчас открытка в моем исполнении — это кадр из жизни одного человека, его персональная карта желаний, в которой прописаны его сегодняшние и будущие цели и мечты. Чувства, вложенные в открытку, подписанную от руки, не заменит ни одна инновационная технология. В каждой открытке — жизнь! Так просто и так ценно.
А как вы стали коллекционером открыток?
О, это было еще до My Happy Cards. Тринадцать лет назад мне в руки попало открытое письмо. Именно так называли открытки в дореволюционной России. Это была почтовая карточка из новогодней серии известной в то время художницы Елизаветы Бём. Меня тронул идиллический сюжет: дети пытаются испечь пирог, а под ногами у них крутятся и мешают кошка с собакой. Так я начала собирать ее открытки. Со временем интерес расширился: я искала редкие образцы, а особенную ценность стали представлять подписанные, а не чистые карточки. В итоге я собрала полную коллекцию открыток Елизаветы Бём, Льва Бакста с иллюстрациями к балетам «Русских сезонов», с декоративными и выразительными орнаментами Константина Сомова, всю серию сказочных открытых писем Сергея Соломко. Это уникальные произведения.
Познакомившись позже с коллекционерами, я с радостью приняла их приглашение вступить в Союз филокартистов.
Следующим шагом стали необычные арт-вечера. Как появилась идея?
Это случилось во время поездки в Петербург. Тогда, осенью 2022 года, мне представилась уникальная возможность одной из первых посетить открывшуюся «Гостиную Григория Распутина» в его квартире на Гороховой улице. В разговоре с хранителем этой исторической комнаты Павлом Диковым поделилась рассказом о своей коллекции уникальных писем, а Павел предложил привезти ее в Петербург, чтобы показать гостям музея.
Я с энтузиазмом отнеслась к идее, но мне хотелось создать свой уникальный и неповторимый формат встречи. Я поняла, что пришло время воплотить свою давнюю мечту: соединить лекцию с демонстрацией моей коллекции открытых писем, мастер-класс по созданию уникальной открытки и чайную церемонию в стиле дореволюционной России.
В каких пространствах проходят эти вечера в Москве и Петербурге?
В Петербурге нас любят и принимают в «Гостиной Григория Распутина». Это по-настоящему магическое место. Неудивительно, что фотографии с мероприятий там всегда получаются атмосферные и запоминающиеся.
Мне интересно проводить арт-вечера в исторических локациях, которые придают событиям особую торжественность и переносят в атмосферу прошлого. В Москве это фамильный особняк Феликса Евгеньевича Вишневского, арт-пространство «Другое дело» в усадьбе Голицыных, памятник архитектуры дом Лорис-Меликова, Палаты Хамовной слободы.
Ближайший арт-вечер посвящен Дягилеву и «Русским сезонам». Город балетоманов вас радостно приветствует.
Арт-вечер, посвященный балету, не просто лекция и мастер-класс. Это полное погружение в закулисье труппы «Русских сезонов», отношения Дягилева с его вдохновителями, сотрудничество с известными фигурами из мира искусства, моды, литературы.
Гости арт-вечера в прямом смысле слова смогут прикоснуться к истории. Я представляю на лекции личные вещи Сергея Павловича Дягилева, любовные письма, редкие издания книг, оригинальные литографии Серова, Васнецова, Бакста, Бенуа. Гости могут полистать подшивки театральных журналов Comedia и Femina — им более 120 лет, а сохранность просто поражает.
Покажу первый номер журнала «Мир искусства» 1899 года, который редактировал Дягилев. Сам Николай II восхищался этим изданием. В 1975 году на аукционе Sotheby's он был продан за 54 000 фунтов стерлингов. У гостей моего вечера будет возможность внимательно его рассмотреть.
А еще они смогут полюбоваться расписанным биноклем (такие предоставлялись зрителям театра «Шатле») и пуантами балерины кордебалета «Русских сезонов».
Как вы нашли, где приобрели эти замечательные вещи?
Удивительно, но большинство экспонатов нашли меня сами, ведь чаще всего они нуждались в защите, пребывая в руках людей, далеких от мира искусства или просто не знающих об их ценности.
Вот один из сюжетов. Я в Венеции, которую очень люблю. Это мой город для вдохновения и мое место силы. Одним теплым июньским днем, зайдя в магазинчик Aсqua Alta, что в переводе означает «высокая вода», вижу на столике рядом со входом, где лежат брошюры и рекламки, открытку с изображением императрицы Александры Федоровны — к слову, она была большая поклонница Дягилева и балета.
Редчайшая открытка, отпечатанная в количестве не более 100 экземпляров, давно была в моем вишлисте, но я понимала, что найти ее нереально. И вот она передо мной. Интересуюсь у продавца, могу ли я купить ее. Она бросает только взгляд, отвечает: «Да, конечно! Это обойдется вам 10 евро». Я беру ее в руки, и сердце замирает.
По почтовым печатям и маркам видно, сколько стран и континентов она пересекла, прежде чем оказалась в магазинчике, где книги сложены стопками в ваннах и гондолах, чтобы не пострадали во время наводнения. Эта букинистическая лавка знаменита, сюда заходят тысячи книголюбов и туристов, но никто не заметил драгоценность — открытое письмо ждало меня.
Какие еще арт-вечера вы проводите, кроме посвященного Дягилеву?
«Открытые письма. Загадки прошлого» — это первый арт-вечер из всех, с которого все началось. Он посвящен старинным дореволюционным открыткам из моей коллекции.
Этот вечер о чувствах. Мы рассматриваем почтовые карточки разных жанров: юмористические, которые действительно заставляют искренне смеяться, первые рекламные, открытки для детей. А особенно всем нравится романтическая серия.
Вместе с гостями зачитываемся посланиями с признанием в любви, печальными словами расставания. И всех трогает открытка 1907 года, которую какая-то девушка отправила своей сестре, начав словами: «Провожай меня в новую жизнь. Завтра я выхожу замуж...» В письме столько волнения, переживаний, ожиданий, надежд.
Незамужние гостьи воспринимают эту открытку как оберег, заряженный на счастливую встречу, и всегда подолгу держат ее в руках.
«Открытые письма. Новый Год и Рождество в Царской России» — вечер, на котором я показываю не только новогодние поздравления в открытках, но и первые елочные игрушки, дрезденский картонаж, винтажные подарки и каталоги к ним.
Из царского времени сохранилось не так много новогоднего декора, но я постаралась найти, собрать самые редкие и ценные экземпляры.
Скажите несколько слов о мастер-классах — второй части вечера.
Каждый арт-вечер посвящен своей тематике. И каждый мастер-класс — это шанс самим гостям стать творцами и создать собственную неповторимую открытку. На встрече «Русские сезоны навсегда. Сергей Дягилев вечен» открытка посвящена балету, в ней каждая деталь и декор отражает это тонкое искусство.
Главный герой новогоднего мастер-класса —Дед Мороз и его образ из старинных открыток.
На вечерах «Открытые письма. Загадки прошлого» мы творим ретрооткрытку.
Вечера заканчиваются чаепитием в стиле дореволюционной России, которые сервируется винтажной посудой из вашей коллекции.
Каждая чайная пара неповторима! Это дореволюционные и редкие чашки, выпущенные «Товариществом М.С. Кузнецова», интересные экземпляры фабрики Храпунова-Новаго и, конечно, знаменитый лиможский фарфор.
Одна из чайных пар происходит из любимого дома Сергея Павловича в Перми, где он жил с родителями и младшими братьями.
Представьте, кому-то из гостей на чаепитии достанется именно она. И это будет интрига. Я предложу угадать, у кого же она в руках.
Мы сервируем стол старинным столовым серебром, розетками для варенья, специально подобранным и сшитым текстилем ручной работы. Зажигаем свечи в подсвечниках. Угощение: домашний хлеб и пастила, горячие калачи и свежайшее масло, несколько видов варенья, одно из которых — крыжовенное — считалось царским. И, конечно, на столе будет несколько необычных видов чая. Особенно хочется, чтобы гости продегустировали чай, копченный на березовых дровах.
Для меня важна каждая деталь, каждый аспект вечера. Поэтому даже самые, казалось бы, мелкие вопросы заслуживают особого внимания.
Это тот вечер, на который я бы мечтала сама быть приглашенным гостем!
Арт-лекция и мастер-класс «Русские сезоны навсегда. Сергей Дягилев вечен».
26 ноября, Москва. Площадка «Другое дело» в усадьбе Голицыных. Старая Басманная, 15а, стр. 4
17 декабря, Санкт-Петербург. «Гостиная Григория Распутина», ул. Гороховая, 64
18 февраля, Москва. Палаты Хамовного двора, ул. Льва Толстого, 10
Арт-лекция и мастер-класс «Новый год и Рождество в дореволюционной России. Поздравления в открытых письмах».
16 декабря, Санкт-Петербург. «Гостиная Григория Распутина», ул. Гороховая, 64
23 декабря, Москва. Усадьба Вишневских, Щетининский переулок, 10, стр. 2
6+
Комментарии (0)