18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • ЛЕТО В ПЕТЕРБУРГЕ 2022
Искусство

Поделиться:

Красота, эротизм и телесность: Что смотреть на выставке экс-барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова в KGallery?

В KGallery открылась персональная выставка «Куда ж нам плыть?..» Георгия Гурьянова — художника, почетного профессора Новой академии изящных искусств Тимура Новикова и экс-барабанщика группы «Кино». Разбираемся вместе с куратором выставки Аркадием Ипполитовым, как устроен проект, при чем тут стихотворение Пушкина, строка из которого стала его названием, и какая ипостась в дихотомии «музыкант — живописец» описывает на самом деле Гурьянова.

Георгий Гурьянов
Дмитрий Иванов

Георгий Гурьянов

Гурьянов — художник или музыкант?

В интервью «Собака.ru» в 2010 году Георгий Гурьянов охотно делился воспоминаниями о своей музыкальной карьере ударника «Кино» — с 1984-го и до гибели Виктора Цоя в 1990-м. (От смертельной аварии и принято вести отсчет его полноформатной ипостаси живописца, хотя с Тимуром Новиковым он был знаком еще с конца 1970-х.) А потом вдруг вполне по-флоберовски заявил: «Мое произведение искусства — я сам». И добавил, что речь не о бахвальстве, а общем мироощущении, возникшем у него еще в 1980-х задолго до пика его художественной карьеры. «Как я хожу, во что одеваюсь, что говорю — это и есть произведение современного искусства. Так я ко всему и относился. <…> И в результате художники писали мои портреты, поэты посвящали мне стихи, а Витя — песни».


Георгий Гурьянов: «Мое произведение искусства — я сам»

Через три года после интервью, в 2013-м, Гурьянова не станет. Еще через несколько лет по одному из коммерческих рейтингов он оказался самым дорогим современным художником России. В своем открытом письме о его наследии объединение «Клуб друзей Маяковского», куда входил при жизни Георгий Гурьянов, напишет: «Можно утверждать с уверенностью — это художник был какое-то время ударником группы «Кино», а не наоборот».

Друг Георгия Гурьянова, искусствовед Аркадий Ипполитов, ставший куратором его выставки в KGallery, говорит, что оба подхода справедливы — для своего временного отрезка: «Гурьянов стал художником с 1990-х. Есть четкий водораздел у него — 1990-й как год смерти Цоя. До этого Гурьянов был все же музыкантом, который при этом крутился и в художественной тусовке. Затем он стал художником, который в том числе хорошо знал музыку. Вот эти вещи хорошо символизирует его портрет авторства Тимура Новикова, представленный на выставке, который как раз все тем же 1990 годом и датируется. При том, что из всей Новой академии Гурьянов получил самое законченное образование. Так как он почти год проучился в «серовке» (Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова, сейчас — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха — Прим. ред.) и умел рисовать. О чем свидетельствует, в частности, тоже представленный здесь его рисунок «Битва лапифов с кентаврами» — фактически академический».

Гребцы. 2000-е
предоставлены KGallery

Гребцы. 2000-е

Почему выставка называется «Куда ж нам плыть?..»

Давшее название выставке стихотворение «Осень» Пушкина обрывается этим вопрошанием: «Куда ж нам плыть?..» Из-за этой (якобы) незавершенности его и выбрал Аркадий Ипполитов, заодно эффектно обыграв «Гребцов» Гурьянова, а еще его новоакадемическое восхищение классикой, то есть и морским. Основой экспозиции стали незаконченные картины. Гребцы на них движутся, будто по инерции, но вот куда.

Гребцы. Середина-вторая половина 2000-х. Холст, акрил, карандаш
Собака.ru

Гребцы. Середина-вторая половина 2000-х. Холст, акрил, карандаш

«Выставка — это, конечно, не ретроспектива, она достаточно своеобразная. Я бы назвал ее неожиданной — даже для самого себя. Это шло от решения основываться, в первую очередь, на собрании, которое осталось в его мастерской [после смерти] и принадлежит наследникам. Это вещи незаконченные, которыми весь первый этаж и посвящен. Из этого родился такой вопрос бытия "Куда ж нам плыть?.." Ответа на него нет. У Пушкина он был в черновике, но тот его вычеркнул. Поэтому стихотворение считается незаконченным, но эта незаконченность и есть в какой-то мере совершенство. Равно как и многие вещи Гурьянова. В том числе представленные здесь два последних вариантов его "Гребцов"».

Гребцы. Вариант. 2000-е. Холст, жикле, акрил
предоставлено KGallery

Гребцы. Вариант. 2000-е. Холст, жикле, акрил

Как устроена выставка Гурьянова?

Первое, что увидят зрители, еще не дойдя до экспозиции, это эскиз все к тем же «Гребцам»  важнейшей картины 1998 года, созданной для альтернативной мировой Олимпиады, проходившей в Амстердаме, и затем повторенной им в нескольких вариантах. Телесность и культ атлетичного сложения у Гурьянова в конце концов естественен не только по заветам почитавших эллинистские традиции новоакадемиков, но и из банальной любви к спорту. На хулиганском «Пиратском телевидении» именно он отвечал за спортивные передачи.

Моряки, парный портрет, 2006-е. Виктор Цой, эскиз портрета. 2000-е
Собака.ru

Моряки, парный портрет, 2006-е.  Виктор Цой, эскиз портрета. 2000-е

На первом этаже KGallery разместились, в основном, незавершенные вещи. Вот портрет Виктора Цоя в футболке с иероглифами, не располагающий к игре в «Похож — не похож» (лица на нем нет). Или затертый гитарист «Кино» Юрий Каспарян в образе моряка на парном портрете вместе с Гурьяновым. Все это — рядом с версиями все тех же «Гребцов».

«Перфекционизм, то есть стремление к идеалу — одно из свойств классики и классицизма. Георгий, однако, никогда не писал быстро, долго и упорно работая над каждым своим произведением и бесконечно его переделывая. Процесс, наверное, здесь доминирует, но вещи можно назвать и результатом. Даже незаконченные. Кажется, что стертые лица тут намеренно», — рассказывает Аркадий Ипполитов.

Прыжки в воду. 1989. Холст, акрил.
предоставлено KGallery

Прыжки в воду. 1989. Холст, акрил.

Эта «спортивно-водная» идиллия (со всем ее нарочитым эротизмом) переходит в «клубную» часть. Поднявшись по лестнице, видишь барабанную установку Гурьянова (да, подлинную!), его плакаты к первым в России рейвам «Гагарин-пати» и «Мобиле», раннюю работу «Прыжок» и портрет авторства Тимура Новикова.

За темным залом — вновь много света и диптих «Строгий юноша», вдохновленный фильмом Абрама Роома по повести Олеши и являющийся одновременно данью памяти одноименной галерее мод Константина Гончарова, шившего концертные черные рубашки Виктору Цою и остальным участникам «Кино».

"Строгий юноша".
Собака.ru

"Строгий юноша". 

«Мне кажется, интересны на этой выставке именно вещи семьи, которые практически не выставлялись. Вообще, вы знаете, все вещи было достаточно сложно достать. Во-первых, я горжусь, что у нас диптих «Строгий юноша» представлен. И очень интересная ранняя работа — «Прыжок», которая висит в зале, который как бы ночной клуб, она написана в начале 1990-х. Это очень редкие вещи Гурьянова в коллекциях», — объясняет Ипполитов.

Доминанту-диптих, кстати, интереснее всего наблюдать, поднявшись по лестнице. Там же, в последней картине выставки, (не будем спойлерить, какой) можно найти кураторский намек, есть ли все же у плавания реальная конечная цель. Даже если кажется, что ее нет.

Выставка «Куда ж нам плыть?..» Георгия Гурьяновы пробудет в KGallery до 4 сентября. Она организована совместно с Санкт-Петербургской Новой Академией. Куратор проекта — Аркадий Ипполитов. Сокуратор от KGallery — Ксения Ремезова.

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Лето в Петербурге 2022

Комментарии (0)