18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Лучшие выставки, которые можно (и нужно!) увидеть в Петербурге на каникулах

Фарфор Малевича, кураторский проект Аркадия Ипполитова и Натальи Метелицы про Венецию Казановы и Петербург Дягилева, гардероб Петра I, редко экспонируемая графика XVIII века, а также масштабный оммаж Алексею Балабанову — рассказываем про главные выставки, которые можно (и нужно!) увидеть на новогодних праздниках.

Пейзаж Василий Васильевич Кандинский 1913 г.
предоставлено Эрмитажем

Пейзаж Василий Васильевич Кандинский 1913 г.

«Русский авангард. Искусство для нового мира», Эрмитаж (6+)

Блокбастер летнего сезона — коллекцию Сергея Щукина — в Манеже Малого Эрмитажа сменил новый хедлайнер: обширная выставка русского авангарда. Тут собрали чуть ли не всех его апологетов (и точно тех, кто знаком самой широкой публике): от Казимира Малевича и Василия Кандинского до Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Родченко. При этом речь не только о самых хрестоматийных работах и одной лишь живописи (хотя «Черный квадрат», конечно, есть и в компании двух версий «Супрематизма», «Женского торса» и «Крестьянина в поле»). На выставке также покажут проекты росписей агитационного фарфора для Государственного фарфорового завода (тогдашнее название «ИФЗ»). Это работы Ивана Алексеева, Натана Альтмана, Вениамина Белкина, Льва Бруни, Ивана Пуни, Иосифа Школьника, Анны Лепорской и многих других. А еще — образцы тканей, посвященные новому миру и тому, как «жить стало лучше, жить стало веселее» (шерстянка «Индустрия», ситец «Электрификация», фланель «Тракторы»), и реконструкции костюмов по проектам Родченко и Степановой.

Подробнее здесь

До 26 марта, Манеж Малого Эрмитажа

предоставил Театральный музей

«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева», Театральный музей (12+)

Команда «Дягилев P.S.» никогда не ограничивалась показом лишь балетного и музыкального искусства. Важная часть фестиваля каждого года — старт в рамках него выставок, которые и сами по себя вполне блокбастер. В 2022-м это экспозиция, посвященная созданному в Серебряном веке мифу о Венеции. Карнавальные версии бытования Пьеро, Арлекин и Коломбин (и их авторов) скрупулезно собрали в единый проект кураторы Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица. Тут показывают работы Луки Карлевариса и Пьетро Лонги, портрет Мейерхольда кисти Бориса Григорьева, «Ужин» Бакста, картины Судейкина, Сапунова, Сомова и многих других.

Подробнее здесь

До 16 апреля, Шереметевский дворец

Ерменев И.А. Поющие слепцы-нищие. Середина 1760-х. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть.
предоставлено Русским музеем

Ерменев И.А. Поющие слепцы-нищие. Середина 1760-х. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть.

«Рисунки и акварели. XVIII век», Русский музей (6+)

Графику XVIII века из-за ее хрупкости экспонируют редко. Выставка в Михайловском замке — шанс увидеть натурные штудии, наброски и этюды к живописным полотнам Антона Лосенко и Петра Соколова, эскизы будущих барельефов Михаила Козловского, серию типажей нищих-слепцов Ивана Ерменева, а также видовые акварели Семена Щедрина и Михаила Иванова. Кроме того, тут показывают и работы иностранных мастеров – Жана-Батиста Лепренса, Франческо Фонтенбассо, Пьетро Гонзаги, Джакомо Кваренги, Тома де Томона и Иоганна-Фридриха Антинга: дружеские шаржи, эскизы театральных декораций и многое другое.

Подробнее здесь

До 27 марта, Михайловский замок

Юрий Анненков. Портрет поэта М.А. Кузмина. 1919.
предоставлено KGallery

Юрий Анненков. Портрет поэта М.А. Кузмина. 1919. 

«Мирон Шерлинг. Юрий Анненков. Борис Григорьев. Петербург — Париж», KGallery (16+)

Для себя галерея KGallery собозначает проект как «выставку года» (уходящего, но важного и в 2023-м). Экспозиция посвящена сразу двум художникам-авангардистам — Юрию Анненкову и Борису Григорьеву. Оба писали в том числе портреты, иногда даже одни и тех же акторов начала ХХ века. Например, фотографа Мирона Шерлинга, который, кстати, также прославился именно портретными снимками Репина, Шостаковича и многих других. На выставке показывают, как картины Григорьева и Анненкова (в том числе из частных коллекций!), так и кадры Шерлинга.

Подробнее здесь

До 12 февраля, KGallery

Экспозиция персональной выставки Александра Цикаришвили. 2022 г.
предоставлено галереей

Экспозиция персональной выставки Александра Цикаришвили. 2022 г.

Александр и Лиза Цикаришвили. «Аллотриофагия», Marina Gisich Gallery (18+)

Проект в Marina Gisich Gallery — персональная выставка одного из основателей арт-группы «Север-7» Александра Цикаришвили, часть работ для которой была созданы в соавторстве с Лизой Цикаришвили. Вообще вынесенная в заглавие аллотриофагия — это расстройство пищевого поведения, при котором у человека возникает неконтролируемая тяга к поеданию несъедобного. Например, стекла, металла или пластика. Художники в своем проекте идут дальше и ставят вопрос, как быть, когда невозможно переварить реальность. И сразу дают ответ: ее надо поглотить — тем самым забыв.

Подробнее здесь.

До 18 февраля, Marina Gisich Gallery

Зимний ансамбль: кафтан и камзол. Кафтан «саксонский» с отделкой серебряным галуном и мехом бобра (новодел). Западная Европа; Россия. 1710–1720-е
предоставлено Эрмитажем

Зимний ансамбль: кафтан и камзол. Кафтан «саксонский» с отделкой серебряным галуном и мехом бобра (новодел). Западная Европа; Россия. 1710–1720-е. Камзол из шелковой ткани с узором «бизар» Россия. Ткань верха: Франция.1705–1720. 

«Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого», Эрмитаж (6+)

Еще одно событие из линейки Года Петра I (его отмечали весь 2022-й) в Эрмитаже — выставка предметов его личного гардероба. Экспозиция показывает не только то, как разнообразно одевался первый российский император, но и развенчивает миф, что он всегда ходил в военном мундире или одежде плотника. Это более 300 вещей от парадных костюмов и домашнего туалета до маскарадного платья, нижнего белья и обуви.

Подробнее здесь

До 31 декабря 2023-го, Галерея костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня»

предоставлено организаторами

«Балабанов», «Севкабель Порт» (12+)

Алексей Балабанов был и есть один из главных российских режиссеров, какой бы его фильм ни описывал нашу реальность сейчас: дилогия «Брат», «Груз 200» или «Я тоже хочу». На масштабной выставке-путешествии все его картины объединили в одну неслучившуюся историю. Рассказчики, ведущие зрителя по экспозиции, — в том числе братья Петр и Федор Балабановы, сыновья режиссера. 

Подробнее здесь.

С 13 октября по 15 января, «Севкабель Порт»

Ирина Колпачникова, предоставлено ЦВЗ "Манеж"

«Зерцало», «Манеж» (6+)

В «Манеже» до конца каникул показывают проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX вв. Это последняя выставка, концепцию которой разработал Павел Пригара в должности директора ЦВЗ. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало». И не случайно первое, что увидит зритель, оказавшись в выставочном пространстве, — это собственное отражение в зеркалах. Ведь светский портрет из прошлого в каком-то смысле имеет единую природу и с селфи, и с мирроу-луками в многочисленных соцсетях. Куратор — Светлана Зенина, научный консультант — Григорий Голдовский, архитектура и сценография — Анны Ильиной, за графический дизайн выставки отвечает Катя Зубкова.

Подробнее здесь.

До 8 января, «Манеж»

предоставлено Эрартой

«Время летать: советский киноплакат 1970–80-х», Эрарта (16+)

В Эрарте собрали около 40 советских афиш. Это вольные фантазии художников по мотивам фильмов Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Фрэнсиса Форда Копполы, Милоша Формана, Питера Файмана и многих других. «Для художников, создававших киноафиши в то время, сложилась уникальная ситуация. Канон соцреализма уже не являлся доминирующим, а голливудские маркетинговые стандарты еще не пришли. Образовался временной промежуток, в котором авторы имели относительно высокую степень творческой свободы», — так о проекте рассказывают в самом музее.

Подробнее здесь

До 26 февраля, Эрарта

София Азархи. Оскар Кокошка везет Альму Малер в Венскую оперу. 2022
предоставлено МИСП

София Азархи. Оскар Кокошка везет Альму Малер в Венскую оперу. 2022

«Портрет художника», Музей искусства Петербурга XX-XXI веков (16+)

В МИСПе показывают портреты художников (в широком смысле) из собраний 23 российских музеев и галерей. Это, например, вполне узнаваемые изображения Тициана, Эль Греко, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Владимира Маяковского, Сальвадора Дали, Оскара Кокошки, Исаака Бродского, Натана Альтмана и многих других. Есть портреты и современных живописцев — скажем, Георгий Гурьянов в образе «Строгого юноши» на картине Тимура Новикова (ее этим летом можно было увидеть в KGallery). 

Подробнее здесь.

До 26 февраля, Музей искусства Петербурга XX-XXI веков

Новый Завет. Москва : Печатный двор, 1702.
предоставлено Эрмитажем

Новый Завет. Москва : Печатный двор, 1702. 

«Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого», Эрмитаж (6+)

В один и тот же день в Эрмитаже открылись сразу две выставки, посвященные старинным книгам. Первая из них — о тех изданиях, что были напечатаны в 1689–1725 годах, то есть во время самостоятельного царствования Петра I (его 350-летие отмечается весь 2022-й). Здесь показывают (наглядно!), как менялось содержание текстов, а с ним и их форма: как в книгах светского характера вместо кириллического шрифта начал использоваться новый гражданский. Также посетители могут увидеть типографский станок и гравюры тех времен.

Подробнее здесь

До 29 января, Арапский зал Зимнего дворца

Жан-Батист Морван де Бельгард (1648–1734). Истинной християнин и честной человек, или Соединение должностей жития християнскаго с должностьми жития
предоставлено Эрмитажем

Жан-Батист Морван де Бельгард (1648–1734). Истинной християнин и честной человек, или Соединение должностей жития християнскаго с должностьми жития гражданскаго .Санкт-Петербург, 1742 г.

«Для любителей отечественной учености и просвещения. Эрмитажная и Публичная библиотеки. 1762–1862 годы», Эрмитаж (6+)

Вторая эрмитажная выставка для библиофилов примечательна тем, что тут можно увидеть редкие издания из фондов самого музея и Российской национальной библиотеки. Это, например, Четвероевангелие с толкованиями 1061 года, Коран 1076-го, а еще книги из личных библиотек просветителей Вольтера и Дидро, уникальных собраний сотрудника русского посольства в Париже в годы Великой Французской революции Дубровского, горного инженера Фролова и историка Погодина.

Подробнее здесь

Да 12 марта, Двенадцатиколонный зал

А.Демидова в роли Гертруды, Гамлет, Театр на Таганке. Фото Валерий Плотников
Фото Валерий Плотников, предоставлено музеем

А.Демидова в роли Гертруды, Гамлет, Театр на Таганке. Фото Валерий Плотников

«Алла Демидова. Когда зеркало зеркалу снится...», Шереметевский дворец — Музей музыки (12+)

Придуманная главредом «Сноба» и театроведом Сергеем Николаевичем выставка-оммаж великой актрисе Алле Демидовой не пытается деконструировать ее личность, как документальный фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто». Вместо авторских интерпретаций тут бесконечное восхищение образом и его составляющими: например, костюмы Гетруды, Федры и Раневской из постановок «Театра на Таганке» времен Юрия Любимова и Анны Ахматовой из недавнего, но уже архивного спектакля «Гоголь-центра». Заодно, кстати, можно оценить, как же теперь выглядит недавно отреставрированный Белый зал Шереметевского дворца.

Подробнее здесь

До 16 апреля, Шереметевский дворец

Карл Булла. Исаакиевский собор со стороны Сенатской площади, 1900‑е.
предоставлено Росфото

Карл Булла. Исаакиевский собор со стороны Сенатской площади, 1900‑е.

 

«Град Петров», «Росфото» (6+)

Вообще проект в «Росфото» посвящен, как и многие события 2022-го, 350-летию Петра I. Но не очевидным образом. Тут показывают снимки и материалы, собранные для журнала «Мир искусства» в преддверии двухсотлетия Петербурга. То есть это работы, запечатлевшие, каким был город в начале ХХ века. Кроме того, в пространстве выставки звучат стихи Мандельштама, Ахматовой, Блока, Кузьмина и многих других.

Подробнее здесь.

До 15 января, Дворовый корпус «Росфото»

Динара Асанова
предоставлено Ленфильмом

Динара Асанова

«Динара Асанова — Незнакомка», «Ленфильм» (12+)

На «Ленфильме» все каникулы еще будет работать выставка, посвященная Динаре Асановой — режиссеру, снимавшей в советское время лучшие фильмы о нежном возрасте и хрупкости подростков. Ее кураторами стала арт-группа Doping Pong — Анна Маугли и Дмитрий Мишенин — делавшие нашумевший проект «Виктор Цой. Путь героя» в московском «Манеже». С помощью цифрового искусства и реальных артефактов они рассказывают, как Асанова создавала картины «Не болит голова у дятла», «Пацаны», «Ключ без права передачи». А еще — свою последнюю (и незаконченную) ленту «Незнакомка».

Подробнее здесь

До 15 января, «Ленфильм»

Мороженица из «Египетского» сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806. Фарфор.
предоставлено Эрмитажем

Мороженица из «Египетского» сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806. Фарфор.

«Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном», Эрмитаж (6+)

Эрмитажная выставка приурочена к 200-летию расшифровки египетских иероглифов и увлечению Древним Египтом, захлестнувшему Европу, в том числе Россию, после похода в этот регион Наполеона. В экспозиции — скульптура, живопись, мебель, украшения, костюмы и фарфор. Все это — с научными египтологическими комментариями, сопровождающими каждый объект.

Подробности здесь.

До 9 апреля, Аванзал и Николаевский зал Зимнего дворца

предоставлено галереей

«Филоновцы. Мастера аналитического искусства», галерея «Петербург» (0+)

В антикварной галерее «Петербург» показывают работы учеников авангардиста Павла Филонова: сотню картин его сторонников и последователей от Татьяны Глебовой, Софьи Закликовской, Бориса Гурвича и Алисы Порет до Ксении Ливчак, Всеволода Сулимо-Самуйлло, Ревекки Левитон и Владимира Луппиана. Все они были созданы в 1920-1970-х. Еще в экспозиции — четыре скульптуры Иннокентия Суворова. Это настоящая редкость, так как почти все его произведения были уничтожены.

Подробнее здесь

До 28 февраля, галерея «Петербург»

Мария Снигиревская. Ажур. Петербург, 1999. Желатино-серебряная печать.
предоставлено Росфото

Мария Снигиревская. Ажур. Петербург, 1999. Желатино-серебряная печать.

«Пунктум. Борис Смелов, Мария Снигиревская и Алексей Зеленский», «Росфото» (6+)

В «Росфото» показывают настоящий маст си — выставку группы «Пунктум», в которую объединились в 1990-е фотографы Борис Смелов, Мария Снигиревская и Алексей Зеленский. Название «Пунктум» отсылает к книге философа и культуролога Ролана Барта «Camera Lucida». Всего в экспозиции — более ста оригинальных бромосеребряных авторских отпечатков.

Подробнее здесь

До 10 января, «Росфото»

Подлянский А.Ю. Петербург. Наводнение 7 сентября 1977 года. 1984 г.
предоставил Музей истории Санкт-Петербурга

Подлянский А.Ю. Петербург. Наводнение 7 сентября 1977 года. 1984 г.

«Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга», Музей истории Санкт-Петербурга (16+)

Путешествия во времени пока не изобрели, поэтому как портал в Ленинград 1950-х, 1960-х, 1970-х и 1980-х отлично работают, например, фильмы режиссеров «Ленфильма» той поры. А еще — живопись. Пейзажи тех годов собраны на выставке в Петропавловской крепости. Работы Евсея Моисеенко, Юрия Тулина, Людмилы Рончевской, Сергея Репина и других призваны показать, как тогда наш город видели его жители — при смене сезонов и в разные погодные условия. «Выставка дает возможность вспомнить об ушедшей эпохе, о прежнем Ленинграде, облик которого в течение четырех десятилетий изменился до неузнаваемости. Невский проспект с трамвайными линиями, Свято-Троицкая церковь на улице Марата, Успенский собор на Сенной площади — то, что было впоследствии безвозвратно утрачено, запечатлели на холстах ленинградские художники», — говорят в музее.

Подробнее здесь

До 6 июня, Инженерный дом Петропавловской крепости

Ипполит Робийяр. Портрет графини Софии Александровны Бобринской. 1863. Отпечаток на соленой бумаге
предоставлено Эрмитажем

Ипполит Робийяр. Портрет графини Софии Александровны Бобринской. 1863. Отпечаток на соленой бумаге

«Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов», Эрмитаж (6+)

Хотя сейчас имя французского художника Ипполита Робийяра знакомо лишь специалистам, в середине XIX века он был известен многим: сначала как мастер пастельного портрета, а в первой половине 1860-х как фотограф, владевший одним из самых популярных ателье в Петербурге. Выставка в Пикетном зале Зимнего дворца впервые представит более 50 лучших работ Робийяра, в том числе уникальные материалы из личного архива фотографа, позволяющие продемонстрировать его творческий метод.

Подробнее здесь.

До 19 февраля, Пикетный зал Зимнего дворца

предоставлено MYTH Gallery

«Исключение», MYTH Gallery (18+)

В галерее MYTH можно увидеть кураторский проект Владимира Кустова — одного из апологетов «некрореализма». «Исключение» — это размышления художников о так называемой «культуре отмены», но не с точки зрения репутационных скандалов, а замещения одних типов знаний другими. Среди участников — Анна Афонина, Людмила Баронина, Лиза Бобкова, Зои ДеВитт, Катя Исаева, сам Владимир Кустов, Сергей Тихонов, Егор Федоричев, Тимофей Шульц и Наталья Петрикова.

Подробнее здесь.

До 13 января, MYTH Gallery

Малявин Ф.А. Крестьянка.
предоставлено Музеем академии художеств

Малявин Ф.А. Крестьянка.

«Филипп Малявин. Контуры», Дом-музей П. П. Чистякова (6+)

В Доме-музее Чистякова в Пушкине показывают графику Федора Малявина из коллекции Исаака Бродского, которая сейчас хранится в фондах Музея Академии художеств. Это изображения взрослых и детей, жанровые сцены, а также автопортрет живописца. В них уже заметны и тематические особенности его работ, и любовь к красному цвету и всем его оттенкам.

Подробнее здесь.

До 14 марта, Дом-музей П. П. Чистякова

«Алгоритм»
предоставлено продюсером студии Radugadesign

«Алгоритм»

«Спектрум», «Цифергауз» (6+)

В галерее цифрового искусства «Цифергауз» в Новой Голландии продлили до конца каникул выставку «Спектрум» — первый персональный проект студии Radugadesign, приуроченный к ее 15-летию. Это аудиовизуальные и иммерсивные инсталляции, часть из которых созданы специально для этой экспозиции (работы «Белый пиксель», «Черный ящик» и «Спектрум»). Вход свободный, но только по предварительной регистрации.

Подробнее здесь. 

До 8 января, «Цифергауз»

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)