18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Поделиться:

В «Манеже» завершается выставка «Сопряжение форм» — о скульптуре XX века

Она продолжает исследование развития отечественной скульптуры, начавшееся в 2021 году проектом «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», и фокусирует внимание исключительно на ХХ веке — как «наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде». 

Фрих-Хар Исидор Григорьевич. Панно "Праздник". Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Фрих-Хар Исидор Григорьевич. Панно "Праздник". Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Как рассказали «Собака.ru» в «Манеже», концепция выставки «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» под кураторством Елизаветы Павлычевой объединяет два культурных пласта ХХ столетия — скульптуру и кино/видеосъемку — в историческом и кинетическом контексте. Хроника прошлого века в скульптуре и скульптура в документальной хронике — основной лейтмотив проекта. В экспозицию вошли 300 скульптурных произведений из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний. В числе авторов работ — Михаил Аникушин, Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Степан Эрьзи. Также здесь представлены произведения скульпторов, которые в силу различных обстоятельств оказались в тени и были оценены лишь с течением времени.

Шварц Дмитрий Петрович (1899–1961). Портрет Владимира Татлина. 1950-е.Тульское музейное объединение
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Шварц Дмитрий Петрович (1899–1961). Портрет Владимира Татлина. 1950-е.Тульское музейное объединение

Сандомирская Б.Ю. Авиатор Наум Соболь. 1933 год. Собрание Владимира Левшенкова
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Сандомирская Б.Ю. Авиатор Наум Соболь. 1933 год. Собрание Владимира Левшенкова

Пленкин Б.А. Скульптура "Доменщики Череповца". 1988 год. Череповецкое музейное объединение
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Пленкин Б.А. Скульптура "Доменщики Череповца". 1988 год. Череповецкое музейное объединение

Экспозиция выстроена по тематико-хронологическому принципу — с аллюзиями на кинематограф. Среди разделов «Сценарный план», посвященный главным социально-исторические вехам ХХ века, «Действующие лица», представляющий бюсты выдающихся деятелей ХХ столетия, «В главных ролях» с моделями осуществленных и неосуществленных памятников, «Монтаж и цветокоррекция» о цветной и абстрактной скульптуре, а также раздел «18+», демонстрирующий обнаженную натуру. Завершающая часть экспозиции — «Широкий формат»: она раскрывает тему труда в скульптуре и позволяет оказаться в «Мастерской скульптора», где представлена документальная хроника создания знаковых скульптур ХХ века.

Берлин Леонид Львович. "Скульптурная композиция с керамическими головами". 1990-е. Музей «Новый Иерусалим»
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Берлин Леонид Львович. "Скульптурная композиция с керамическими головами". 1990-е. Музей «Новый Иерусалим»

Марина Стекольникова

Сокуратор выставки (Государственный Русский музей):

Двадцатый век с его научно-технической и культурной революцией подарил такому в целом консервативному виду изобразительного искусства, как скульптура, тематическое и пластическое разнообразие (в основном за счет бытовых и социально-политических мотивов, как в реалистических, так и абстрактных формах), расширение жанровых рамок (происходит взаимопроникновение портрета, жанровых композиций и пейзажа), изменил целеполагание при создании станковой скульптуры (появляются «отчетные» произведения, выполненные специально для выставок, многие заказные работы окрашиваются «общественной значимостью»), привлёк внимание и возвеличил предмет как таковой (с одной стороны, произошло превращение бытовых предметов — мебели, продуктов, разного рода технических деталей — в скульптуру, с другой — скульптура обрела несвойственные ей практические функции), обусловил обогащение скульптуры за счет дизайнерских приемов). Все это многообразие форм и стилей отражено в концепции выставочного проекта.

Выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» открыта с 12 октября по 3 декабря 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж».

12+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)