На выставке представлены более 150 произведений из всемирно известного собрания Щукина: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других. Полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и московском ГМИИ имени А. С. Пушкина, впервые будут показаны вместе в столь полном составе. Экспозиция построена на образе дома Щукина в Знаменском переулке в Москве. Хозяина дома занимали колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, каминов, причудливо сочетаясь со старинными коврами, мебелью и декором. Кураторы воссоздали основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратится в дом Щукина. Анфилады «комнат» лишь немного отличаются от оригинальных в доме на Знаменке наполнением и расположением.
Гости дома Щукина в первую очередь попадали на большую лестницу, где были вывешены знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». На выставке в Манеже «Танец» и «Музыка» также заняли почтенное место и видны практически из любой точки зала.
В Музыкальном Салоне находилась импрессионистическая живопись: картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна.
Следом за Музыкальным салоном в доме Щукина располагалась Розовая гостиная — на выставке эти пространства построены друг напротив друга. Оформлением этой комнаты занимался лично Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году.
Удивительным пространством в доме Щукина была Большая столовая, декорированная ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его «иконостасом» — и это название закрепилось за комплексом. «Иконостас Гогена» впервые показан в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Неповторимая атмосфера царила в, пожалуй, самом необычном помещении особняка Щукина — комнате Пикассо. 40 картин Пикассо были размещены всего на 25 квадратных метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.
Михаил Пиотровский
генеральный директор Государственного Эрмитажа
Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции. Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того — Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Петр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую.
Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» работает до 30 октября в Манеже Малого Эрмитажа
Комментарии (0)