18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Скульптуры Мухиной и Аникушина, рисунки Шагала и иконы: лучшие выставки октября в Петербурге

Сразу несколько экспозиций икон, работы учеников Павла Филонова, скульптуры ХХ века (Мухина! Аникушин! Неизвестный!), графика Шагала, нидерландской школы, Кипренского и братьев Брюлловых, а также ярмарка современного искусства и фотопроекты Мамышева-Монро и Кулика — рассказываем о главных выставках второго месяца осени в музеях, галереях и кластерах города.

Складень «Богоматерь Казанская. Св. Николай чудотворец. Царица Александра»
Музей Фаберже

Складень «Богоматерь Казанская. Св. Николай чудотворец. Царица Александра»

«Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах», Музей Фаберже (6+)

До конца года в Музее Фаберже будет идти выставка, посвященная русским иконам в драгоценных окладах XVIII — начала XX века. Это как часть собственной коллекции, так и собрания семьи Карисаловых. Ювелирные обрамления для икон создавали в мастерских не только Карла Фаберже, но и Павла Овчинникова, Антипа Кузьмичева, Федора Рюкерта и многих других. Среди 300 представленных икон, например, складень «Богоматерь Казанская, Святой Николай Чудотворец, царица Александра». Он был подарен императрице Александре Федоровне в честь ее бракосочетания с императором Николаем II.

Подробнее здесь.

С 4 октября по 31 декабря

Музей истории религии

«Лики Богоматери», Музей истории религии (6+)

Компаративистская выставка-исследование сравнивает образы Божьей Матери в христианстве православном и католическом, показывая их эволюцию. До конца XIII века каноны были едины, но в XIV веке в западном религиозном искусстве появилось стремление к изображению земной красоты, трехмерного пространства и выражению в том числе индивидуальной манеры в живописи.

Среди самых интересных экспонатов — акварель фрагмента римских катакомб «Поклонение волхвов» Реймана, двусторонняя икона XVI века «Знамение», деревянная скульптура «Мадонна с Младенцем», а также полотно «Святое Семейство в гирлянде цветов» Яна Питера Брейгеля.

Подробнее здесь

С 5 октября по 12 декабря

Юрий Хржановский, "Сибирские партизаны". 1927.
Государственный Русский музей

Юрий Хржановский, "Сибирские партизаны". 1927.

«Школа Филонова», Русский музей (18+)

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал всего 16 лет — с лета 1925-го и до смерти самого Павла Николаевича в декабре 1941-го. Но образование там было более чем насыщенным: ученикам Филонова даже запрещалось участвовать в других арт-объединениях и их выставках.

В Мраморном дворце Русского музея работы «филоновцев» показывают максимально представительно. Это, например, панно «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской. А еще — созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора» 1927 года эскизы костюмов и композиция задника и иллюстрации к первому изданию на русском языке карело-финского эпоса «Калевала» (1932).

Подробнее здесь

С 6 октября по 29 января 2024-го

Центр им. Курехина

«Цифровая механика», Центр им. Курехина (18+)

Второй фестиваль медиаискусства Центра имени Курехина посвящен цифровизации во всех возможных видах и формах. Больше месяцы тут будет не только показывать работы Вильгения Мельникова и Кирилла Рейва, Катарины Кано, Дарьи Григорьевой, Полины Чернышевой, Александра Малышкина, Надежды Бей, Алины Такмеловой, Миши Моста и группы Keeping Zeitgeist gallery, но и рассказывать, в каких направлениях (и почему) развивается современный диджитал-арт.

Подробнее здесь

С 7 октября по 12 ноября

Александр Фальгьер, "Диана". Бронза; искусственная патина коричневого цвета. На краю левого плеча подпись: A Falguière
Государственный Эрмитаж

Александр Фальгьер, "Диана". Бронза; искусственная патина коричневого цвета. На краю левого плеча подпись: A Falguière 

«“Умелых рук искусная работа…”. Французская художественная бронза XIX века в собрании Эрмитажа», Эрмитаж (6+)

Небольшую, но изящную экспозицию из 50 бронзовых статуэток, медальонов, портретных бюстов и скульптурных групп в Эрмитаже посвятили Нине Константиновне Косаревой, долгие годы изучавшей и хранившей в музее французское пластическое искусство. Работы по моделям Пьера-Жана Давида д‘Анже, Джеймса Прадье, Антуана-Луи Бари, Пьера-Жюля Мена, Александра Фальгьера, Антонена Мерсье и, конечно, Огюста Родена в XIX столетии были неотъемлемым атрибутом роскошных интерьеров. Многие предметы экспонируются впервые.

Подробнее здесь

С 11 октября по 28 января 2024-го

Музей Академии художеств

Выставка работ преподавателей Академии художеств им. Репина, Музей Академии художеств (6+)

Выставлять работы не только выпускников Академии художеств, но и ее преподавателей — давняя традиция. В 1897 году впервые устроить такую экспозицию предложил Архип Куинджи. С тех пор они проходят регулярно и с успехом у широкого зрителя: картины, в основном, выдержаны в духе реализма. Той традиции, которой и обучают в Академии. Всего покажут около 150 работ.

Подробнее здесь

С 11 по 22 октября

Фрих-Хар Исидор Григорьевич. Панно "Праздник". Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
"Манеж"

Фрих-Хар Исидор Григорьевич. Панно "Праздник". Екатеринбургский музей изобразительных искусств. 

«Сопряжение форм. Русская скульптура. XХ век», «Манеж» (12+)

Два года назад в «Манеже» уже показывали скульптуры XVIII–XX столетий. Новая выставка — ее наследница по прямой, но сосредотачивается лишь на работах, созданных в минувшем веке. Это более 300 произведений, в том числе авторства Веры Мухиной, Михаила Аникушина, Эрнста Неизвестного и Степана Эрьзи. Они разбиты по темам, что превращает экспозицию в скрупулезное исследование, а в пандан к скульптуре идут видеоработы — документальные хроники. Проект создавался «Манежем» совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем.

Подробнее здесь

С 12 октября по 3 декабря

Карл Брюллов, "Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой на балконе". 1833-1835-е годы.
Государственный Русский музей

Карл Брюллов, "Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой на балконе". 1833-1835-е годы. 

«От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века», Русский музей (16+)

В Михайловском замке собрали лучшие рисунки и акварели первой половины XIX века из собственной коллекции Русского музея. Это эскизы и штудии Алексея Егорова, Ореста Кипренского, Александра Орловского, братьев Александра и Карла Брюлловых, Александра Иванова, Павла Федотова и многих других художников. Также разнообразны и жанры работ: от пейзажей и бытовых зарисовок до батальных сцен.

Подробнее здесь

С 12 октября по 12 февраля 2024-го

«Третье место»

Third Place Art Fair, «Третье место» (16+)

Выставку-ярмарку современного искусства под собственным брендом культурный кластер «Третье место» проводит уже во второй раз. Тема в этом году заявлена как equilibrium — поиск внутренних точек равновесия в условиях внешней турбулентности. Среди участников — галереи 11.12, MaxArt, Triptych, Beriozka gallery, «Небеса», Inside gallery, «Роза Азора», Par Nik, «Стрит-арт хранение», 10.203 и многие другие институции. И, конечно, понравившиеся работы можно будет приобрести.

Подробнее здесь

С 13 по 15 октября

Павел Кузнецов, "Стрижка овец". 1912.
Государственный Русский музей

Павел Кузнецов, "Стрижка овец". 1912.

«Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 — 1968)», Русский музей (6+)

У ученика Валентина Серова и Константина Коровина была удивительная, но вместе с тем и очень типичная судьба для живописца, заставшего и Российскую империю, и Советский союз. Павел Кузнецов родился в семье иконописца и в том числе сам в 1902 году вместе с Кузьмой Петровым-Водкиным и Петром Уткиным расписывал церковь Казанской Божьей Матери в Саратове. Также он участвовал в работе «Мира искусства», ездил по приглашению Сергея Дягилева в Париж, входил в объединение «Голубая роза». А в советское время создавал работы на темы колхозного и индустриального строительства. Пожалуй, наиболее известны картины Кузнецова 1910-х — живопись, написанная им в путешествиях по Заволжью и Туркестану.

Подробнее здесь.

С 13 октября по 29 января 2024-го

Фрагмент инсталляции «Дар забвения или Формула пустого мира», 2019. Предоставлено ЦТИ Фабрика
Предоставлено ЦТИ Фабрика, Anna Nova

Фрагмент инсталляции «Дар забвения или Формула пустого мира», 2019. Предоставлено ЦТИ Фабрика

 

«жить забыть жить забыть», Anna Nova (18+)

Персональная выставка Андрея Кузькина призывает зрителя к соучастию еще на этапе названия — только от него зависит, как мысленно расставить в фразе пунктуационные знаки и какие буквы сделать прописными. Этот принцип выдерживается и далее. Так, на первом этаже галереи располагается проект «Я еще жив. Я еще жива» — любой желающий может стать частью перфоманса, написав на листах А4 эту фразу рядом со своим именем и датой. После этого их повесят на стену. На втором этаже разместилась инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира», в которой Кузькин рассуждает о краткосрочности исторической памяти в части коллективных травм.

Подробнее здесь

С 14 октября по 10 декабря

Марк Шагал. Деревня ночью. Из "За зеркалом". Литография. Изд. Maeght, 1950.
Bashmakov Gallery

Марк Шагал. Деревня ночью. Из "За зеркалом". Литография. Изд. Maeght, 1950.

«Под единым небом», Bashmakov Gallery (6+)

В июне Bashmakov Gallery отпраздновала открытие в кластере на «Ленполиграфмаше» выставкой работ Дали. Второй проект в галерее не менее впечатляющий — оригиналы графики Марка Шагала. Это, например, гравюры к изданию «Мертвых душ» Гоголя. Все экспонаты находятся в коллекции Павла Башмакова, племянника легендарного Марка Башмакова, чье собрание стало основой Кабинета книжной графики в Эрмитаже.

Подробнее здесь

С 14 октября по 18 февраля 2024-го

Икона «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода, со святителем Александром Цареградским и преподобномученицей Евдокией». Выг. 1770–1780-е.
Государственный Эрмитаж

Икона «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода, со святителем Александром Цареградским и преподобномученицей Евдокией». Выг. 1770–1780-е.

«Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа», Эрмитаж (6+)

После раскола Русской православной церкви в середине XVII века староверы пустились в бега на окраины страны. Многие селились на побережье Белого моря и в близлежащих районах. Например, в глухих лесах по течению реки Выг (территория современной Карелии). Там и возникла влиятельная Выговская пустынь. Ядро эрмитажной экспозиции — 60 икон, созданных ее мастерами, в том числе трехфигурный Деисус 1730-х и образ Богоматери Тихвинской первой четверти XVIII века. Кроме того, покажут рукописи, рисованный лубок, меднолитые предметы и резьбу по дереву.

Подробнее здесь.

С 18 октября по 31 марта 2024-го

DAIRAFEST

«Исчезнет или превратится», «Брусницын» (0+)

Выставка в культурном пространстве — часть международного фестиваля искусств Востока DAIRAFEST, который проходит уже в седьмой раз. Это мультимедийный проект в жанре этнографического эпоса — исследование памяти и традиций в Азербайджане, Узбекистане, Турции, а также регионах России: Татарстане и Дагестане.

Подробнее здесь

С 19 октября по 10 декабря

Эрарта

«Йонас Лериш. Трансгуманизм», Эрарта (18+)

Бельгийский фотохудожник Йонас Лериш исследует (с дотошностью Виктора Пелевина, но без его пессимизма!) взаимопроникновение и оппозицию природного и технологического. Его холстами становятся человеческие тела, а красками — естественные сажа, уголь, почва и вода.

Подробнее здесь

С 20 октября по 18 февраля

«Два идущих крестьянина». Круг Питера Брейгеля Старшего. Около 1565.
Государственный Эрмитаж

«Два идущих крестьянина». Круг Питера Брейгеля Старшего. Около 1565.

«Рисунки старонидерландской школы», Эрмитаж (6+)

В собрании Эрмитажа более 600 гравюр и рисунков, которые из-за хрупкости экспонировались не так часто. Поэтому этим летом в Зимнем дворце заработала галерея графики — выставочное пространство, где лучшие образцы сменяют друг на друга. Здесь уже показывали шедевры Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других. На очереди — рисунки старонидерландской школы. Это 72 листа, в том числе работы Петруса Кристуса, Яна Госсарта, Мартена ван Хемскерка, Питера Кука ван Альста, Корнелиса Массейса, Гиллиса Мостарта, Ханса Бола. Многие из них никогда прежде не выставлялись.

Подробнее здесь

С 21 октября по 28 января 2024-го

Керим Рагимов. Портрет №39. Из серии "Человеческий проект". 2009.
Новый музей Аслана Чехоева

Керим Рагимов. Портрет №39. Из серии "Человеческий проект". 2009. 

«Современное российское искусство: 1990 — 2023», Новый музей Аслана Чехоева (18+)

Новый музей показывает экспозицию, собранную из собственной коллекции. А она впечатляет! Здесь можно увидеть вместе работы чуть ли не всех важных художников последних 30 лет. В ней работы Дмитрия Пригова, Керима Рагимова, Григория Майофиса и Виталия Пушницкого, фотопроекты Владислава Мамышева-Монро, Рауфа Мамедова и Олега Кулика. А еще — неоакадемистов Тимура Новикова и Георгия Гурьянова.

Подробнее здесь

Уже идет

Дом Радио

«И просто, и тёмно», Дом Радио (18+)

Названный по строке из стихотворения Марины Цветаевой проект создали Дом Радио и MYTH Gallery. Это выставка Вадима Михайлова и Ульяны Подкорытовой. Мрачные образы Михайлова заняли светлое пространство на седьмом этаже, а вдохновленные сказками и фольклором объекты Подкорытовой на контрасте поместили в подвальный бар. Посетить обе экспозиции можно на медиации-прогулки между мирами двух художников.

Подробнее здесь

До 5 ноября

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)