Межмузейный проект, построенный как своеобразный диалог двух мастеров, представляет творчество одного из наиболее самобытных живописцев ХХ века и выдающегося скульптора. В экспозицию вошли более 150 предметов из собраний 12 музеев и научных институций, увидеть которых в последние дни работы выставки можно до 21:00.
Как рассказали «Собака.ru» в Музее Академии художеств, выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя» призвана подчеркнуть сходство направлений творческих поисков двух мастеров, прослеживающееся даже в произведениях столь разных видов искусства, как живопись и скульптура. «Фешин в своем творчестве обращается к разным стилям и направлениям, но эти увлечения не разрушают целостность его живописной системы, а наоборот, делают его ярким представителем искусства XX века. Эрьзя также активно ищет мотивы, материалы, однако его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из кебрачо и альгарробо — прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева», — говорят о мастерах в МАХ.
Живописец Николай Фешин известен прежде всего как мастер портретного жанра — передаче психологизма он научился в Академии художеств у Ильи Репина. Его портреты всегда правдивы, но художник считал, что гораздо важнее отразить не внешнее сходство, а характер модели. В числе многочисленных портретов кисти мастера, на выставке экспонируется одна из самых известных его работ — «Портрет Вари Адоратской», который стал знаковым детским образом отечественного искусства.
Скульптуре Степан Эрьзя учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — у Сергея Волнухина и Павла Трубецкого. С 1906 по 1914 год скульптор жил и работал в Италии и Франции, участвовал в международных выставках в Венеции и Милане, а также выставке «Осенний салон» в Париже. В этот период своего творчества мастер стоял на пути революционного обновления искусства скульптуры, опираясь на достижения мирового искусства и народное творчество эрзянского народа.
На выставке можно увидеть автопортрет Степана Эрьзи, выполненный им в 1947 году из дерева кебрачо. На момент создания этого произведения скульптору было уже 70 лет, хотя изображает он себя молодым и в самом расцвете сил. «С помощью непростого в работе материала — коры и древесины нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке (кебрачо) — Эрьзя создал своеобразный портрет-исповедь, раскрывающий перед зрителем внутренний мир художника», — отмечают в Музее Академии художеств.
О творчестве Николая Фешина и Степана Эрьзя:
Главная тема искусства Фешина и Эрьзи — человек. Человек был им интересен в самых различных проявлениях. И эта направленность мысли мастеров ярчайшим образом отражена в экспозиции с помощью представленных на ней исторических произведений, жанровых композиции, портретов, ню. Трактовка образа всегда отличается глубиной, эмоциональностью, внешней и внутренней динамикой. Оба мастера любили монументальный характер формы, ясно читаемый даже в небольших по размеру произведениях. Однако при этом их никогда не покидала искренность и поэтическое начало. Деревенское и городское, национальное и всеобщее — две эти составляющие образного мира Фешина и Эрьзи стали основой их деятельности. Вообще, интерес к национальной культуре и человеку как ее носителю (марийцы, русские, индейцы, аргентинцы) сущностно важен для этих художников. Он знаменует возможность не раствориться в условно-приблизительных категориях человеческого существования. Взгляд на человечество через конкретную личность — это более глубокий и честный подход к экзистенциальной проблематике, особенно значимой для искусства XX столетия.
Выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя» открыта с 18 ноября 2023 года по 3 марта 2024-го в парадных залах Музея Академии художеств на Университетской набережной, 17. 1, 2, 3 марта время ее работы будет продлено до 21:00.
12+
Комментарии (0)