18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
  • News
Искусство

Поделиться:

На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратился в дом Щукина

На выставке представлены более 150 произведений из всемирно известного собрания Щукина: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других. Полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и московском ГМИИ имени А. С. Пушкина, впервые будут показаны вместе в столь полном составе. Экспозиция построена на образе дома Щукина в Знаменском переулке в Москве. Хозяина дома занимали колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, каминов, причудливо сочетаясь со старинными коврами, мебелью и декором. Кураторы воссоздали основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратится в дом Щукина. Анфилады «комнат» лишь немного отличаются от оригинальных в доме на Знаменке наполнением и расположением.

Клод Моне Стог сена в Живерни Франция, 1886 г.

Клод Моне
Стог сена в Живерни
Франция, 1886 г.

Камиль Писсарро Площадь Французского Театра в Париже Франция, 1898 г.

Камиль Писсарро
Площадь Французского Театра в Париже
Франция, 1898 г.

Гости дома Щукина в первую очередь попадали на большую лестницу, где были вывешены знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». На выставке в Манеже «Танец» и «Музыка» также заняли почтенное место и видны практически из любой точки зала.

В Музыкальном Салоне находилась импрессионистическая живопись: картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна.

Следом за Музыкальным салоном в доме Щукина располагалась Розовая гостиная — на выставке эти пространства построены друг напротив друга. Оформлением этой комнаты занимался лично Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году.

Поль Гоген Месяц Марии (Te avae no Maria) Франция, 1899 г.

Поль Гоген
Месяц Марии (Te avae no Maria)
Франция, 1899 г.

Кристиан Корнелиус (Ксан) Крон Портрет С. И. Щукина Норвегия, 1916 г.

Кристиан Корнелиус (Ксан) Крон
Портрет С. И. Щукина
Норвегия, 1916 г.

Удивительным пространством в доме Щукина была Большая столовая, декорированная ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его «иконостасом» — и это название закрепилось за комплексом. «Иконостас Гогена» впервые показан в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Неповторимая атмосфера царила в, пожалуй, самом необычном помещении особняка Щукина — комнате Пикассо. 40 картин Пикассо были размещены всего на 25 квадратных метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.

Фирма «William Morris & Co.» По картону Эдуарда Коли Берн-Джонса Шпалера «Поклонение волхвов» Англия, 1890 г.

Фирма «William Morris & Co.»
По картону Эдуарда Коли Берн-Джонса
Шпалера «Поклонение волхвов»
Англия, 1890 г.

Михаил Пиотровский

генеральный директор Государственного Эрмитажа

Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции. Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того — Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Петр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую.

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» работает до 30 октября в Манеже Малого Эрмитажа

hermitagemuseum.org

Комментарии (0)