Она продолжает исследование развития отечественной скульптуры, начавшееся в 2021 году проектом «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», и фокусирует внимание исключительно на ХХ веке — как «наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде».
Как рассказали «Собака.ru» в «Манеже», концепция выставки «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» под кураторством Елизаветы Павлычевой объединяет два культурных пласта ХХ столетия — скульптуру и кино/видеосъемку — в историческом и кинетическом контексте. Хроника прошлого века в скульптуре и скульптура в документальной хронике — основной лейтмотив проекта. В экспозицию вошли 300 скульптурных произведений из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний. В числе авторов работ — Михаил Аникушин, Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Степан Эрьзи. Также здесь представлены произведения скульпторов, которые в силу различных обстоятельств оказались в тени и были оценены лишь с течением времени.
Экспозиция выстроена по тематико-хронологическому принципу — с аллюзиями на кинематограф. Среди разделов «Сценарный план», посвященный главным социально-исторические вехам ХХ века, «Действующие лица», представляющий бюсты выдающихся деятелей ХХ столетия, «В главных ролях» с моделями осуществленных и неосуществленных памятников, «Монтаж и цветокоррекция» о цветной и абстрактной скульптуре, а также раздел «18+», демонстрирующий обнаженную натуру. Завершающая часть экспозиции — «Широкий формат»: она раскрывает тему труда в скульптуре и позволяет оказаться в «Мастерской скульптора», где представлена документальная хроника создания знаковых скульптур ХХ века.
Сокуратор выставки (Государственный Русский музей):
Двадцатый век с его научно-технической и культурной революцией подарил такому в целом консервативному виду изобразительного искусства, как скульптура, тематическое и пластическое разнообразие (в основном за счет бытовых и социально-политических мотивов, как в реалистических, так и абстрактных формах), расширение жанровых рамок (происходит взаимопроникновение портрета, жанровых композиций и пейзажа), изменил целеполагание при создании станковой скульптуры (появляются «отчетные» произведения, выполненные специально для выставок, многие заказные работы окрашиваются «общественной значимостью»), привлёк внимание и возвеличил предмет как таковой (с одной стороны, произошло превращение бытовых предметов — мебели, продуктов, разного рода технических деталей — в скульптуру, с другой — скульптура обрела несвойственные ей практические функции), обусловил обогащение скульптуры за счет дизайнерских приемов). Все это многообразие форм и стилей отражено в концепции выставочного проекта.
Выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» открыта с 12 октября по 3 декабря 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж».
12+
Комментарии (0)