Разговор о стрит-арте — искусстве, которое десятилетиями сражается за право называться легально «признанным» искусством и жить без страха за собственную жизнь, — стал основой проекта Urban, созданного командой МТС Live и Human Creative Production: трилогии спектаклей с дополненной реальностью.
В проекте уже вышли Urban.Moskva, Urban.Saint-P и Urban.Ekb. Режиссер Тимур Шарафутдинов рассуждает о сложных вопросах в легком формате спектакля-сказки, на который можно попасть из любой точки мира без билета, смокинга и кашляющего соседа в переполненном театральном зале. С помощью приложения МТС Live каждый владелец смартфона становится участником спектакля-прогулки, где сцена — городские улицы, актеры — уличные музыканты, художники и мифические обитатели города, декорации — АR-эффекты, создающие дополненную реальность и новые смыслы, а зритель — один из действующих персонажей, вовлекаемый в активное действие. Взмах телефоном — и зритель стоит на пороге виртуального портала, ведя сквозь который, от одного дома к другому, от одной картины к следующей, создатели спектакля погружают в культурный контекст города, слой за слоем раскрывая его метафизику.
Кто может рассказать о городе лучше, чем он сам: языком домов, мостов, набережных и жителей, мифических и реальных. В Urban.Saint-P город становится сценой, где одновременно существует прошлое и будущее, традиции и мечты о переменах, стремление к свободе и борьба за власть, а в конечном итоге, за жизнь — культурных кодов, стереотипов, привычного и нового мышления, искусства уличного и музейного.
Тимур Шарафутдинов
режиссер
В каком-то смысле мы тоже пионеры, потому что имеем дело с новым видом интертейнмента: да, это похоже на игру, да, похоже на аудиоспектакль, но это новый язык, на котором художники только учатся разговаривать. И этот язык однозначно открывает новые возможности режиссерам и художникам. Ранее уже были попытки извлечь стрит-арт из привычной экосистемы и поместить в галереи и музеи, но при этом искусство теряло свою силу. Были попытки счищать слой со стен, снимать видео. Но только благодаря дополненной реальности появился способ действительно музеифицировать стрит-арт — искусство остается привязанным к месту создания, при этом естественная экосистема обитания дораскрывается, анимируется и становится доступной широкой аудитории во всех точках мира.
«Культурная столица» — бренд, который стал благословением и проклятием для Петербурга. Жесткие рамки, за которыми вроде как стыдно высказываться, чтобы не прослыть недостаточно петербуржцем. В Urban.Saint-P столкнулись две традиции, два подхода к искусству. Создать и законсервировать в музее или создать и отпустить в свободный полет? Жить в наглухо завязанном галстуке или расти в собственной коже, обернутой татуировками? Писать на холстах маслом или рисовать баллончиками на домах? Персонажи спектакля задают вопросы и ищут ответы, спорят и соглашаются, голосами Музы и Медного всадника, озвучивая противостояние поколений горожан.
«Если бы в их уродовании стен было бы что-то стоящее, никто бы не имел ничего против. Новый шедевр не создать, не те сейчас люди», — ворчит Медный всадник голосом актера Максима Пономарева. А Муза (певица Masha Нimа) — вольная, легкая, но мудрая, видит в его словах не только приговор, но страх — страх разрушения основ, страх будущего, страх за нас в будущем. «Я тоже боялась, но без прошлого нет будущего!»
Согласно драматургии Марии Канторович, Муза и Медный всадник сумели прийти к общему берегу и примириться — возможно, благодаря музыке Уличного Поэта (Obladaet). Будущему есть смысл оглядываться в прошлое. А прошлому нет смысла опасаться будущего. На одном языке заговорили люди искусства и технологий: благодаря МТС Live в АR-спектакле написанный текст превратился в цифровой код, а код — в ожившие картины.
Художники довольны результатом. СанктПетербург — живой организм, ему необходимо расти и меняться. Метафизика города — это давно не только Достоевский, Пушкин. Город культуры, которая не помещается в консерве, даже если консерва выглядит, как великолепный музей. Парадокс в том, что город вдохновляет художников создавать искусство, но он же и казнит его, уничтожает. Вода размывает стены домов, возведенных на берегах рек. Плесень безжалостно сжирает кружевные кренделя. Коммунальные службы яростно закрашивают картины на фасадах домов. Как случилось, к примеру, в Ковенском переулке с нелегальным Хармсом. Паша Мокич и Паша Кас нарисовали его в 2016 году на доме, в котором когда-то жил поэт. Через пять лет, несмотря на общественный протест, коммунальные службы уничтожили портрет. Но Хармс остался в виртуальном мире — в одной из сцен Urban. Saint-P.
Андрей Бергер
художник
Стрит-арт живет и умирает на улице. Особенность его в том, что с момента своего создания произведение стрит-арта заботится о себе само и защищает себя само. Защищать что-то от коммунальщиков — тоже некое насилие над городом. Жизнь и смерть — это органический процесс, его можно зафиксировать с помощью технологий, но не остановить.
Где бы вы это ни читали, можете прямо сейчас зайти в портал и увидеть спектакль и работы художников, которых отобрал куратор проекта Михаил Oгep: Андрея Берrера, Petro х Slak, Саши Демкина, Паши Каса и Паши Мокича, арт-группы «Явь». Два мурала (легендарный «Хармс» и «Женская власть») физически уже не существуют — теперь они увековечены в digital-вepcияx Urban.Saint-P. Другие муралы можно найти на карте приложения и увидеть не только на экране телефона, но и в естественной экосреде.
Текст: Наталья Песочинская
12+
Комментарии (0)